Общие тенденции экономического и социально-политического развития ведущих индустриальных стран во второй половине XX в.
Вторая мировая война явилась самым трагическим событием XX века. Она коренным образом изменила соотношение сил на планете. Германия, Япония и Италия вышли из войны побежденными, экономика и финансовая система этих стран были подорваны. Позиции Великобритании и Франции, ранее ведущих стран Запада, были сильно ослаблены.
Разгром основных центров фашизма и милитаризма оказал огромное воздействие на развитие демократических процессов в странах Запада. Быстро росла политическая и социальная активность широких народных масс. Широко развернулись общественные движения, повысилась активность политических партий и демократических организаций. Появление ядерного и термоядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, постоянные войны и конфликты в различных регионах планеты вызвали рост массового движения за мир и предотвращение новой мировой войны. В политической истории стран Запада ведущим направлением стало развитие либеральной демократии. В основных странах Западной Европы произошло утверждение демократии. В 1970-е годы рухнули последние фашистские режимы. В 1974 г. произошла революция в Португалии, открывшая дорогу демократии, пал военный режим в Греции. В 1975 г. после смерти Ф.Франко начался и успешно завершился демонтаж фашистского режима в Испании. В 1989 г. начались реформы в ЮАР, приведшие впоследствии к устранению режима апартеида.
В 80 - 90-е годы в ряде развитых стран Запада в политической жизни получил развитие неоконсерватизм. Он содействовал ослаблению государственного вмешательства в экономику, развитию социального партнерства, расширению межхозяйственных связей.
Во второй половине 90-х годов левые силы начали возвращать утраченные позиции. После весенних 1997 г. парламентских выборов в Англии, а затем и во Франции левые силы в Западной Европе еще больше укрепили свои позиции. В 1997 г. в общей сложности из 15 стран-членов Европейского Союза в 13
у руля исполнительной власти оказались левоцентристские партии либо коалиции с участием социалистов и коммунистов.
Все послевоенные годы в странах Запада шел процесс расширения избирательного права. Были отменены все виды политической дискриминации негров в США. Складывались новые принципы взаимоотношений между властью и оппозицией, которые характеризуются не противоборством, а конструктивным диалогом.
Важной особенностью послевоенного экономического развития стран Запада является быстрый и динамичный прогресс во всех сферах хозяйства. Среднегодовые темпы роста ВНП (валового национального продукта) в Германии и Италии выросли в 4 раза, Франции - более чем вдвое, Великобритании -почти вдвое. «План Маршалла», расширение внутреннего рынка, изменение структуры потребления, бурный рост международной торговли - все это было важными факторами экономического подъема.
Огромное воздействие на послевоенное развитие оказал научно-технический прогресс. Шла качественная перестройка всех отраслей хозяйства на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса. Началось массовое производство изделий радиоэлектроники, новых средств связи, пластических масс и искусственных волокон. Быстрыми темпами развивались реактивная авиация и атомная энергетика, заботой государств и правительств была поддержка инвестиций в новейшие отрасли промышленности. Особое внимание уделялось развитию фундаментальной и прикладной науки. Стимулировался потребительский спрос.
Быстрый экономический прогресс в 50-60 годы качественно изменил облик западных стран. Они стали высокоразвитыми индустриальными государствами с интенсивным сельскохозяйственным производством. Заметным явлением послевоенной экономической жизни стран Запада явилось быстрое развитие производственной сферы. Значительно увеличилось количество государственных служащих и торговых работников, шел процесс исчезновения многих профессий и появления новых, связанных, прежде всего, с НТП.
Неравномерность экономического развития привела к изменению в соотношении сил. Совершив мощный рывок в экономическом развитии, на второе место в мире вышла Япония. Первой державой в Европе стала ФРГ. На рубеже 70-80-х годов началась смена экономических приоритетов. Еще более значи-
тельные изменения в странах Запада связаны с технологической революцией. С середины 70-х годов на первый план выдвинулась проблема осуществления глубоких качественных изменений в структуре экономики, технологического переоснащения производства на базе новейших достижений НТР. Этот процесс продолжается и в настоящее время, однако, развитые страны Запада сделали мощный рывок, прежде всего, в конце 70-80-х годов.
