Требования к архивному делу

Полному архивному оформлению дел подлежат дела постоянного, временного (свыше 10 лет) сроков хранения и личного состава.

Для полного архивного оформления дела обязательно соблю­дение следующих основных требований:

ü подшивка или переплет дела;

ü нумерация листов дела;

ü составление листа-заверителя дела;

ü составление внутренней описи документов;

ü внесение уточнений в реквизиты обложки дела, касающихся на­звания организации, регистрационного индекса дела, крайних дат и заголовка дела.

Документы временного (до 10 лет) хранения подлежат частич­ному оформлению, в них допускается не проводить системати­зацию документов, не нумеровать листы дела, не составлять заверительную надпись.

Порядок оформления архивных дел следующий:

ü дела подшиваются в твердую картонную обложку или перепле­таются, при этом из них изымаются все металлические скреп­ления;

ü особо ценные документы вкладываются в подшиваемые в дело конверты;

ü в конце дела подшивается бланк для заверительной надписи; при необходимости в начале дела подшивается бланк внутренней описи;

ü нумерация листов дела производится черным карандашом в пра­вом верхнем углу листа арабскими цифрами; состоящие из ряда томов дела нумеруются по каждому тому отдельно;

ü листы внутренней описи нумеруются самостоятельно; (фотогра­фии, чертежи и другие иллюстративные материалы, представ­ляющие самостоятельный лист в деле, нумеруются на обо­ротной стороне на верхнем поле листа; сложенные в деле листы разворачиваются и нумеруются как обычные листы дела;

ü подшитые в дело конверты нумеруются самостоятельно, снача­ла конверт, затем вложения;

ü при наличии ошибок в нумерации листов возможно введение литерных номеров листов;

ü помешенный в дело лист-заверитель служит для фиксирования всех изменений в деле, подтверждаемых ссылкой на соответст­вующие акты;

ü внутренняя опись дела служит для учета и раскрытия содержа­ния документов дела.

Основными реквизитами обложки дела являются:

ü наименование организации и ее подчиненность;

ü наименование структурного подразделения;

ü индекс дела;

ü номер дела по описи;

ü заголовок дела;

ü аннотация (при особо ценных документах);

ü дата дела;

ü количество листов в деле;

ü срок хранения дела;

ü архивный шифр дела;

ü наличие места для нанесения архивных атрибутов.

Передача дела в архив

Передача дел в архив производится при полной архивной обра­ботке дел по их описи.

Существует следующий порядок передачи дел в ведомственный архив:

ü передаются дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хра­нения и личного состава;

ü передача производится через год после завершения дел делопроизводством;

ü прием дел в архив производится зав. архивом поединично по описи в присутствии представителя того структурного подразделения, чьи дела передаются в архив;

ü при передаче особо ценных дел производится их полистный просмотр;

ü при отсутствии дел на них составляется справка, объясняющая это отсутствие;

ü передача фиксируется в описи сдатчика и описи приемщика, при этом в конце каждого их экземпляра делается отметка о на­личии дел, указываются их фактическое количество, номера отсутствующих дел, дата сдачи дел в архив;

ü по окончании приема дел зав. архивом расписывается на трех экземплярах описи дел постоянного хранения и на двух экземплярах описи дел долговременного хранения, при этом вторые экземпля­ры описей возвращаются сдатчику, остальные остаются в архиве.

По истечении сроков ведомственного хранения дела передаются в госархив на постоянное хранение. При этом:

ü передача дел в госархив производится ежегодно или раз в 3—5 лет;

ü документы передаются по описям и оформляются актом приема-передачи дел на госхранение в двух экземплярах, один из кото­рых передается сдатчику, а второй остается в архиве;

ü документы принимаются в госархив в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные документы;

ü при приеме документов производится проверка их физического, санитарно-гигиенического и технического состояния;

ü прием документов производится поединично, а особо ценных документов полистно, при этом в описях делаются отметки об их передаче в архив;

ü в архив с документами передаются три экземпляра описи, один экземпляр описи возвращается в организацию-сдатчицу;

ü при первом приеме документов организации в архив вместе с ни­ми передается историческая справка организации;

ü документы негосударственных организаций принимаются в госархив в соответствии с заключаемым между ними договором;

ü документы физических лиц поступают в госархив в результате дарения, завещания, купли-продажи.

Основные этапы работы по передаче документов организации госархив:

ü утверждение описи передаваемых организацией дел экспертно-проверочной комиссией госархива, при этом один экземпляр описи остается в госархиве;

ü проверка состояния дел в организации представителем госархива;

ü передача дел организации в архив на основании утвержденной описи; при этом в архив передаются научно-справочный аппа­рат к передаваемым документам и еще два экземпляра их опи­си, один экземпляр остается в организации;

ü факт передачи документов в госархив фиксируется актом прие­ма-сдачи дел в двух экземплярах, один из которых остается в госархиве, а второй передается организации-сдатчице.

Наши рекомендации