Положение о Центральном архивном управлении РСФСР.

28 января 1929 г. было принято новое «Положение об архивном управлении РСФСР». Оно определяло:

· состав Государственного архивного фонда РСФСР;

· отношение архивных органов к архивам учреждений, организаций и предприятий;

· систему центральных и местных Государственных архивов;

· формы и методы проведения экспертизы документальных источников, их практического и научного использования.

Принципиально Положение не меняло систему управления архивами, оно лишь обобщало и дополняло все изданные за 11 лет до этого архивные декреты и постанволения.

Положение предусматривало:

· создание Центрального архивного управления (ЦАУ) при ВЦИК РСФСР и непосредственном подчинении Президиуму ВЦИК.

· На ЦАУРСФСР возлагалось заведование ГАФ РСФСР и руководство архивным делом в республике.

Во главе ЦАУ РСФСР был поставлен заведующий, он назначался Президиумом ВЦИК, его заместители и члены коллегии – совещательного органа при заведующем – утверждались тоже Президиумом ВЦИК.

Устанавливалось единообразие в подчинении центральных архивных учреждений высшим органам Советской власти в большинстве союзных республик.

С момента выхода этого документа ГАФ РСФСР перестает именоваться «единым», так как к этому времени все союзные республики имели положения о своих ГАФ, и взаимоотношения между ними в части дележа архивных материалов зачастую были натянутыми.

Необходимо отметить, что Положение упразднило секционное деление ЕГАФ, установленное декретом ВЦИК от 30 января 1922 г.

Положение также обобщало и дополняло прежде изданные Советским правительством постановления о составе ГАФ РСФСР.

В него включались фондыликвидированных и упраздненных государственных, кооперативных, научных и др. общественных учреждений, предприятий и организаций, существовавших после Октябрьской революции,а затем законченные или прекращенные делопроизводством материалы действующих советских учреждений, предприятий и организаций, а также документы представительств и отделений всех указанных учреждений, находившихся и находящихся за пределами РСФСР;

Следующий комплекс архивных собраний – дела учреждений, предприятий и организаций, действовавших на территории РСФСР в дореволюционный период, и бумаги заграничных представительств, а также материалы промышленных, торговых, кредитных, страховых и иных предприятий и учреждений, подвергшихся национализации и муниципализации. Сюда же относились документы действовавших на территории РСФСР учреждений Временного правительства, а также контрреволюционных правительств и организаций, притязавших на государственную власть.

Положение решало вопрос о включении в ГАФ РСФСР архивов профсоюзов, вопрос, который обсуждался ещё в декрете 1919 г. «О хранении и уничтожении, архивных дел». Но это указание декрета пытались оспаривать представители Истпрофа, сопротивлявшиеся передаче архивов профсоюзов в государственные архивы. В «Положении» 1929 г. содержался отдельный пункт о том, что в состав ГАФ РСФСР входят материалы профессиональных организаций.

Положение расширяло права архивных органов на документальные собрания частных лиц:в ГАФ РСФСР входили бумаги бывшей царской фамилии и лиц, занимавших высшие государственные должности или приближенные ко двору за все время существования династии Романовых, а также видных государственных деятелей дореволюционной России.

В ГАФ РСФСР передавались материалы, выпускавшиеся кем бы то ни было, с целью агитации и пропаганды.

Фонды, принадлежащие союзным республикам, не входили в ГАФ РСФСР, но руководство ГАФ РСФСР обязывалось принимать меры к охране этих документов.

Положение сохраняло деление ГАФ РСФСР на материалы дореволюционного и советского периода.Источники советского времени, образовывали Центральный архив Октябрьской революции в Москве; Центральное хранилище, в которых концентрировались документы дореволюционного периода, Центральный исторический архив, с отделением в Москве и Ленинграде. В ЦАОР входили хранилище кинофильмов и иллюстративный отдел, на правах отдела существовало книгохранилище. Подчинялись эти архивы ЦАУ РСФСР.

При краевых (областных) и губернских архивных бюро, а также при архивных бюро автономных областей, были местные архивы Октябрьской революции и исторические архивы.