Структурная перестройка сопровождалась быстрым внедрением наукоемких технологий, позволяющих сберегать материалы, энергию и труд, использовать робототехнику, организовывать в передовых отраслях уникальные автоматизированные производства. Достижения новейшей техники вошли в быт и жизнь людей. Массовое производство компьютеров и снижение цены на них позволили сделать их доступными для многих семей. Начался настоящий компьютерный бум. Это позволило получить доступ к любой информации огромной массе людей. Технологический и информационный взрыв качественным образом изменил функции человека, его место и роль в системе производства.
Интернационализация производства. Качественные изменения происходят в развитии экономических и иных связей между странами Запада. Под воздействием ИТР созданы новые системы связей, сформировано практически единое информационное пространство, которое явилось мощнейшим фактором роста мировой торговли. Например, за семь лет, с 1982 по 1988 г., она выросла на 1/3. Ведущую роль в мировой экономике и мирохозяйственных связях стали играть транснациональные корпорации (ТНК), располагающие производственной и сбытовой базой сразу во многих странах. Ядро ТНК составляют крупные американские компании.
В последнее десятилетие быстро развивается специфический вариант интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни человечества - неолиберальная глобализация. В первую очередь это связано с масштабным ростом роли научно-технического прогресса и информационных технологий, финансовой деятельности.
Формой согласования и решения экономических и политических проблем ведущих стран стали ежегодно проводимые с 1975 г. совещания «большой семерки».
В послевоенные годы функционируют специализированные учреждения ООН - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ),
членами которых являются подавляющее большинство стран мира. С 1961 г. существует межправительственная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят 30 промышленно развитых государств.
Формирование уникальной разветвленной системы мирохозяйственных связей отражает все многообразие мира, как противоречивость, так и его целостность. В орбиту этих связей втягиваются Россия, другие страны СНГ, страны Восточной Европы, многие развивающиеся страны. От США поступила инициатива создания Всемирной торговой организации (ВТО). В настоящее время в нее входят 135 государств. Общая цивили-зационная основа развития способствует расширению взаимовыгодного сотрудничества, дает надежду всем народам на лучшее будущее.
Под влиянием НТР стали более важны духовные ценности, знания, уровень развития образования, науки и техники. Все более заметной становится взаимосвязь высшего образования, всестороннего научно-технического, экономического и социального прогресса и национального благосостояния. В ведущих развитых странах Запада постоянно растет доля лиц с высшим образованием среди основной массы трудоспособного населения в возрасте 25-60 лет. Так, в начале 90-х годов их количество составило (в%): в США - 35, Канаде - 30, Японии- 21, Германии - 17, Англии - 15, Франции - 14, Италии - 6. К началу 90-х годов средняя подготовка рабочей силы в ведущих странах Запада поднялась до уровня младшего колледжа. Высшее и среднее специальное образование становится базовым для большинства профессий.
Современное производство ведущих западных стран переживает этап зрелости научно-технической модернизации. Ведущую роль в увеличении общественного богатства играют новые знания и информация. Производство проходит через новый этап социального и культурного прогресса, способствуя быстрому повышению профессионального и социокультурного уровня трудовых ресурсов.
Высококвалифицированные рабочие, техники, инженеры, специалисты по управлению стали главной ценностью любого производства, а вложения в человека стали давать наивысшую отдачу. В странах Запада качественным образом изменилась социальная и профессиональная структура населения. Все большую роль в жизни общества стала играть интеллигенция. Резко возросло количество «белых» и «золотых» воротничков.
Такие качественные перемены сформировали и новый образ жизни сотен миллионов людей. Появилась новая шкала ценностей. Для многих работающих материальное вознаграждение уже не является главным, на передний план вышла возможность творчески трудиться, осуществлять свои мечты, реализо-вывать свои возможности.
