Освобождение европы и создание ялтинской системы 2 страница

В своих мемуарах Тито писал: «Тогда я первый раз в своей жизни встретился со Сталиным и беседовал с ним. До этого я видел его издали, как, например, на VII конгрессе Коминтерна. На этот раз у меня было несколько встреч с ним, две-три в его кабинете в Кремле, дважды он приглашал меня к себе на ужин. Одним из первых вопросов, который мы обсудили, был вопрос совместных операций наших двух армий... Я попросил у него одну танковую дивизию, которая помогла бы нашим частям при освобождении Белграда... Сталин, согласившись с моей просьбой, сказал: «Вальтер (это был партийным псевдонимом Иосипа Броза во время его работы в Москве в Коминтерне, до того как он принял псевдоним «Тито». — Прим. авт.), я дам Вам не танковую дивизию, а танковый корпус!»

Тито писал, что «в ходе первой встречи со Сталиным царила напряженная атмосфера. Почти по всем обсуждавшимся вопросам возникала в той или иной форме полемика... Например, Сталин говорит мне: «Вальтер, имейте в виду: буржуазия очень сильна в Сербии!» А я ему спокойно отвечаю: «Товарищ Сталин, я не согласен с Вашим мнением. Буржуазия в Сербии очень слаба». Сталин замолкает и хмурится, а остальные за столом — Молотов, Жданов, Маленков, Берия с ужасом наблюдают за этим. Сталин начал затем расспрашивать об отдельных буржуазных политических деятелях Югославии, интересуясь, где они, что делают, а я ему отвечаю: «Этот подлец, предатель, сотрудничал с немцами». Сталин спрашивает о ком-то еще. Я ему отвечаю то же самое. На это Сталин вспылил: «Вальтер, да у Вас все подлецы!» А я ему в ответ: «Верно, товарищ Сталин, каждый, кто предает свою страну, является подлецом».

Тито решительно отверг предложение Сталина пойти на временную реставрацию монархии в Югославии в интересах создания коалиционного правительства. На вопрос Сталина о возможных действиях партизан в случае английского десанта в Югославии Тито ответил: «Мы дадим им самый решительный отпор». Услыхав этот ответ, Сталин замолчал. «Очевидно, ему этот ответ не понравился», — писал югославский руководитель.

Нетерпимая позиция Тито существенно сокращала возможности для политического маневрирования в отношениях Сталина с Западом. Хотя Тито изображал дело так, что он раздражал Сталина своими ответами и будто бы был первым человеком, который решился возражать советскому руководителю, это было скорее всего не так. Вероятно, Сталину нравилось, что вождь югославских партизан умеет защищать свои взгляды. Сталин явно был готов поддержать упрямого коммуниста и, очевидно, попытался прибегнуть к дипломатическим приемам для того, чтобы оградить Югославию от вступления войск Великобритании и США.

В сообщении ТАСС от 29 сентября 1944 года говорилось: «Советское командование...сообщило, что советские войска по выполнении своих оперативных задач будут выведены из Югославии. Национальный комитет и Верховное командование Югославии согласились удовлетворить просьбу Советского командования. Советское командование при этом приняло выдвинутое югославской стороной условие, что на территории Югославии, в районах расположения частей Красной Армии, будет действовать гражданская администрация Национального Комитета Освобождения Югославии». Как записал Тито, «Заявление показывало западным союзникам, как должны поступить и они, если хотят использовать территорию Югославии для боевых операций против немцев».

К этому времени почти все союзники Германии в Европе, кроме Венгрии, капитулировали. Стремясь ослабить силы фашистского блока, Советское правительство вступило в переговоры о перемирии с бывшими союзниками Гитлера в Румынии, Венгрии, Финляндии, Болгарии, хотя у Сталина и других советских руководителей не было иллюзий относительно антифашизма этих деятелей. Политика в отношении союзников Гитлера также варьировалась в зависимости от поведения той или иной страны и конкретной ситуации.

