Декреты Советского правительства, посвященные архивному делу.
Декрет не давал четкого определения ЕГАФ РСФСР. «Идейный отец» декрета и в частности самого понятия Государственного архивного фонда, Николаев в одной из своих работ 1918 г. дал понятие ЕГАФ, назвав его «комплексом всех архивных фондов, создававшихся органически на разных корнях и вращающихся около отдельных основных стержней. ГАФ охватывает собой комплексы государственных архивов и отражает в историческом процессе деятельность коллективного строителя государственно-общественной жизни, деятельность всего народа».
Несколько лет ушло на усовершенствование формулировки понятия ЕГАФ. Понятие это расширялось, уточнялось, дополнялось исходя из сложившейся политической, культурной или экономической ситуации, но суть этого определения, сформулированная в первые годы советского архивного строительства, и к 1925 г. оформившееся в следующее определение: ЕГАФ РСФСР – это совокупность всех архивных материалов официального и частного происхождения, принадлежащих государству и состоящих в ведении Центрархива РСФСР».
Декрет установил составные части ЕГАФ:
· бывшие ведомственные исторические архивы национализированные по ленинскому декрету (такие как МАМЮ, МГАМИД и пр.);
· дела ликвидированных учреждений царского и Временного правительств (законченные к 25 октября 1917 г.);
· в перспективе – дела вновь организованных советских учреждений.
С образованием в 1918 г. единого ГАФ РСФСР (с 1941 по 1992 г. – ГАФ СССР, с 1992 г. по настоящее время – АФ РФ) в России были реализованы предложения многих архивистов и историков об архивной реформе: они видели развитие отечественного архивного дела через призму мирового, прежде всего европейского опыта. А он свидетельствовал о том, что централизация архивного дела неразрывно связана с возникновением и развитием общенациональных, общегосударственных систем архивов.
В ЕГАФ создаются комплексы фондов, связанных по содержанию своих материалов с какой-либо стороной государственной и общественной жизни страны. Комплексы образуют в ЕГАФ секции,которые состоят из отделений, объединяющих группы фондов родственных учреждений. Крупнейшие ведомственные хранилища Петрограда, архивы Сената, Министерства двора, Министерства земледелия и государственных имуществ и др., а в Москве – исторические архивы (МАМЮ, Лефортовский, МГА МИД), имевшие оборудованные помещения, достаточно опытных архивистов, явились основой организации отделений секций ЕГАФ. Таким образом, каждая секция объединяла в своем ведении архивные фонды однородного содержания и руководила их научной разработкой. Секции становятся основой научно-архивной работы, возглавляли которую заведующие секциями «из специалистов исторической науки». Так, заведующими перовой секции стали В.Н. Сторожев и М.А. Полиевктов, заведующим второй – А.Е. Пресняков, третьей – В.И. Селивачев, четвертой – С.Ф. Платонов, пятой – Е.В. Тарле и т.д.
Всего в период с 1918 по 1921 гг. было создано 9 секций ЕГАФ РСФСР.
Первая секция – законодательства, верховного управления и внешней политики: она имела три отделения в Петрограде и два – в Москве. Петроградские отделения включали фонды таких учреждений, как Совет при Высочайшем дворе, Непременный Совет, Государственный совет, Комитет Министров, Совет Министров, Государственная дума, а также Петербургский архив Министерства двора, Государственный и Петербургский главный архив Министерства иностранных дел. В московских отделениях хранились документы Московского архива Министерства двора (фонды Оружейной палаты, дворцовых управлений, московских дворцов), Московский главный архив Министерства иностранных дел, Древлехранилище хартий и рукописей.
Вторая секция – юридическая: имела одно отделение в Петрограде и одно – в Москве. Петроградское отделение включало фонды Сенатского архива и Министерства Юстиции. Отделение в Москве – Московский архив Министерства Юстиции и фонды московских судебных учреждений (окружного суда, судебных палат и т.д.).
Третья секция – военно-морская: состояла из двух отделений в Петрограде и одного в Москве. В петроградские отделения вошли фонды центральных управлений военного ведомства, военных школ, окружных и местных управлений и Петроградского военного округа, Преображенского и Семеновского гвардейских полков и архивы Морского министерства. Отделение в Москве хранило документы Московского отделения общего архива Главного штаба (Лефортовский архив) и часть Военно-ученого архива.
Четвертая секция – народного просвещения. Секция имела два отделения в Петрограде и два – в Москве. Петроградские отделения – это архив Министерства народного просвещения, фонды цензуры и учебных учреждений, Главного управления по делам печати, Петербургского цензурного комитета, Главного управления военно-учебными заведениями, архив Синода.
