Основные положения Ленинского Декрета от 1 июня 1918 г.
«О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР».
1 июня 1918г. Советом Народных Комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) был утвержден Декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФРС», подписанный лично В.И. Лениным. В основе декрета лежал принцип государственной централизации управления архивным делом и создания Единого государственного архивного фонда республики (ЕГАФ РСФСР) как совокупности всех документационных материалов, принадлежащих Советскому государству.
Декрет был воспринят отечественной интеллигенцией, прежде всего в качестве юридической основы для проведения реформы архивного дела, основной идей которой должна была стать рациональная организация архивов в интересах развития отечественной исторической науки. Историк В.Н. Бенешевич назвал Декрет «декларацией прав науки в архиве».
Рассмотрим основные положения Декрета.
1. Первым пунктом декрета провозглашалось, что все архивы правительственных учреждений ликвидируются, как ведомственные организации - т.е. объявлялась национализация всех дореволюционных документов.
2. Все документы дореволюционных правительственных учреждений образовывали Единый государственный архивный фонд РСФСР. В ЕГАФ РСФСР также вошли все документы правительственных учреждений, законченные к 25 октября 1917 г.
Заметим, что под организацией ЕГАФ РСФСР подразумевалось не физическое объединение всех архивных фондов в каком либо едином государственном архиве, а создание под руководством Главархива ряда архивохранилищ, об объединении архивных фондов в комплексы по признаку, обеспечивающему правильную организацию их обработки и возможность широкого использования.
3. Объявлялось о создание ГУАД и подчиненных ему местных органов управления архивным делом. Т.е. согласно Декрету руководство ЕГАФ возлагалось на специальное правительственное учреждение – Главным Управлением Архивным Делом (ГУАД или Главархив). ГУАД входил в структуру Наркомата Народного Просвещения. Заведующий ГУАД утверждался центральным правительством по предоставлению Народного комиссара просвещения. Заведующий пользовался правами члена коллегии Наркомпроса.
4. Провозглашалось об установление контроля со стороны Главархива за сохранностью документов в учреждениях: «Правительственные учреждения не имеют права уничтожать какие бы то ни было дела и переписку или отдельные бумаги без письменного разрешения Главного Управления Архивным Делом».
5. ГУАД должно было немедленно установить порядок получения справок из ЕГАФ.
В советской архивоведческой литературе до недавнего времени умалчивался тот факт, что сразу же после выхода в свет главный архивный декрет подвергся достаточно широкой критике, как в российских, так и в эмигрантских изданиях. Так, уже 20 июня 1918 г. член Археологической комиссии и профессор кафедры истории русского права Петроградского университета А.Я. Лихтерман в газете партии Народной Свободы (кадетов) «Наш век» опубликовал гневный отзыв на декрет. Он назвал его сознательно разрушающим последние «соединения отдельных частей государственного архивного фонда». В дальнейшем критические замечания в адрес декрета исчезли со страниц архивной печати, все последующие публикации дружно хвалили декрет.
Все советское время отношение к Ленинскому декрету было особое – вплоть до недавнего времени он считался неоспоримым достижением советской власти в области постановки архивного дела – оспаривать положения декрета было не принято, а временами и просто опасно. Ситуация изменилась лишь в конце XX века. Архивоведы получили возможность критически оценить содержание документа. Так, по мнению историка-архивиста Е.В. Старостина, Ленинский декрет имел три крупных недостатка.
Первый недостаток заключался в следующем. В отличие от французского декрета 7 мессидора 2 года Республики (25 июня 1794 г.) в Ленинском декрете был проигнорирован принцип публичности, хотя на этапе предварительного обсуждения Д.Б. Рязанов настаивал на включение этого пункта. Понятно, что в условиях ожесточившейся борьбы за власть правящая партия не могла пойти на его включение в текст.
Второй – декрет, провозгласив централизацию, не довел ее до логического завершения, т.е. не образовал единое центральное государственное хранилище. Свой первый «национальный архив" Россия потеряла после смерти Ивана Грозного еще в XVI в. династия Романовых так и не смогла создать центральное хранилище, хотя попытки были и при Николае I (ГАРИ – 1834 г.), и при Александре III (Дворцовый архив - 1882 г.). Созданию подобного хранилища после 1917 г. мешало многое: укрепившиеся традиции ведомственных форм хранения документов, двустоличность, разруха и тяжелейшее финансовое состояние страны, идеологическая ориентация пришедшей к власти новой элиты, слабость исторической школы в советской России и т.д.
И третий – нарождавшаяся государственная архивная служба первоначально была пристегнута к слабому, беззубому Наркомату народного просвещения.
Все эти моменты очень сильно повлияли на дальнейшие события в области архивного дела.