Усиление командно-административной системы управления архивами в 1930 – 1938 гг.

В связи с тем, что юридические полномочия ЦАУ СССР как полноправного союзно-республиканского органа были недостаточно определены, с конца 1929 по январь 1932 гг. ЦАУ СССР практически приостановил свою деятельность.

С 1930 г. начался пересмотр сложившейся ситуации. Занялся данной проблемой малоизвестный партийный выдвиженец Ф.Д. Кретов, котрый однозначно высказался за создание сверхмощного и надведомственного общесоюзного центра руководства архивным делом. От идеи слияния ЦАУ СССР и ЦАУ РСФСР он категорически отказался.

Однако окончательного решения принято не было и ЦАУ РСФСР продолжило свое существование, практически растворяясь в деятельности ЦАУ СССР до 1941 г.

В январе 1931 г. на специальном заседании комиссии ЦАУ СССР, в присутствии М.Н. Покровского и В.В. Максакова, Кретов в очередной раз выступил рупором партии и заявил следующее: «Ближайшей задачей архивного строительства является необходимость внедрить в сознание всех и вся, что архивное дело является не самоцелью, а политическим оружием пролетарской диктатуры и средством социалистического строительства». Этот принцип Ф.Д. Кретов сводит к двум главным задачам:

1) «усилить бдительность в деле охраны архивных материалов, с тем, что бы совершенно исключить возможность использования этих материалов во вред пролетарской диктатуре»;

2) «организовать и поставить архивную работу таким образом, чтобы впредь ни одна политическая кампания партии и Советской власти не проходила без архивного участия и соответствующего обслуживания со стороны архивных органов».

И самое главное его заявление: «Нам надо в известной мере «военизировать» архивы, что устранит текучесть состава работников, а в связи с этим улучшит их качество и даст большую уверенность в надлежащей охране архивных материалов».

Решающей инстанцией во всех принципиальных вопросах архивного дела, по мнению все того же Кретова, становиться «не Архивный совет, а Партия». В протоколе заседания было принято постановление: «Тезисы Ф.Д. Кретова о новых задачах и реорганизации архивного дела в СССР принять».

Так было напрямую заявлено о перестройке архивного дела в духе тоталитарного государства. Постепенно в начале 30-х гг. ХХ в. деятельность ЦАУ РСФСР полностью растворилась в деятельности ЦАУ СССР. На практике реализация этих тезисов проявилась в гранидизной «макулатурной» и «кадровой чистке». Именно после этих широкомасштабных мероприятий Центрархив превратился в административно-бюрократическое ведомство, интегрированное в систему далеких от культурно-исторических задач учреждений и действующих в отрыве от реальной жизни и деятельности ГАФ.

Итак, 1931 г. можно считать началом коренных изменений в судьбе архивов как системы учреждений и в личной судьбе почти каждого из отечественных архивистов.

Изменилась и структура архивных органов. В 1931 г. в большинстве республиканских, областных и краевых архивных управлений образовались группы: инспекторская, научно-исследовательская, методическая, техническая. В составе местных государственных архивов находились: Архив Октябрьской революции с архивами профдвижения и фото, киноматериалов; исторический архив, а также отделы – национальный, печати и архивно-справочная библиотека.

В тридцатые годы развитие понятия ГАФ РСФСР шло за счет расширения состава, входящих в него документов. Содержание ГАФ дополняется документами, находящихся в ведении ЦАУ посредством их учета. Это приводило к тому, что в состав ГАФ теоретически включались почти все архивные материалы, имеющиеся в стране. Обосновывалось это тем, что вся промышленность стала социалистической, сельское хозяйство заканчивало свой путь коллективизации, все учреждения, предприятия и организации были государственными или общественными, а Президиум ЦИК СССР постановлением от 27 июня 1935 г. предложил ЦАУ СССР «организовать контроль за надлежащим хранением архивных материалов, находящихся в музеях и других учреждениях». Таким образом, было подготовлено внедрение максимально расширенного понимания состава ГАФ, которое и легло в основу Положения 1941 г.

XVI конференция ВКП (б), проходившая 23 – 29 апреля 1929 г. рекомендовала государственным учреждениям перейти к функциональному построению аппарата. В соответствии с этим в течение 1930 г. производилась перестройка аппарата ЦАУ. Тогда же была ликвидирована Коллегия ЦАУ. Новым управляющим ЦАУ был назначен бывший начальник внешней разведки Ян Анатольевич Берзин - человек незаурядный и властный.

Придя на этот пост после смерти М.Н. Покровского, в соответствии с постановлением Президиума ЦИК СССР в июне 1932 г., Берзин решительно изменил стиль и направление работы руководства, насаждая принцип единоначалия и личной ответственности каждого руководителя за все и за всех. Иначе говоря, это было практическое воплощение идеи «военизации» архивов. И прежде всего, уже в августе 1932 г. он ликвидировал Коллегию ЦАУ.