· Окружные архивные бюро основывали свои архивы Октябрьской революции и архивы исторические.

· Для уездного архива такое деление не предусматривалось.

· Районные и волостные архивы действовали под руководством окружных архивных бюро или уездных архивов.

Датой, разграничивающей материалы на исторические архивы и архивами Октябрьской революции, было означено 1 января 1917 г. (по старому стилю).

ЦАУ определяло научное значение документов, поступавших в ГАФ РСФСР. Архивное управление совместно с заинтересованными ведомствами устанавливало практическую ценность дел, сроки хранения и уничтожения материалов государственных учреждений, предприятий и организаций. На него же возлагалась обязанность принимать меры против истребления, порчи и незаконной продажи исторических источников, а также против нарушений действующих законов и правил о хранении и сдачи бумаг архивными органами.

В Положении был важный пункт, имевший принципиальное значение – о вывозе материалов за пределы РСФСР. С этого момента он производился исключительно с разрешения ЦАУ.

Положение указывало, что ЦАУ РСФСР, принадлежит руководство деятельностью краевых, областных, губернских архивных бюро и архивных бюро автономных республик в целом.

В отношении архивных управлений автономных республик подчеркивалось лишь руководство ЦАУ в области концентрации, научной обработки и использования документальных источников. Организационно-административные вопросы передавались правительствам и архивным управлениям автономных республик.

В Положение были включены типовые положения для архивных органов РСФСР, кроме архивных управлений автономных республик.

Положение заменило пятилетний срок хранения документов в ведомствах на десятилетний срок хранения.

Положение оформило новый порядок экспертизы документальных источников. Вместо единой Центральной поверочной комиссии при Главархиве создавались поверочные комиссии на местах с определенной самостоятельностью в деле экспертизы ценности документов, причем в состав этих комиссий опять же включались представители РКИ, партийных и советских органов, которые на местах обладали гораздо более широкими полномочиями, чем сотрудники архивных бюро. Так были заложены основы для возрождения с середины 30-х годов худшей разновидности ведомственного принципа – полного отчуждения от ГАФ значительного комплекса документов, отложившихся в пределах отдельных отраслей.

Историки архивного дела считают, что данное Положение носило «переходный», временный характер – дело в том, что в 30-е годы ни СНК, ни ВЦИК уже не обладали реальной властью в стране. Всех явно и безоговорочно подминала партийная бюрократия во главе со И.В. Сталиным – окончательно новая власть закрепила свои позиции Конституцией 1936 г.

Образование ЦАУ СССР.

10 апреля 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было образовано ЦАУ СССР (при ЦИК СССР) для общего исправления и объединения деятельности центральных архивных управлений союзных республик по заведованию фондами общесоюзного значения.

Архивными фондами общесоюзного значения признавались:

· бумаги, относящиеся в Февральской революции 1917 г.;

· документы по установлению Советской власти и материалы по истории Рабоче-крестьянской Красной Армии и Гражданской войны;

· а также архивы дореволюционных центральных правительственных учреждений и общественных организаций.

Таким образом, с учреждением ЦАУ СССР, вся совокупность архивных фондов, принадлежащих Советскому государству, представляло собой две, несколько обособленных в организационном отношении группы:

1. Документальные комплексы союзных республик;

2. Архивные собрания общесоюзного значения.

Перед ЦАУ СССР, ставились задачи, касающиеся почти исключительно архивных фондов общесоюзного значения: разработка проектов постановлений по этим собраниям, общее направление деятельности архивных управлений союзных республик и т.д.

Несмотря на поставленные задачи, юридические полномочия ЦАУ СССР как полноправного Союзно-республиканского органа были достаточно неопределенными. В состав ЦАУ СССР вошли те же лица, которые составляли ЦАУ РСФСР (заведующий – М.Н. Покровский, заместитель – В.В. Максаков, членами коллегии стали представители НКВД, РВС СССР и ОГПУ) Единственное отличие от республиканского ЦАУ было присутствие в Коллегии представителя ЦАУ УССР, а также Наркомфина. И поскольку ЦАУ РСФСР практически полностью являлось и ЦАУ СССР, то проблема распределения между ними обязанностей имела на протяжении 30-х годов чисто умозрительный характер. Постепенно ЦАУ СССР поглотило республиканское управление, и после принятия нового «Положения о ГАФ СССР» в 1941 г. вопрос о судьбе ЦАУ РСФСР как самостоятельного учреждения больше не поднимался в течение всех последующих десятилетий.