Порой Сталин занимал жесткую ультимативную позицию. Диктуя текст представления, которое вечером 14 октября 1944 года было вручено представителю регента Венгрии Миклоша Хорти, прибывшему для заключения перемирия, он говорил: «Прибывший из Будапешта в Сегед венгерский представитель — парламентер полковник Уташи Лоуренд — абсолютно неосведомленный человек и в силу этого не мог вести переговоров с представителями советского командования по вопросам выполнения венгерским правительством предварительных условий перемирия». В представлении указывалось, что Советская сторона, выполнив просьбу венгерского правительства, прекратила наступление на Будапешт, в то время как венгры не только не убрали свои войска с реки Тиса, а активизировали свои действия против Красной Армии. «В связи с этим, — указывалось в представлении, — Верховное Главнокомандование советских войск требует от венгерского правительства в течение 48 часов с момента получения настоящего представления выполнить взятые на себя обязательства по пред

варительным условиям перемирия». Верховное главнокомандование требовало отвода венгерских войск с территории Румынии, Югославии и Чехословакии, разрыва с Германией и начала активных действий против германских войск.

Такая жесткая требовательность объяснялась тем, что Хорти предпринимал меры, чтобы не допустить Красную Армию в Венгрию и добиться вступления туда англо-американских войск. А прогерманские силы в венгерском руководстве пытались помешать выходу Венгрии из войны. В результате переворота в Венгрии, ареста немцами Хорти и установления в Будапеште прогерманской фашистской диктатуры Салаши переговоры были сорваны. Красной Армии пришлось вести в Венгрии тяжелые бои с немецкими и венгерскими войсками вплоть до начала апреля 1945 года.

С Финляндией долгие закулисные переговоры вела посланник СССР в Швеции А.М. Коллонтай. Эти переговоры увенчались успехом, и 5 сентября 1944 года военные действия на участке расположения финских войск были прекращены. В соответствии с условиями перемирия Советский Союз не стал вводить свои войска в Финляндию.

В Румынии СССР поддержал государственный переворот, осуществленный королем Михаем I. Король арестовал правительство И. Антонеску и подписал соглашение о перемирии. 9 июня 1945 года президиум Верховного Совета СССР наградил короля Михая орденом «Победа».

Несмотря на объявление румынским правительством войны Германии, многие влиятельные люди в Румынии сохраняли верность третьему рейху. Они передавали секретные сведения о составе советских вооруженных сил и их передвижениях, укрывали немецких военных. Попытки правительства Румынии порвать с СССР и установить связи с Западом не только не прекратились, а усилились, когда во главе правительства стал генерал Радеску. С.М. Штеменко писал: «Докладывая Ставке военную обстановку, мы с А. И. Антоновым не однажды отмечали, что королевский двор неизбежно станет центром антисоветских элементов в Румынии, и предлагали принять по отношению к нему решительные меры. Верховный Главнокомандующий, как обычно, внимательно нас выслушал, не спеша раскурил трубку, разгладил концом мундштука прокуренные усы, а потом сказал примерно так. Чужой король не наше дело. Терпимость к нему благоприятно скажется и на наших отношениях с союзниками. Румынский народ, который пока доверяет королевскому двору как оппозиции фашистской диктатуре, надо полагать, сам разберется в истинной сущности монархии. Есть основания думать, что и румынские коммунисты не будут сидеть сложа руки, а помогут своему народу понять обстановку. Таким образом, нам был преподан урок политграмоты».

Штеменко вспоминал: «Когда узнали, что король—летчик-любитель,

ему от имени И. В. Сталина передали самолет По-2 в подарочном варианте. Король летал, охотился, забавлялся». Подчеркнутое внимание СССР к

молодому королю способствовало изоляции королевского двора от политических интриг правительства. В марте 1945 года генерал Радеску был отправлен королем в отставку и премьер-министром стал лидер «Фронта земледельцев» Петру Гроза, который сформировал правительство главным образом из представителей левых сил.

После вступления в Румынию Красная Армия вышла на границу Болгарии, являвшейся союзницей Германии. Хотя Болгария, учитывая настроения народа, не решилась объявлять войну СССР, в ноте Советского правительства от 5 сентября 1944 года говорилось, что«Болгария находится в состоянии войны с СССР, поскольку на деле она и ранее находилась в состоянии войны с СССР», то и «Советский Союз будет находиться в состоянии войны с Болгарией».