Возможным результатом этих перемен явилось изменение общественного сознания. Все большее значение приобретает понимание необходимости эволюционного пути развития. В этой связи в ведущих странах Запада политические идеологии правящего класса и рабочих организаций завершили переход от конфронтации к социальному компромиссу. Общечеловеческие интересы, сохранение и обогащение культурного наследия всех народов, решение глобальных проблем современности выходят на первый план. В первой половине 90-х годов состоялись три мировых форума по глобальным вопросам: «Экология и человек» (Рио-де-Жанейро, 1992), «Народонаселение и развитие» (Каир, 1994), «Социальные вопросы жизни человечества» (Копенгаген, 1995). Все это говорит о вступлении западных обществ в качественно новый этап своего развития.
В развитии экономики стран Западной Европы большую роль сыграла интеграция. Начало этому процессу было положено созданием европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г. Оно интегрировало каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленность шести стран. Позднее к ЕОУС присоединились еще 6 стран, и сейчас оно контролирует 100% добычи каменного угля, свыше 90% выплавки стали и производства чугуна, около 40% добычи железной руды в Западной Европе.
В 1957 г. было подписано соглашение о создании объединения атомной промышленности этих стран - Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В этом же году в Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Цель его - устранить ограничения в торговле между странами-участницами, обеспечить свободное передвижение людей, капиталов, товаров и услуг. Предполагались также выработка общей политики в области транспорта и сельского хозяйства, создание валютного союза, унификация налоговых систем. Речь шла о том, чтобы в значительной степени передать экономическую политику под контроль наднационального объединения.
В феврале 1992 г. в нидерландском городе Маастрихте министры иностранных дел и финансов 12 государств - членов Европейского Сообщества подписали Договор о Европейском Союзе, предусматривающий трансформацию ЕС в экономический, валютный и политический союз. Договор является одним из крупнейших политических и правовых актов в более чем 40-летней истории европейской интеграции, равным по своему потенциальному значению Парижскому и Римскому.
Он открывает новый этап в развитии европейской интеграции. В случае его осуществления к концу XX века Европейский Союз превратится, по сути, в экономическую «сверхдержаву», равную США и значительно превосходящую Японию, политически в большой мере реализует идею Соединенных Штатов Европы. Процесс ратификации в странах ЕС прошел достаточно успешно, и Договор с 1 ноября 1993 г. вступил в силу.
Интеграционные процессы в Западной Европе оказали огромное влияние на другие регионы планеты. В 1988 г. был подписан двусторонний договор о свободной торговле между США и Канадой. 17 декабря 1992 г. заключено соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА). Реализация этого соглашения началась с 1 января 1994 г. На первых порах соглашение предусматривает демонтаж торговых барьеров, либерализацию режима иностранных инвестиций, свободную миграцию рабочей силы. США активно вовлекают в НАФТА Чили и выступают с инициативой создания к 2005 г. зоны «свободной торговли», в которую бы вошли 34 страны Северной и Южной Америки и Карибского бассейна.
§ 2. Соединенные Штаты Америки в 1945 - 1990-е г.
После второй мировой войны США оказались в наиболее благоприятных условиях по сравнению с другими развитыми странами. Война не затронула американский континент, США не испытали тех бедствий и разрушений, которые обрушились на многие государства Европы и Азии. Невелики были и людские потери. За годы войны США стали ведущей военной державой, создали мощный военный потенциал. К концу войны в вооруженных силах находилось 12 млн. человек. США располагали мощным военным и торговым флотом, имели первоклассную авиацию. Высокоразвитая промышленность и огромный научно-технический потенциал позволили стране стать первой
в мире ядерной державой. Основные конкуренты США в капиталистическом мире - Германия и Япония - были побеждены, а Великобритания и Франция в первые послевоенные годы попали в финансово-экономическую зависимость от США и не рассматривались как их основные конкуренты. Используя благоприятные возможности, США овладели новыми рынками. Значительно увеличили экспорт товаров, еще больше увеличили научно-технический потенциал. Они стали политическим, экономическим и военным лидером западного мира.