Вопрос о функциях ЦАУ СССР, стал одним из основных вопросов, волновавших участников 2-го съезда архивных работников РСФСР, который проходил в Москве с 25 мая по 1 июня 1929 г. На этом съезде в последний раз прозвучали голоса тех, кто вскоре будет репрессирован. На съезде присутствовали академики С.Ф. Платонов, М.К. Любавский, Е.В. Тарле, а также А.М. Рахлин, А.И. Андреев, Д.Г. Истнюк, А.К. Дрезен и многие другие историки, архивисты и краеведы. Последний раз архивисты сделают попытку свободно дискутировать по самым животрепещущим проблемам, не придерживаясь жестко регламентированной повестки дня и «спущенных» сверху указаний. Выступления представителей власти носили явно «агитационно-пропагандистский» характер.

В дальнейшем, на протяжении следующих десяти лет съезды не проводились, как дипломатично писали историки «по причинам, не зависящим от ЦАУ».

Именно на этом съезде отечественные архивисты впервые столкнулись с политикой «двойных моральных стандартов»: несомненно, нужно бороться за централизацию архивного дела и за концентрацию архивов под единым руководством верного «приказчика» государства – Центрархива. Но только в тех рамках, которые предписывались партийным руководством.

Но на практике по сути дела была загублена идея централизации архивного дела: сначала выделились из ГАФ «неприкасаемые» партийные архивы, затем и другие ведомственные архивы. Дело в том, что сталинскому тоталитарному государству требовался лишь комплекс разрозненных и тщательно охраняемых учреждений, обслуживающий, прежде всего, особый круг заинтересованных ведомств. И прежде всего необходимо было проверить, что же находится в архивах, и подобрать им настоящего властного «хозяина».

По существу, все события, которые происходили на протяжении 30-х гг. после окончания 2-го съезда архивных работников, были направлены на выполнение двуединой задачи, которую можно обозначить как «чистка архивов» и «чистка архивных кадров».

Внешне это выглядело как целый ряд мер организационного и административно-хозяйственного характера. И выразилось это прежде всего в замысле М.Н. Покровского о реорганизации структуры ГАФ СССР.

Исходя из ортодоксального понимания марксистско-ленинского деления всей истории человечества на четко определенные общественно-экономические формации, руководство ЦАУ в самом начале 30-х годов признало необходимым сгруппировать все документы ГАФ СССР в трех архивах: феодально-крепостнической эпохи, капиталистической и эпохи пролетарской диктатуры. Внутри каждого архива документы должны были быть распределены по шести отделам: экономическому, политическому, военно-историческому, внешних сношений, культурно-бытовому и особому. Проект остался практически нереализованным в связи «с исключительной трудностью с архивно-технической стороной». Некоторые шаги в сторону создания такой системы архивов все же были сделаны – в 1931 г. Древлехранилище Центрального исторического архива было переименовано в Государственный архив феодально-крепостнической эпохи (нынешний РГАДА). Однако на этом дело и застопорилось.

С 30-х же годов намечается еще одна неблагоприятная для архивохранилищ тенденция – проблема использования архивов в научных целях неуклонно заменяется проблемой их охраны и учета. Допускался без ограничения только один вид их использования – в «оперативно-чекистской работе».

Покровский и Максаков, отнюдь не отрицая необходимости и важности этих специфических задач «политического» характера, все-таки выступали за увеличение объема работы архивов как научно-исследовательских учреждений, относя к такой работе, прежде всего издательско-публикационную деятельность.

На это были, прежде всего, направлены их усилия по созданию в Архиве Октябрьской революции таких отдельных секций, как военная (Архив Красной Армии), профсоюзных материалов (Архив профсоюзов) и некоторых других. В течение 30-х годов все эти материалы были выделены из состава АОР в отдельные архивохранилища.

Наши рекомендации