Однако чуть ли не впервые в мировой истории объявленная война не состоялась. 8 сентября 1945 года Красная Армия без единого выстрела вступила на территорию Болгарии. После того как Жуков сообщил Сталину о том, как дружески встретил болгарский народ и болгарские войска Красную Армию, Верховный главнокомандующий отдал распоряжение: «Все оружие болгарских войск оставьте при них, пусть они занимаются своими обычными делами и ждут приказа своего правительства». Жуков писал: «Этим простым актом со стороны Верховного Главнокомандования было выражено полное доверие болгарскому народу и болгарской армии, которые по-братски встретили Красную Армию, видя в ней свою освободительницу от немецких оккупантов и царского профашистского режима». 9 сентября в результате государственного переворота прогерманское правительство было свергнуто и к власти пришло правительство Отечественного фронта. Его глава генерал Кимон Георгиев, бывший у власти еще в 1934 году, разгонял тогда профсоюзы, сажал коммунистов и стремился установить строй по образцу фашистской Италии. Теперь же он действовал в согласии с коммунистами, которые вскоре вошли в состав его правительства, а затем заняли в нем господствующие позиции.

По мере продвижения Красной Армии за границы СССР и расширения советского влияния в Центральной и Юго-Восточной Европе Черчилль все активнее настаивал на встрече Большой Тройки для обсуждения вопроса о разделе «зон ответственности» и наконец в октябре 1944 года лично прибыл в Москву для решения этого вопроса. Переговоры Черчилля со Сталиным происходили с 9 по 18 октября, когда СССР попытался добиться выхода Венгрии из войны.

В ходе первой же встречи Черчилль заявил: «Давайте урегулируем наши дела на Балканах. Ваши армии находятся в Румынии и Болгарии. У нас есть там интересы, миссии и агенты. Не будем ссориться из-за пустяков. Что касается Британии и России, согласны ли Вы на то, чтобы занимать преобладающее положение на 90% в Румынии, на то, чтобы мы занимали преобладающее положение на 90% в Греции и пополам — в Югославии?»

«Пока это переводилось, — вспоминал Черчилль, — я взял пол-листа бумаги и написал: Румыния. Россия —90%; Другие — 10%. Греция — Великобритания (в согласии с США) — 90%; Россия — 10%. Югославия — 50% — 50%. Венгрия — 50% — 50%. Болгария. Россия — 75%. Другие — 25%».

Поясняя смысл этих процентных соотношений членам правительства Великобритании, Черчилль писал: «Советская Россия имеет жизненно важные интересы в причерноморских странах», таких как Румыния и Болгария. Аналогичным образом СССР должен был, по мысли Черчилля, признать «долгую традицию дружбы Великобритании с Грецией и ее интересы как средиземноморской державы». Он указывал и на то, что принцип 50—50 в отношении Югославии означал стремление обеспечить единство этой страны, предотвращение гражданской войны между сербами, с одной стороны, хорватами и словенцами — с другой, и использование оружия, которое направляется сейчас партизанам Тито, исключительно для борьбы с немецкими армиями, а не для внутренней борьбы.

Обращая внимание на то, что Красная Армия вошла в Венгрию, Черчилль предлагал признать за СССР право на существенную роль в этой стране. В то же время Черчилль указывал на то, что, хотя Великобритания и США не действуют в Венгрии, «они должны ее рассматривать как центральноевропейскую, а не балканскую страну». Видимо, Черчилль был готов «уступить» большую часть влияния Советскому Союзу в двух балканских странах, но не в странах Центральной Европы.

Черчилль рассказывал, что, закончив составление своей таблицы, он передал этот листок Сталину, который к этому времени уже выслушал перевод. «Наступила небольшая пауза. Затем он взял синий карандаш и, поставив на листке большую галку, вернул его мне. На урегулирование этого вопроса потребовалось не больше времени, чем нужно было для того, чтобы это написать. Затем наступило долгое молчание. Исписанный карандашом листок бумаги лежал в центре стола. Наконец я сказал: «Не покажется ли несколько циничным, что мы решили эти вопросы, имеющие жизненно важное значение для миллионов людей, как бы экспромтом? Давайте сожжем эту бумажку». «Нет, оставьте ее себе», — сказал Сталин».