Экономическое развитие. Вторая мировая война стимулировала быстрое экономическое развитие США. Воздействие военной конъюнктуры было огромным. Начали широко использоваться новые виды топлива, синтетические и искусственные материалы. Осуществлялась массовая автоматизация производства. Глубокие изменения произошли в развитии авиации и судостроения. Государственно-монополистическое регулирование экономики, социально-реформистская деятельность государства придали экономическому развитию стабильность. Изменилась отраслевая структура экономики США, успешнее решались проблемы занятости населения.
В первые послевоенные годы в США была успешно проведена конверсия военного производства. С конца 40-х годов устойчивый и непрерывный экономический рост стал отличительной особенностью функционирования экономической системы США.
Несмотря на то, что в 50-е годы экономика США развивалась медленнее, чем экономика других западных стран, по всем основным показателям они оставались подлинным экономическим лидером. Американская модель экономического развития в значительной мере использовалась многими странами свободного мира. В 60-е годы администрациями Президентов Д.Кеннеди и Л.Джонсона был взят курс на ускорение экономического роста. Расширилось государственно-монополистическое регулирование экономики. После небольшого спада в 1960-1961 г. наступил экономический подъем, продолжавшийся до 1967 г. Большую роль сыграло быстрое развитие научно-технической революции, которая создавала новые возможности для развития производства. Качественно менялась структура хозяйства. Успешно развивались новые отрасли экономики, преобразовывались старые. Осуществлялась массовая автоматизация производства. Ведущее место в экономике заняли энергетика, электронная и химическая промышленность, производство средств автоматизации, средств связи, приборостроение.
Набирала силу аэрокосмическая промышленность. Значительные изменения происходили в структуре рабочей силы. Сокращалась численность занятых в промышленном и сельскохозяйственном производстве. В то же время наблюдался быстрый рост числа занятых в непроизводственной сфере.
К началу 70-х годов появились первые признаки изменения экономической конъюнктуры. Замедлились темпы экономического роста. Застой в промышленном производстве сочетался с ростом безработицы, продолжающейся инфляцией и падением реальных доходов основной массы населения. Росло недоверие к американской валюте. Весной и летом 1971 г. оно приняло беспрецедентные масштабы. Ряд западных стран, в том числе ФРГ, Франция, Италия ввели ограничения на операции с долларом.
Республиканская администрация Р.Никсона приняла решение о проведении серии чрезвычайных мер, которые получили название «новой экономической политики». Президентским декретом в стране было введено «чрезвычайное положение», компаниям предоставлялись значительные налоговые льготы, сокращался подоходный налог. Правительство установило государственный контроль над ценами и заработной платой. Вводился дополнительный 10%-ный налог на подавляющую часть импорта. Сокращалась помощь иностранным государствам. Были осуществлены и другие преобразования, направленные на поиск путей выхода из кризиса. Однако в 70-е годы экономика западных стран испытывала серьезные трудности. Кризис 1973-1975 годов был наиболее серьезным потрясением после второй мировой войны. В США он проявился в гораздо более острой форме по сравнению с другими развитыми странами.
Глубокий структурный кризис середины 70-х годов вынудил США, как и другие развитые капиталистические страны, начать долговременную структурную перестройку экономики. Стали быстро внедряться новейшие энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Быстрыми темпами создавались гибкие автоматизированные производства. Широко начала использоваться компьютерная техника. Одновременно началось широкое внедрение новых композитных материалов. Впервые стали внедряться в производство биотехнологии. Началось использование методов генной инженерии. Эта глубокая структурная перестройка экономики США продолжается уже более 20 лет.
К началу 80-х годов США подошли с существенно ослабленными внутренними и международными позициями. Хозяй-
ственное положение страны ухудшалось. В экономике обозначились долговременные негативные тенденции. В 1980 - 1982 г. разразился очередной экономический кризис. В 1982 г. промышленное производство упало по сравнению с предыдущим годом на 8,2%. Кризис поразил все ведущие отрасли промышленности, сельское хозяйство, непроизводственную сферу.
