Формы и функции государства
При определении типов и форм государства берутся различные аспекты, основания.
Традиционно типы государства связывались с тем социально-экономическим строем, в политическую надстройку которого входило государство. Такой подход можно назвать формационным (по общественно-экономической формации) и выделить государства рабовладельческие, феодальные (крепостнические), буржуазные, социалистические.
При рассмотрении форм государства учитывается спектр сил, осуществляющих государственную власть. Еще Аристотель выделял монархию (власть одного лица), аристократию (" власть лучших") и демократию - власть народа.
В современных условиях, когда в более чем 40 странах мира существуют конституционные, парламентарные монархии (Англия, Швеция, Норвегия, Дания, Австралия и другие) с достаточно гармоничным разделением власти в государстве, обеспечивающим, по мнению политологов, стабильность, выдвигаются новые критерии определения форм государства.
К таким критериям относятся:
- форма правления, то есть отношение между центральными органами государственной власти: правительство - парламент, президент - правительство, верховный суд - парламент, то есть субординация законодательных, исполнительных, судебных властей;
- политический режим, то есть совокупность средств и методов осуществления государственной власти (авторитарный, демократический);
- структура государства, то есть разграничение компетенции между центральной властью и территориальными, местными органами государственной власти.
Распространено понимание формы государственного устройства как способа организации административно-территориальных единиц государства, особенностей взаимосвязи между его отдельными частями, а также каждой из них с государством в целом. Различаются простые (унитарные) и сложные (федеративные) государства.
Унитарное государство - это форма государственного устройства с единым законодательством, единым центральным органом власти, централизованным руководством административно-государственными единицами. Последние не имеют признаков самоуправления (автономии).
Федерация (лат. foederatio - союз, объединение) - государственный союз относительно самостоятельных государственных образований (штатов, республик, кантонов, земель), характеризующийся наличием двух уровней суверенитета, государственных органов - федеративных и субъектов федерации. Территорию федерации образуют территории входящих в нее государственных образований; наряду с федеративным гражданством имеется гражданство составляющих ее частей; полномочия федеративных органов власти и субъектов федерации разграничиваются по общей договоренности. Они записываются в конституциях федерации и ее субъектов.
В политологии имеется понятие конфедерации, означающее государственно-правовое объединение независимых государств, образуемое для координации своих действий в определенных, ограниченных сферах (военной, внешнеполитической, экономической). Не предусматривается единая территория, единое гражданство. Правовая основа - договор (для федерации - конституция).
При рассмотрении государства выделяется форма государственного правления, под которой понимается способ организации верховной государственной власти, а также процедуры образования ее институтов и норм их взаимоотношений с населением. В этом плане государства делятся на монархии и республики.
Монархия (греч. monarchia - единовластие) - форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сконцентрирована в руках одного лица - главы государства. Это, как правило, наследственный монарх (король, царь, император, султан, шах). Есть абсолютные (неограниченные) монархии и ограниченные (конституционные). Конституционные монархии - Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания и другие.
Республика (лат. respublica от res - дело и publica - общество) - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В республике граждане обладают полнотой личных и политических прав. Различают в современном мире парламентские и президентские республики.
Парламентская система правления представляет собой совокупность и взаимосвязь государственных органов власти, при которой исполнительная власть (правительство), формируется парламентом, то есть законодательной властью, причем преимущественно из лидеров победившей на выборах оппозиции.
Президентская система правления - это государственная система, в которой избранный народом президент (высшее должностное лицо) либо сам возглавляет правительство, либо подбирает кандидатуру главы правительства. Однако парламент имеет право контроля за деятельностью правительства и президента, может даже отклонить его законопредложения.
Во всех типах, формах государства в соответствии с разделением властей существуют организационные структуры:
1) представительные, законодательные органы;
2) исполнительные, распорядительные;
3) судебные.
Первые представлены парламентом, Верховными Советами, Национальным собранием (в каждой стране своя специфика), вторые - президентом, премьер-министром и так далее, третьи - судом, прокуратурой, комитетами конституционного надзора.
Организационные структуры связаны с функциями государства (лат. functio - совершение, исполнение). Если рассматривать основную функцию государства - сущностную, глубинную, то она состоит в управлении обществом, охране его экономической и социальной структуры, выполнении общих дел. Особую роль здесь играет учет интересов всех классов, слоев, групп населения независимо от их экономической мощи.