Комментируя эту сцену, Бережков, переводивший беседу Сталина с Черчиллем, писал: «Возможно, предложением об уничтожении бумаги Черчилль хотел привлечь своего визави для участия в конспиративном акте — совместной ликвидации компрометирующего документа, что можно было бы потом трактовать как достигнутый сговор. Но Сталин на это не пошел. И все-таки, я думаю, определенное воздействие на политическую ситуацию в послевоенной Европе встреча двух партнеров по антигитлеровской коалиции оказала».

Хотя формулировки в коммюнике по переговорам были достаточно обтекаемыми, было очевидно, что Сталин вопреки жесткой позиции Тито исходил из необходимости компромисса в Югославии во имя сохранения

единства антигитлеровской коалиции. Очевидно, что Сталин был готов пойти на уступки Западу и в других странах Европы. В то же время было очевидно, что он не желал идти на политические уступки в тех случаях, когда это было связано с утратой советских территорий. Это проявилось в ходе переговоров по «польскому вопросу» в октябре 1944 года с участием Черчилля. По словам Черчилля, Сталин был готов поставить Миколайчика во главе коалиционного правительства Польши, если тот признает советско-польскую границу по линии Керзона. Без этого признания Сталин отказывался согласиться на создание коалиционного правительства из представителей эмиграции и ПКНО. Несмотря на давление Черчилля, глава эмигрантского правительства Миколайчик наотрез отказался признать линию Керзона в качестве границы между СССР и Польшей и заявил, что он будет осужден собственным народом, если пойдет на это. Сталин даже пожаловался Черчиллю, что из всех советских участников переговоров лишь он и Молотов были готовы вести себя мягко по отношению к Миколайчику. По мнению Черчилля, сторонниками «жесткой линии» выступали влиятельные партийные и военные руководители СССР. Непримиримость Миколайчика завела переговоры в тупик, коалиционное правительство не было создано, и «польский вопрос» остался в повестке дня письменных и устных переговоров Большой Тройки.

Вопросы, которые волновали Черчилля накануне и в ходе его встречи со Сталиным в Москве в октябре 1944 года, встали и в повестку дня Крымской, или Ялтинской, конференции, состоявшейся 4— 11 февраля 1945 года. На сей раз союзники недолго возражали против предложения Сталина провести конференцию на советской территории, так как это было удобно руководителю СССР. Победы Красной Армии в Европе делали очевидным возросшее значение СССР и необходимость считаться с этим. Мир признал военное преимущество СССР. В то время как союзники, сражавшиеся в Италии с июля 1943 года вплоть до конца войны, так и не сумели занять территорию этой страны, а высадив десант в Нормандии в июне 1944 года, за полгода заняли лишь Северную Франции, часть Бельгии и Люксембург, Красная Армия, вступив на территорию зарубежной Европы весной 1944 года, к концу этого года освободила Румынию, Болгарию, Восточную Венгрию, Восточную Польшу, приступила к освобождению Чехословакии, Югославии и Норвегии.

Новым свидетельством неспособности союзников одолеть Германию без помощи СССР стало обращение Черчилля к Сталину 6 января 1945 года. В связи с отступлением союзников в Арденнах под натиском немцев Черчилль попросил Сталина сообщить, «можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января и в любые другие моменты, о которых Вы, возможно, Пожелаете упомянуть». На следующий день Сталин ответил: «Мы готовимся к наступлению, но погода сейчас не благоприятствует нашему наступ

лению. Однако, учитывая положение наших союзников на западном фронте, Ставка Верховного Главнокомандования решила усиленным темпом закончить подготовку и, не считаясь с погодой, открыть широкие наступательные действия против немцев по всему центральному фронту не позже второй половины января. Можете не сомневаться, что мы сделаем все, что только возможно сделать для того, чтобы оказать содействие нашим славным союзным войскам».

