Роль государства в экономике. Современное государство берет на себя ответственность за органи­зацию денежного обращения в стране, за удовлетворение потреб­ностей определенных категорий

Современное государство берет на себя ответственность за органи­зацию денежного обращения в стране, за удовлетворение потреб­ностей определенных категорий населения, за компенсацию поло­жительных или отрицательных внешних эффектов и т.д. Для этого государство должно регулировать рыночный механизм, проводя эко­номическую политику.

Цели экономической политики:

§ обеспечение экономического роста;

§ обеспечение эффективности экономики;

§ борьба с безработицей.

Экономические функции государства:

§ стабилизация экономики;

§ защита прав собственности;

§ регулирование денежного обращения;

§ производство общественных благ;

§ компенсация внешних эффектов (внешние эффекты - это отрицательные или положительные последствия производства для тре­тьих лиц);

§ поддержка фундаментальной науки.

Механизмы регулирования рыночной экономики:

1. Денежно-кредитная (монетарная) политика.

2. Налоговая (фискальная) политика.

3. Правовые методы.

4. Госсубсидии.

5. Госзаказ.

1. Денежно-кредитная политика реализуется через:

§ регулирование учетной ставки (ставки банковского процента - процента, под который Центробанк дает кредиты коммерческим банкам);

§ регулирование нормы резервирования (нормы средств, которые банки не выдают в качестве кредитов, а сохраняют как резерв);

§ определение объема денежной массы.

2. Налоговая политика воздействует на экономику через установ­ление таможенных пошлин, льгот для определенных типов экономиче­ских субъектов, прогрессивных или регрессивных налогов (см. п. 2.13).

3. Правовое регулирование - принятие антимонопольных законов, законов, защищающих права собственника, законов в поддержку мало­го бизнеса и др.

4. Госсубсидии - предоставление государством денежных средств предприятиям на возмездной или безвозмездной основе.

5. Госзаказ - государство размещает на предприятии заказ, поддер­живая его производство.

Налоги

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня в размерах, порядке и на условиях, определенных действующим законода­тельством.

Налогу подлежит любой доход, за исключением:

§ стипендий, пенсий и других социальных выплат;

§ страховых компенсаций;

§ выигрышей в государственные лотереи.

Функции налогов:

§ Фискальная: формирование финансовых средств государства - бюджета, внебюджетных фондов.

§ Регулирующая: инструмент экономической политики государства.

§ Распределительная: государство перераспределяет результаты про­изводства между сферами хозяйства и различными группами населения.

§ Учётная: по полученным за определённый период налогам государ­ство может судить о доходах населения, а также контролировать посту­пления в бюджет.

Принципы налогообложения:

1) принцип обязательности: каждый обязан платить налоги в уста­новленном размере и в установленные сроки;

2) принцип безвозмездности: почти все налоги невозвратны;

3) принцип точности и определённости: сроки и размер налогов устанавливаются законодательно;

4) принцип справедливости: налоги должны быть равными для каждого уровня доходов;

5) принцип законности: обязанность платить налоги установлена законом, сокрытие доходов и избежание налогов - уголовно наказуемо.

Виды налогов:

§ а) прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Оплачиваются непосредственно собственником (налог па доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль, зе­мельный налог и т.п.).

§ б) косвенные налоги - налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Эти налоги отчисляются предпри­ятием, продающим товары или услуги, но оплачиваются их потребите­лем: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Виды налогов в системе налогообложения:

§ а) прогрессивный налог - налог, ставка которого увеличивается по мере роста объекта налога;

§ б) Регрессивный налог - налог, ставка которого уменьшается по мере роста объекта налога;

§ в) пропорциональный налог - налог, ставка которого не зависит от роста объекта налога.

Налоги взимаются на различных уровнях:

§ федеральные (НДФЛ, НДС),

§ субъектов федерации (транспортный налог),

§ муниципальные (земельный налог).

Эти налоги поступают в бюджет соответствующего уровня. Существуют также налоговые льготы, налоговые кредиты и отсрочка.

Государственный бюджет

Государственный бюджет - это основной финансовый план государ­ства на текущий год, представляющий собой роспись его доходов и рас­ходов и имеющий силу закона; а также это все денежные средства, име­ющиеся в наличии у государства.

Бюджет разрабатывается Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ.

Бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной.

Доходная часть бюджета формируется за счет налогов, займов, до­ходов от госсобственности и эмиссии денег.

Расходная часть бюджета - затраты, которые осуществляет государ­ство для выполнения своих экономических, социальных и политико-административных функций.

Соотношение доходной и расходной части - сальдо государствен­ного бюджета.

Бюджетный профицит - положительное сальдо. Бюджетный де­фицит - отрицательное сальдо. Сбалансированный бюджет - доходная часть бюджета равна расходной. Дефицит приводит к возникновению государственного долга. Государственный долг делится на внутренний (задолженность государства гражданам, предприяти­ям и организациям своей страны) и внешний (долг гражданам, орга­низациям и правительствам других стран).

Внутренний долг делится на рыночный (проценты по гособлигациям) и нерыночный (задол­женность бюджетным организациям). По срокам погашения долг делится на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет).

Реструктуризация государственного долга - изменение сроков, суммы и процентов выплаты долга.

Помимо бюджета государство формирует внебюджетные фонды:

§ пенсионный фонд,

§ фонд медицинского страхования,

§ фонд страхования по безработице.

Эти фонды формируются за счет страховых взносов, отчисляемых предприятиями.

Бюджетная политика - разработка стратегии управления доходной и расходной статьями госбюджета.

Мировая экономика

§ совокупность национальных экономик, связанных международны­ми экономическими отношениями.

Структуру мировой экономики составляют развитые страны («пер­вый эшелон»), развивающиеся страны («второй эшелон», в том чис­ле Российская Федерация), страны с переходной экономикой («третий эшелон»). На долю первых стран приходится 14% государств, на долю вторых - 71%, на долю третьих - 15%.

К международным экономическим отношениям относят:

§ международное разделение труда;

§ международное движение товаров и услуг;

§ международное движение рабочей силы и капитала.

Международное разделение труда - специализация стран на про­изводстве определенного типа товаров. Она определяется: природны­ми условиями, степенью научно-технического прогресса, традициями и культурой производства.

Международная торговля определяется экспортом (вывоз товаров и услуг), импортом (ввоз товаров и услуг), сальдо торгового баланса (разница между импортом и экспортом).

Государства стремятся регулировать международную торговлю по­средством осуществления мер:

1) протекционизма (защиты отечественных производителей):

§ тарифные методы - импортные и экспортные тарифы, таможен­ные союзы;

§ нетарифные методы - установление квот (норма сбыта какого-либо товара), установление специфических стандартов, эмбарго (пол­ный запрет на торговлю с определенной страной);

2) фритредерства (от англ. free trade - свободная торговля) - отсут­ствие каких-либо ограничений во внешней торговле;

3) умеренной торговой политики - совмещение протекционизма и фритредерства.

Наши рекомендации