Московские отделения состояли из архивов высших учебных заведений Москвы, Управления Московского учебного округа, Дирекции народных училищ Московской губернии, Московского комитета по делам печати; рукописных собраний синодальной типографии; материалы церковных учреждений и монастырей.
Пятая секция – историко-экономическая: в ней было по три отделения в Петрограде и в Москве. Петроградские отделения хранили архивы: Министерства земледелия и государственных имуществ, Министерства финансов, Министерства торговли промышленности, Государственного контроля, Министерства путей сообщения, Главного управления почт и телеграфов, Петроградского почтово-телеграфного округа, Главного почтамта и т.д.
В московские отделения вошли: Межевой архив, архив Московского удельного округа, фонды московских учреждений, имевших отношение к вопросам финансов, торговли и промышленности, почт и телеграфов, а также материалы управлений железных дорог московского узла.
Шестая секция – внутреннего управления и самоуправления. Секция имела два отделения в Петрограде и два в Москве.
Отделения в Петрограде сосредоточили фонды: Министерства внутренних дел, Российского общества Красного Креста, местного управления, земского и городского самоуправления.
Московские отделения включали Московский губернский архив старых дел, фонды московских городских и губернских учреждений, связанных с городским и земским самоуправлением и сословными учреждениями.
Седьмая секция – историко-революционная: состояла из одного петроградского отделения (архива Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Департамента полиции, штаба отдельного корпуса жандармов) и отделения в Москве (фонды московских учреждений политического розыска).
Восьмая секция – печатных изданий официального характера: имела отделения в Петрограде и Москве. Петроградское отделение собирало печатные материалы законодательных работ, управления и суда дореволюционного периода. Отделение в Москве – документальные и печатные материалы по истории Октябрьской революции.
Девятая секция – историко-культурная имела одно отделение в Москве, в котором сосредотачивались документы умерших русских писателей, композиторов, художников, поэтов и других деятелей культуры.
Проблем было много: как писал в те дни А.С. Пресняков, «мудрено было вполне подчинить единой и цельной организующей мысли тот архивный хаос, с которым пришлось иметь дело Главному архивному управлению». Рязанов, постоянно разъезжая из Петрограда в Москву и обратно, пытался скоординировать работу крупнейших секций и отделений хотя бы в столицах. Архивистам приходилось решать, прежде всего, все те же неотложные задачи борьбы с разрухой и воинствующим невежеством, повсеместно вести розыск, собирание и охрану архивных документов.
ЕГАФ РСФСР начал складываться в период военного коммунизма, что не могло не отразиться на его формировании. Отличительной чертой государственной политики в тот период являлась глобальная централизация политической, социальной и экономической жизни страны. В архивном строительстве также действовала «центростремительная сила», выражавшаяся в желании охватить максимальное количество документов. Конечно, прежде всего, было необходимо сохранить документальный фонд страны в экстремальных условиях государственного и общественного переустройства. Важно отметить и то, что именно в эти годы начала проявляться тенденция к огосударствлениювсех политически значимых документов, независимо от их конкретного содержания, происхождения, принадлежности, что можно охарактеризовать как экспансию государства.
Заметную роль в этом процессе сыграли субъективные факторы, что проявилось через личностные мотивы и убеждения руководителей архивной службы страны. Глава архивного ведомства (с 1920 по 1932 гг.) М.Н. Покровский был ярым сторонником политизации архивов. Сильно преувеличивая значение архивов в государственном управлении, он хотел сделать их главной функцией обслуживание государственного аппарата, отводя нуждам науки и культуры второстепенную роль. Покровский выступал за включение в ЕГАФ документов общественных организаций, кооперативных и сословных учреждений, частновладельческих предприятий, монастырей и церквей, деятелей культуры и, став во главе архивной отрасли, предпринял все возможное для реализации своих замыслов.
Расширение состава ЕГАФ на местном уровне началось весной 1919 г. По декрету от 27 марта 1919 г. все документы старой армии должны были поступить в местные военные комиссариаты, на которые возлагалась обязанность безотлагательно сообщать о них в ГУАД.
31 марта 1919 г. были созданы губернские архивные фонды, куда вошли документы местных правительственных учреждений, находившиеся в губернских городах и уездах и подлежащие включению в ЕГАФ на основе декрета от 1 июня 1918 г. Для хранения архивных комплексов, отложившихся на территории губерний, следовало создавать центральные архивы. В губернских архивных фондах сосредотачивались (до переноса их в центр) документы правительственного происхождения, а также те, которые могли находиться в архивах губерний и уездов.
31 марта 1919 г. выходит в свет Декрет СНК «О хранении и уничтожении архивных дел». Этот декрет разрешал вопрос о включении в состав Государственного архивного фонда документов профессиональных и кооперативных организаций. Кроме этого декрет сыграл огромную роль в разрешении вопроса организации научной экспертизы документальных материалов, т.е. решался вопрос о формировании ГАФ. Декрет установил пятилетний срок хранения «оконченных дел» при учреждении.