В результате успешного наступления к началу Ялтинской конференции советские части оказались в 70 километрах от Берлина. На первом заседании с докладом выступили начальник советского Генерального штаба А. И. Антонов и начальник Генерального штаба американской армии Д.К. Маршалл. Из доклада последнего следовало, что, хотя последствия немецкого наступления в Арденнах ликвидированы, войска союзников лишь начинают концентрацию своих сил для будущего наступления. К этому дню войска союзников еще стояли у «линии Зигфрида» и лишь кое-где перешли границу Германии. И все же по-прежнему стремясь опередить Красную Армию в ее движении в глубь Европы, Черчилль предложил перебросить войска союзников на Любляну навстречу советским войскам. Таким образом, англо-американские войска получили бы возможность первыми войти в Австрию и Чехию. Однако это предложение осталось без ответа. В то же время Сталин поставил вопрос о необходимости лучше координировать действия вооруженных сил трех держав и счел целесообразным, чтобы военные СССР, США и Англии обсудили планы летних операций. Главы трех держав были уверены, что в ходе этих операций Германия будет разбита, и приступили к обсуждению общей политики в отношении побежденной страны.

Как и на Тегеранской конференции, Сталин прилагал максимум усилий для того, чтобы добиться в Ялте принятия решений, отвечавших интересам нашей страны. Участник Ялтинской конференции А. А. Громыко вспоминал: «Не помню случая, чтобы Сталин прослушал или недостаточно точно понял какое-то существенное высказывание своих партнеров по конференции. Он на лету ловил смысл их слов. Его внимание, память, казалось, если употреблять сравнение сегодняшнего дня, как электронно-вычислительная машина, ничего не пропускали. Во время заседаний в Ливадийском дворце я, возможно, яснее, чем когда-либо раньше, понял, какими незаурядными качествами обладал этот человек».

«Следует также отметить, — писал Громыко, — что Сталин уделял внимание тому, чтобы все, кто входил в основной состав советской делегации, были хорошо ориентированы в том, что касается наиболее важных, с его точки зрения, задач, стоявших перед конференцией... Его заботила мысль о том, чтобы из поля зрения не ускользало главное — существо обсуждавшихся вопросов... Несмотря на нехватку времени, Сталин все же находил возможность для работы внутри делегации, для бесед по крайней

мере с теми людьми, которые по своему положению могли высказывать суждения по рассматривавшимся проблемам и которым поручалось поддерживать контакты с членами американской и английской делегаций... Однажды Сталин устроил нечто похожее на «коктейль-парти» — так в США называются встречи в помещениях, из которых выносятся стулья и оставляют только столики, на которых стоят напитки и закуски; можно переходить от одного к другому участнику и вести непринужденную беседу.

Во время этой встречи он подходил к отдельным советским товарищам, чтобы перекинуться несколькими словами по тому или иному вопросу. Перемещался медленно, с задумчивым видом. Временами оживлялся и даже шутил. Всех присутствовавших знал в лицо. Впрочем, это составляло особенность его личности — он помнил очень многих людей, мог назвать их фамилии и часто — сказать, где и при каких обстоятельствах встречался с человеком. Это качество импонировало собеседникам... Обращало на себя внимание то, что он сам говорил мало, но слушал собеседников с интересом, переходя от одного к другому и таким образом узнавал мнения. Мне показалось, что даже в такой форме он продолжал работу, готовился к очередной встрече «большой тройки».

На Ялтинской конференции Сталин закрепил свое положение неформального лидера Большой Тройки. По словам Громыко, «когда в ходе заседания говорил Сталин — выступал он, как правило, с непродолжительными заявлениями, — все присутствующие в зале ловили каждое его слово. Он нередко говорил так, что его слова резали слух обоих лидеров западных держав, хотя сами высказывания по своей форме вовсе не были резкими, тем более грубыми — такт соблюдался. То, что заявлял Сталин, плотно укладывалось в сознании тех, к кому он обращался».

Видимо, Черчилль и Рузвельт признавали его лидерство на уровне инстинкта, который диктует всем живым существам правила поведения среди особей одного биологического вида. Выступая в палате общин в декабре 1959 года, Черчилль вспоминал о Сталине: «Когда он входил в зал Ялтинской конференции, все мы, словно по команде, вставали и, странное дело, почему-то держали руки по швам».