На президентских выборах в ноябре 1980 г. победу одержал кандидат республиканской партии Р.Рейган. Демократы потеряли большинство в сенате и уступили многие места в палате представителей. Пытаясь найти пути выхода из кризиса, администрация Р.Рейгана ограничила вмешательство государства в экономику, предоставила значительные налоговые льготы для капиталовложений. Снизились подоходный налог и налог на прибыль. Сократились бюджетные ассигнования на социальные цели. Поощрялась частная инициатива. Эти и другие мероприятия получили название «рейганомики».
В целом «рейганомика» принесла США ощутимые результаты. В 80-е годы ускорился научно-технический прогресс, промышленность стала еще более конкурентоспособной в международном разделении труда. За годы правления администрации Р.Рейгана созданы миллионы новых рабочих мест, преимущественно в непроизводственной сфере. Снизились инфляция и безработица, увеличился потребительский спрос. Значительно усилился приток иностранного капитала.
В начале 90-х годов в экономике США наблюдалась непродолжительная рецессия. Замедлились темпы роста во всех отраслях хозяйства. Однако к весне 1992 г. в экономике сложились предпосылки для выхода из спада. Темпы прироста ВВП в постоянных ценах в% к предыдущему году составили: в 1992 г. -2,3%, в 1993 г. - 3,2%, в 1994 г. - 4,1%. В среднем же за десятилетие (с 1985 по 1994 г.) они составили 2,6%.
Успешными для экономического развития США оказались первые три года пребывания у власти администрации Президента Б.Клинтона. За это время улучшилась экономическая конъюнктура, что привело к снижению безработицы и инфляции. Сократился бюджетный дефицит с 290 млрд. до 220 млрд. долларов в 1994 г. В 1995 г. темп реального увеличения ВВП составил 2,0%, в 1996 г. - уже 2,4%. В 1997 г. темп реального роста ВВП может достигнуть 3,5-4% (в первом квартале был рекордный за последние десять лет прирост ВВП, равный 5,9%). Администрация Б.Клинтона надеется, что во время второго срока своего правления у власти дефициты федерального бюджета не превысят 1,0-1,5% ВВП.
К числу приоритетных направлений экономической политики нынешняя администрация демократов относит реконструкцию национальной транспортной системы, разработку новых технологий, защищающих окружающую среду, чистых и эффективных источников энергии, создание всеобъемлющей информационной системы, проведение эффективной программы конверсии военных производств. В последние годы заметна тенденция выработки приоритетных направлений в развитии американского общества, которые бы позволили США обеспечить устойчивое развитие. В ответ на призыв конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Президентский совет в США в своей программе определил 10 целей, которые позволят государству вступить на путь устойчивого развития: здоровая окружающая среда, экономическое процветание, справедливость, охрана среды, рациональное управление ресурсами, устойчивость территориальных общностей, вовлечение граждан в процессы принятия решений, стабилизация численности населения, международная ответственность, система образования. Особое внимание с начала 90-х годов США уделяют усилению влияния государственной научно-технической политики. Были приняты законы о защите национальных научно-технических интересов США, «превосходстве американской технологии» и стимулировании ее передачи в промышленность.
Администрация Клинтона продолжила этот стратегический курс. В 1993 - 1996 г. через конгресс был проведен еще один пакет важных государственных актов о научно-технической политике США. Важное значение для обеспечения лидирующего положения страны в мире имеет и другая программа администрации Клинтона: «Критические технологии - основа национальной безопасности США».
К началу XXI в. экономика США стала основным источником технического прогресса. На ее долю приходится 35,8% мировых расходов на производство новой технологии. Из 50 макротехнологий, которые обеспечивают ведущие позиции в мировом производстве, на долю США приходится 20 - 22, по которым они держат лидерство или разделяют его. Являясь лидером мирового экономического развития, США успешно отвечают на вызовы времени и вступили в XXI в. с новой экономикой.
Таким образом, среди ведущих национальных приоритетов США основную группу составляют программы, связанные с НТР. Они - важнейшая часть экономической, социальной, военно- и внешнеполитической стратегии США. Очевидно, что
достижение этих уникальных целей позволит гарантировать каждому жителю США возможность всестороннего благополучия.