Затем, согласно декрету от 22 апреля 1919 г. в состав ЕГАФ РСФСР вошли «все оконченные дела советских учреждений, профессиональных и кооперативных организаций» без какого-либо изъятия. Этим декретом, во-первых, расширялся состав ЕГАФ за счет документов общественных организаций, а во-вторых, впервые фиксировалась возможность выделения архивных документов к уничтожению. Сдаче в макулатуру подлежали дела, «не имеющие значения для изучения истории, дипломатических отношений, политической, экономической и вообще каждой жизни в разных ее проявлениях». Столь расплывчатая формулировка открывала простор для произвола при отборе документов к уничтожению.
Тогда же была предпринята попытка, начать сбор документов личного происхождения, семейных архивов, которые во многих случаях оказались брошенными владельцами и погибали от пожаров, погромов, распродаж. В мае 1919 г. ГУАД организовал в Москве хранилище «частных архивов».
29 июля 1919 г.были сняты ограничения, наложенные владельцами документов на архивы умерших русских писателей, композиторов, художников и ученых. Тем самым государство в лице Наркомата просвещения делало своей собственностью не принадлежащее ему имущество.
В ноябре 1919 г. в ведение ЕГАФ перешли архивы (до 1863 г.) бывших духовных консисторий.Документы, образовавшиеся позже, поступили в загсы.
25 сентября 1920 г. – в свет выходитПостановление СНК «Об учреждении комиссии для собирания и изучения материалов пол истории Октябрьской революции и истории Российской коммунистической партии (большевиков)».
Постановление предусматривало учреждение комиссии из 9 человек, назначаемых СНК для собирания, разработки и обработки материалов, относящихся к истории Октябрьской революции и РКП – Истпарт. Это постановление привело к созданию Архива Октябрьской революции (АОР), который начал свое существование как особое (IV) отделение Государственного архива РСФСР.
Структура и функции
Главного управления архивным делом (ГУАД).
Главное управление архивным делом начало свою работу в очень сложной политической обстановке. Не было Положения о порядке деятельности: структуру органа управления архивным делом пришлось выстраивать буквально на ходу, с огромным трудом завоевать авторитет у местных властей.
По Ленинскому декрету перед ГУАД стояли следующие задачи:
· обеспечение сохранности документов, находящихся в национализированных архивохранилищах (бывшие исторические архивы и архивы центральных правительственных учреждений);
· учет документов, подлежащих концентрации в ЕГАФ, обеспечение их сохранности и организация перевозки в государственные архивы;
· организация использования документов;
· контроль за сохранностью документов в учреждениях;
· организация обработки документов, поступающих в архивы.
В декрете от 1 июня говорилось, что будет издано положение о ГУАД и его местных управлениях. Но пока оно не было издано положение на местах оставалось сложным.
Постепенно центр тяжести научной и организационно-практической работы переместился в Москву. Здесь группа историков и архивистов образовала «деловое ядро» вокруг профессора Московского университета М.К. Любавского. В их числе были историки Ю.В. Готье, А.Н. Филиппов, а также архивисты – представители крупнейших московских архивов – С.А. Белокуров, Н.Б. Рождественский и Ю.В. Сергиевский (архив Комиссариата иностранных дел), Д.В. Цветаев и пр. Именно они разработали собственное Положение о порядке деятельности ГУАД: уточнялись полномочия ГУАД, прежде всего по отношению к местным (областным и губернским) архивам, говорилось о необходимости подготовки и подбора «нового кадра работников» для осуществления централизации архивного дела в общероссийском масштабе. Новые кадры должны были обладать, «кроме высшего исторического или филологического образования», еще и опытом «прохождения специальных наук в архивной школе».
Этот вопрос, как и многие другие, вскоре обозначившиеся проблемы взаимоотношения ГУАД и органов власти разного уровня, потребовало вмешательства авторитета Рязанова. В последних числах июня 1918 г. заведующий Главным управлением архивным делом Д.Б. Рязанов созвал в Москве особое совещание для окончательной выработки Положения о ГУАД и подведомственных ему управлениях. Было принято решение о создании Коллегии ГУАД, которая осуществляла постоянное общее руководство архивным делом, а также были учреждены должности инспекторов, которые занимались контролем за деятельностью местных архивов.
Коллегия ГУАД была сформирована в составе: Д.Б. Рязанов, В.Н. Сторожев, М.К. Любавский, С.Б. Веселовский, А.М. Полянский. Она сразу же начала активные действия по спасению архивного достояния страны.