Одним из главных вопросов на Ялтинской конференции стал вопросе послевоенном будущем Германии. Западные союзники предлагали расчленить Германию после подписания германским правительством капитуляции. Сталин настаивал на репарациях Германии Советскому Союзу. Вместо плана разделения Германии на несколько мелких государств, который был впервые выдвинут западными державами на Тегеранской конференции, было принято предложение, отвечавшее интересам СССР — сохранить единую Германию под управлением Центральной контрольной ко миссии из главнокомандующих оккупирующих держав, но установить четыре оккупационные зоны. Таким образом, СССР получал право управлять побежденной страной наравне с западными союзниками. По настоя

нию Сталина на Ялтинской конференции было принято решение о взыскании с Германии репараций за ущерб, причиненный этой страной союзным странам. Для решения этого вопроса была создана Комиссия по возмещению убытков, которая находилась в Москве.

В ходе Ялтинской конференции западные союзники, особенно Черчилль, ставили под сомнение правомочность западной границы СССР 1939 года и упорно пытались не допустить расширения сферы влияния нашей страны на запад, но эти попытки ни к чему не привели. В решении по Польше было недвусмысленно записано, что «восточная граница Польши должна идти вдоль линии Керзона с отступлениями от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши». Было одобрено и предложение СССР о расширении пределов Польши на север и на запад за счет Германии. Хотя в решениях Большой Тройки по Польше и Югославии было признано необходимым расширить составы правительств Берута — Осубко- Моравского и Тито за счет включения в их состав представителей прозападных сил, фактически было признано, что эти просоветские правительства станут основой для послевоенного государственного и политического устройства этих стран.

Решения по Польше и Югославии означали, что западные союзники признают изменения в Европе, которые произошли вследствие побед Красной Армии и успехов просоветских, коммунистических и других левых сил. Таким образом, формула Черчилля «пятьдесят на пятьдесят», которой он руководствовался для определения соотношения влияния СССР и Запада в Югославии, Венгрии, а также, очевидно, в Польше и Чехословакии, была отвергнута. Что касается Болгарии и Румынии, то Черчилль еще в октябре 1944 года признавал преимущественное влияние в них СССР.

«Декларация об освобожденной Европе», принятая Ялтинской конференцией, зафиксировала договоренность между тремя державами о согласовании «в течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политики своих трех Правительств». Хотя позже позиция западных лидеров, и особенно Рузвельта, подвергалась критике за недопустимую уступчивость Сталину, те, кто знал ситуацию тех лет, понимали, что единственным реалистичным решением для США и Великобритании было признание тех изменений в мире, которые произошли в результате победоносного наступления Красной Армии к началу 1945 года. Возможно, единственная разумная критика ялтинских решений содержалась в замечаниях известного историка Джорджа Кеннана, который считал, что было бы лучше, если бы участники Ялтинской конференции открыто определили раздел Европы на зоны влияния, а не прибегли к фразам о совместных консультациях для согласования интересов трех держав.

Однако ялтинские решения не ограничились разделом Европы на зоны влияния, но коснулись и Дальнего Востока. Прекрасно понимая, что без помощи СССР западным союзникам не одержать победы над Японией,

США и Великобритания постоянно настаивали на скорейшем вступлении СССР в войну на Дальнем Востоке. Сталин знал, что он вправе требовать признания законных интересов СССР в этом регионе в качестве платы за вступление в войну. Согласно секретному соглашению трех великих держав, через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз должен был вступить в войну против Японии на стороне союзников. Условия, на которых СССР соглашался выполнить свой союзнический долг, были следующие. Западные державы и Китай признавали независимость Монгольской Народной Республики. Советскому Союзу возвращалась южная часть Сахалина и прилегающие к нему острова, а также Курильские острова. Восстанавливалась утраченная Россией в 1905 году по Портсмутскому миру аренда на Порт-Артур и преимущественные права на порт Дальний (Дайрен), а также права на Южно-Маньчжурскую железную дорогу. Восстанавливались права СССР на Китайско-Восточную железную дорогу, утраченные после соглашения между СССР и Маньчжоу-го 1935 года.