Политическое развитие. США являются стабильным демократическим государством. В основу конституционной системы положены три основных принципа - разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор. Сформировавшаяся двухпартийная система и четкое разделение властей способствуют укреплению внутриполитической стабильности государства.
Конец 40-х-начало 50-х годов ознаменовались разгулом политической реакции. Во многом это связано с начавшейся «холодной войной». Правящие круги США организовали активное наступление на прогрессивные организации, преследовали коммунистов, активно велась борьба с инакомыслием. К концу 50-х годов во всех штатах действовали законы против «подрывной деятельности». Антикоммунистические настроения приобрели характер массовой истерии. Имело место постоянное нарушение гражданских прав.
В эти же годы происходило падение влияния демократической партии. На выборах 1952 г. победу одержал кандидат от республиканской партии Д.Эйзенхауэр. Республиканцы получили большинство в обеих палатах конгресса. В первые годы правления администрации Президента Д.Эйзенхауэра реакция еще более усилилась. В стране расцвел макартизм. Сенатор-республиканец от штата Висконсин Д.Маккарти, возглавлявший одну из комиссий конгресса, был ярым антикоммунистом, проводил расследование в правительственных органах с целью выявления в них шпионов и коммунистов. Деятельность Мак-карти поддерживалась многими реакционными организациями.
Против маккартизма выступила компартия США, прогрессивные, профсоюзные, демократические, умеренно-либеральные организации. Под давлением реакционных сил в августе 1954 г. Президент Эйзенхауэр подписал закон «О контроле над коммунистической деятельностью». Компартия оказалась «вне закона».
В начале 60-х годов в стране стало развиваться ультраправое движение, и в 1964 г. их представитель - сенатор Барри Голдуотер вступил в борьбу за Белый дом. Однако американские избиратели отдали предпочтение кандидату демократической партии Линдону Джонсону. В 60-е годы получило развитие и достигло своего апогея движение за гражданское равноправие. Во многих местах оно проявилось восстаниями в
черных гетто. Противники десегрегации из лагеря ультраправых стали совершать политические убийства. В апреле 1968 г. в Мемфисе был убит выдающийся руководитель движения за гражданские права, чернокожий американец, лауреат Нобелевской премии мира, священник Мартин Лютер Кинг. Особенностью движения за гражданские права 60-х годов было то, что оно совпало с началом новых массовых движений социального протеста. Наиболее значимым из них было молодежное. Особенно смело выступили представители этого движения против войны во Вьетнаме. Таким образом, 60-е годы были временем общественно-политического подъема.
В 70-е годы массовые движения ослабевают. Причиной упадка явилось то, что, с одной стороны, многие требования массовых движений были удовлетворены, а, с другой, началось кризисное десятилетие, приведшее к изменению приоритетности проблем, стоящих перед населением.
Возвращение республиканцев к власти не принесло полного успокоения в американское общество. Уотергейтское дело вылилось в политический скандал, приведший к импичменту Президента Р.Никсона. Участились случаи коррупции в высших эшелонах власти. Все это подрывало доверие американцев к исполнительной и законодательной властям.
Со второй половины 60-х годов происходило падение престижа демократической партии. На шести президентских выборах (1968 - 1988 г.) кандидаты от демократов потерпели пять поражений.
80-е - начало 90-х годов были периодом торжества идей неоконсерватизма. США в эти годы добились многого как во внутреннем развитии, так и на международной арене. Тем не менее, в 1992 г. республиканец Джордж Буш неожиданно потерпел поражение от молодого демократа Била Клинтона. Однако демократы не смогли закрепить свою победу. На промежуточных выборах 1994 г. демократическая партия потерпела сокрушительное поражение. Большинство в обеих палатах конгресса перешло к республиканцам. Уступили демократы и посты губернаторов во многих штатах. Итоги выборов 1994 г. свидетельствуют об определенном сдвиге американского общества вправо. Возникли благоприятные условия для возрождения влияния республиканской партии. Но успехи демократов во внутренней и внешней политике привели их к победе на президентских выборах 5 ноября 1996 г. Президентом США на новый срок переизбран Б.Клинтон. Однако в палате представителей нового состава по-прежнему большинство у респуб-
ликанцев, которые имеют 225 мест. В сенате также большинство у республиканцев: 55 сенаторов из 100 являются членами республиканской партии. После драматической избирательной кампании 2002 г. президентом США избран Джордж У.Буш.