Деятельность государства, всех его структур охватывает все сферы общественной жизни и потому может быть разделена на следующие функции:
а) экономическую. В ней государство выступает как координатор, предприниматель, стратег и тактик в осуществлении экономической политики. Оно участвует в планировании. Разрабатывает "общие правила игры" в государственном режиме экономии, деятельности предприятий (антимонопольные законы), воздействует на размещение трудовых ресурсов, на распределение доходов, на проведение экологических мероприятий и так далее. Так, в ФРГ до 50% цен находится под контролем государства, Южная Корея развивается по пятилетним планам (заканчивает шестую пятилетку), среднегодовой экономический прирост превышает 9%. В России проведение экономической реформы правительством, опирается на разработанную программу;
б) социальную. Включает в себя целый спектр проблем, связанных с условиями труда и жизни людей, реализацией интересов людей в труде, отдыхе, охране здоровья, пенсионном обеспечении и так далее.
Развитие социальной функции современного государства отражено в понятии "социальное государство". Последнее ставит своей целью достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Оно охраняет труд и здоровье людей, определяет прожиточный минимум и минимальный уровень заработной платы, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развивает систему социальных служб, устанавливает пенсии и пособия, проводит гуманную демографическую политику, создает необходимые условия для культурного развития человека и общества, обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование.
Система социального законодательства (охрана детского труда, ограничение продолжительности рабочего времени, страхование по болезни, пособия по безработице и так далее) формировалась в передовых странах уже с конца Х1Х в. с целью исправить несправедливое распределение доходов, складывающееся в рыночной экономике. Наиболее высокая доля перераспределения национального дохода в Швеции - 29,9%, наиболее низкая (из промышленно развитых стран) в Японии - 10%, в США - 12,5%;
в) политическую. Организация функционирования политической системы, обеспечение правопорядка, охрана безопасности государства, гарантирование политических прав личности;
г) в области культуры: научная, образовательная, воспитательная, информационная и другая деятельность.
Все функции государства в названных направлениях разделяются на внешние и внутренние.
Помимо общих дел государство выполняет и специфические функции, связанные с работой государственного аппарата, так называемой бюрократией. Чем шире спектр функций государства, тем больше опасность превращения чиновничества в замкнутую систему или установления ее верховенства над обществом. В разное время об этом писали ученые, писатели, политологи (М.Вебер, Ф.Кафка, М.Бакунин). А.Эйнштейн, положительно высказываясь о социализме, в то же время видел главную социально-политическую проблему как "с учетом далеко идущей централизации политической и экономической власти предотвратить превращение бюрократии в силу, обладающую всей полнотой власти?".
Средством борьбы с бюрократизацией государства является гласность, запрещение должностным лицам заниматься предпринимательской деятельностью, кадровая политика. Большое значение имеет построение правового государства.
3. Правовое государство: проблемы становления.
При рассмотрении правового государства следует обратить внимание на проблемы: сущность правового государства, условия его создания, сложность и противоречия этого процесса.
Правовое государство как идея, теория имеет долгую историю. В древности (Платон, Гераклит, Аристотель) шел поиск принципов, форм взаимосвязей и взаимодействия права и власти (государства). В теоретически развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены в эпоху борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма - в эпоху буржуазных революций (Д.Локк, Ш.Л.Монтескье, И.Кант, Ж.-Ж.Руссо).
Идея правового государства связана с признанием верховенства закона по отношению ко всему обществу, к государству, ко всем слоям населения, к личности. Правовое государство соответствует гражданскому обществу.
Правовое государство - это государство, в котором господствует право (закон), юридическое признание свободы человека и общества от неограниченного государственного вмешательства, демократическая структура и функционирование государственной власти. В правовом государстве существует четкое разделение власти между законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, функционирование их на основе права.
Правовое государство возможно в обществе со стабильной экономикой. В то же время оно призвано создавать благоприятные условия для развития общества, служит цивилизованным регулятором жизни.
Правовое государство имеет как объективные, так и субъективные основы. Первые дает гражданское общество с его многоукладностью экономической системы, с возможностями раскрытия творческой энергии человека, свободой выбора им вида деятельности, прежде всего трудовой, с развитием многообразия политических организаций, объединений трудящихся, позволяющих наиболее полно отразить спектр их интересов и оказать воздействие на государственные органы. К числу субъективных факторов относится формирование высокой политической культуры общества и индивида, высокий уровень законотворчества, основанного на выводах политической и юридической наук. Уважение законов имеет нравственный смысл: обеспечивает безопасность людям.
Сложность формирования правового государства в странах, переживающих переход от авторитарного строя к демократическому, состоит как раз в неразвитости как объективных, так и субъективных предпосылок. В нашей стране это дополняется живучестью авторитарных методов управления, царивших столетиями.
Итак, государство, являясь основным субъектом политической власти, имеет различные типы, формы, осуществляет широкий спектр функций по управлению обществом. Развиваясь в русле исторического процесса оно создает основу для дальнейшего обогащения политической науки.
Темы рефератов
1. Теории происхождения государства
2. Сущность и функции государства.
2. Формы правления.
3. Формы государственного (территориального) устройства.
4. Формы политических режимов государства.
5. Сущность правового государства
6. Теория общественного договора