На конференции обсуждался и проект Устава Организации Объединенных Наций. Сталин вновь поставил вопрос о включении в ООН советских республик (сначала речь шла об Украине, Белоруссии и Литве) наряду с СССР, хотя это предложение вызывало сопротивление западных союзников. Однако для Сталина главным в ООН было не получение дополнительных голосов на Генеральной Ассамблее, а превращение ее в инструмент сотрудничества трех великих держав.

Во время приема 8 февраля Сталин говорил: «Я не знаю в истории дипломатии такого тесного союза великих держав, как этот, когда союзники имели бы возможность так открыто высказывать свои взгляды... Возможно, наш союз потому так прочен, что мы не обманываем друг друга... Я предлагаю тост за прочность нашего союза трех держав. Пусть он будет сильным и стабильным, и пусть мы будем как можно более откровенны...»

Однако Сталин понимал, что сложившиеся отношения недолговечны. Выступая на конференции, Сталин заметил: «Пока все мы живы, бояться нечего. Мы не допустим опасных расхождений между нами. Мы не позволим, чтобы имела место новая агрессия против какой-нибудь из наших стран. Но пройдет 10 лет или, может быть, меньше, и мы исчезнем. Придет новое поколение, которое не прошло через все то, что мы пережили, которое на многие вопросы, вероятно, будет смотреть иначе, чем мы. Что будет тогда? Мы как будто бы задаемся целью обеспечить мир по крайней мере на 50 лет вперед. Или, может быть, он, Сталин, думает так по своей наивности?» Сталин подчеркивал, что главным в Уставе ООН является создание «возможно больше преград для расхождения между тремя главными державами в будущем. Надо выработать такой устав, который максимально затруднял бы возникновение конфликтов между нами. Это — главная задача».

Когда Сталин напомнил об исключении СССР из Лиги Наций в конце 1939 года, Черчилль и Рузвельт заверили его, что подобное никогда не повторится в ООН и что ни одно решение в Совете Безопасности не может быть принято без учета мнения одного из пяти его постоянных членов. Сталина удовлетворило это положение в американском проекте Устава ООН, так как он увидел в этом надежную гарантию невмешательства в сферы интересов СССР. Характеризуя итоги Ялтинской конференции, ее участник А.А. Громыко писал в своих воспоминаниях: «В ту памятную февральскую неделю 1945 года три державы подвели военные итоги того, что сделали их войска и народы в борьбе за освобождение Европы от фашизма. Три державы расставили также основные вехи и на маршруте будущего».

Ялтинская система позволила нашей стране впервые за ее тысячелетнюю историю обрести безопасную западную границу в Европе почти на всем ее протяжении, за исключением Норвегии. В течение 45 лет западными соседями СССР были союзники и дружественно нейтральная Финляндия. Войскам потенциального агрессора на Западе противостояли мощные военные группировки советских войск в Центральной Европе. Советский военно-морской флот получил возможность базироваться в портах стран Юго-Восточной Европы. В Ялте Сталин добился также признания за СССР права на создание безопасных границ нашей страны на Дальнем Востоке, которые с начала XX века постоянно подвергались нападениям со стороны соседей. Безопасность СССР была надежно и надолго обеспечена.

Глава 22

ПОБЕДА

Подводя итоги военной кампании 1944 года в своем докладе, посвященном 27-й годовщине «Советской революции» (так Сталин назвал Октябрьскую революцию), Сталин заявил, что «истекший год завершился изгнанием немецких войск из пределов Советского Союза, Франции, Бельгии, средней Италии и перенесением военных действий на территорию Германии».

К началу 1945 года общая численность советской действующей армии составляла 7109 тысяч человек. Она имела на вооружении 115 100 орудий и минометов, 15 100 танков и самоходно-артиллерийских установок

15815 боевых самолетов. Противник же располагал 3100 тысячами солдат, главным образом немецких и венгерских, 28 500 орудиями и минометами, 3950 танками и штурмовыми орудиями, 1960 боевыми самолетами. Несмотря на перевес Красной Армии в живой силе и технике, Германия не собиралась капитулировать и готовилась к упорной обороне своих рубежей. Создававшиеся веками фортификационные сооружения в Восточной Пруссии превратились за годы нацизма в мощную систему обороны, казавшуюся неприступной. Мощная оборона была создана и на берлинском направлении.

Наши рекомендации