После своей докладной записки в ЦК ВКП(б) в 1934 г. о деятельности ЦАУ за 15 лет Берзин получил согласие на очередную перетряску архивного дела.

Новый курс Берзина заключался в том, что «если раньше значительная часть архивных работников была на положении обслуживающего аппарата у научных работников … то теперь центральной фигурой архивного дела должен стать архивно-технический работник».

«Задачей номер один» объявлялась необходимость «архивно-технической» разработки архивного материала, приведение его в порядок путем составления инвентарно-учетных документов разных видов, а также обеспечения надлежащей охраны архивов «силами рабоче-крестьянской милиции на основе соответствующих договоров между архивными учреждениями и органами НКВД».

«Задачей номер два» провозглашалась «очистка архивов от политически не выдержанных и не соответствующих этой работе лиц».

Берзин провозгласил также новый принцип структурной организации архивных учреждений. Отныне они должны перестроиться таким образом, чтобы вместо деления по исполнительным функциям (научной, справочной, технической) все работники жестко распределились по группам фондов «при полной ответственности за определенный участок архивных материалов».

И вопреки второму пятилетнему плану «первоочередной задачей архивных учреждений» называлась «задача упорядочения архивных фондов», а проблема их использования была отодвинута на второй план.

Все силы работников архивных учреждений отныне и в течение последующих лет были обращены на разборку, описание и ревизию документов. Сроком окончания этих работ был определен 1937 г. – Постановление Президиума ВЦИК «Об упорядочении архивного дела в РСФСР» от 1938 г.

Сегодня, когда мы знаем о том, что именно в 1938 г. состоялось решение о подчинении архивов НКВД, понятно становиться вся эта спешка по «переинвентаризации» фондов и кадров проводилась именно с учетом этого обстоятельства. Однако сам Я.А. Берзин не дожил до логического завершения предпринятой им реорганизации.

25 августа 1938 г. Ян Анатольевич Берзин был расстрелян по так называемому «шпионскому делу ЦАУ». Обстоятельства этого дела до сих пор полностью не раскрыты.

Я.А. Берзин был последним видным деятелем революции, выполнявшим свой партийный долг в архивном строительстве. Сменивший его в сентябре 1937 г. Н.В. Мальцев, в качестве и.о. управляющего ЦАУ, стал готовить архивы к передаче органам НКВД. К этому времени архивисты вынуждены были заниматься выполнением только заявок НКВД. Заявки эти носили вполне определенное направление и характер: ОГПУ – НКВД в архивные учреждения обращались с требованием выявления «фондов учреждений и организаций, имеющих антисоветскую направленность», а также по «разработке всего личного состава связанных с этими фондами учреждений по характеристике людей». Эти запросы совпадают с пиками политических репрессий в стране.

Например, когда в 1937 г. начался разгром военных кадров, количество запросов от НКВД резко возросло. К началу 1938 г. над составлением нужной для органов госбезопасности картотеки в Центральном архиве Октябрьской революции трудилось 30 сверхштатных сотрудников, а в Центральном архиве Красной Армии – до 40. Мальцев стал жаловаться в Президиум Верховного Совета СССР и в НКВД на то, что «работа эта исключительно огромная и требует затраты больших средств». Обычно заявки НКВД выполнялись бесплатно, однако в данном случае количество данных заявок превосходило все мыслимые пределы и работы эти проходилось проводить за счет архивного бюджета.

Не дождавшись ответа, 2 марта 1938 г. Мальцев дал распоряжение прекратить работы по выполнению бесплатных заявок. Тогда НКВД переподчинила себе всю архивную систему, сделав ЦАУ своим «карманным» ведомством, и возобновил «оперативно-чекистскую работу» уже на правах единоличного и полноправного хозяина.

Указом Президиума Верховного совета СССР от 16 апреля 1938 г. все государственные архивные учреждения были переданы в ведение НКВД СССР. Основной целью такой передачи значилось следующее: «улучшить сохранность документальных материалов Государственного архивного фонда, ликвидировать последствия вредительства врагов народа в архивах и усилить использование материалов в укреплении обороноспособности СССР».

И уже 2 апреля 1939 г. он был смещен с поста и.о. управляющего ЦАУ и исключен из партии. Это было связано с тем, что он запретил выполнять запросы НКВД бесплатно. Тогда же все архивы перешли в ведение НКВД СССР и он стало хозяином архивов. Пост управляющего ЦАУ занял капитан госбезопасности И.И. Никитинский.

Идея всемерной политизации архивного дела оказалась той разрушительной силой, которую использовала партийная номенклатура сталинского типа для достижения своих корыстных целей. Именно она привела архивы к тому, что они были постепенно интегрированы в командно-административную, ведомственную систему управления обществом, а затем полностью поглощены тоталитарным режимом.

Наши рекомендации