Социальное развитие. На протяжении всего послевоенного периода социально-экономические программы были всегда в центре внутриполитического развития США. Демократы, находясь у власти, стремились продолжать и совершенствовать социальную политику, заложенную еще в середине 30-х годов Ф.Рузвельтом. Республиканцы же стремились пересмотреть социальную политику с консервативных позиций.
В конце 40-х годов администрация Г.Трумэна провозгласила широкую программу социальных реформ. С ее помощью правящие круги надеялись найти выход из экономического кризиса. Часть предложений Президента Г.Трумэна нашла поддержку в конгрессе. В результате был повышен минимум почасовой оплаты труда. Значительные средства выделялись на строительство жилья для малоимущих. Увеличивались страховые выплаты, росло количество лиц, получавших их.
Но наиболее быстрое развитие социальные программы получили в 60-е - первой половине 70-x годов. К середине 70-х годов социальные расходы государства достигли 20% ВНП.
В 60-е годы в политике Президентов Дж.Кеннеди и Л.Джонсона получила дальнейшее практическое воплощение социал-реформистская тенденция. Программа Кеннеди-Джонсона, известная как программа создания «общества всеобщего благосостояния», привела к самым глубоким структурным изменениям в социальной сфере. Впервые были созданы государственные системы социальной защиты не только работающих, но и нетрудоспособных граждан, так же, как и бедных, многосемейных и иных «наименее приспособленных» американцев.
Тем не менее, в 70-е годы в условиях экономических трудностей замедлились темпы роста личных доходов американцев. В то же время увеличивались налоги, росла стоимость жизни, обострилась проблема безработицы, которая приняла застойный характер. По официальным данным, среднемесячный уровень безработицы в 70-е годы составил около 6,2%. Потребительские цены почти удвоились. Это стало подлинным бедствием для пенсионеров. Еще больше пострадало негритянское население, представители других этнических групп. Число черных семей, получавших доходы ниже «уровня бедности», в 1977 г. составило 28% всех семей афро-американцев.
В 80-е годы были предприняты попытки ограничения деятельности государства в социальной сфере. Однако провести в жизнь свою социальную стратегию полностью республиканцам не удалось из-за мощного сопротивления американской общественности. Наиболее сильной оказалась поддержка системы социального страхования. Республиканская администрация все же урезала ряд социальных программ и ассигнований на них. Сокращения коснулись систем вспомоществования, образования, здравоохранения, социальных услуг.
Начиная с 60-х годов, происходят глубокие качественные изменения в социальной и профессиональной структурах американского общества. Под воздействием НТР быстро увеличивалось число лиц, занятых нефизическим и умственным трудом, удельный вес лиц, получивших среднее образование, среди работников с 1970 по 1985 г. вырос с 52,3 до 73,9%, а получивших законченное и незаконченное высшее образование - с 21,3 до 35,7%. Рост количества занятых в сфере управления, в наукоемких отраслях и других современных секторах экономики привел к увеличению численности среднего класса Америки, появлению новых элитных социальных групп.
Изменился характер безработицы. Наукоемкие производства требуют высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки. Трудно найти работу тем категориям работников, которые имеют низкую профессиональную квалификацию. От этого страдают многие представители цветного населения, испано-язычные американцы, эмигранты из слаборазвитых стран.
В 80-е годы в сложном положении оказались профсоюзы. Республиканская администрация Президента Р.Рейгана усиливала постоянный нажим на них, вмешивалась в трудовые конфликты. Давление на профсоюзы приобретало разнообразные способы с целью ослабить их влияние на трудящихся. Это привело к сокращению численности профсоюзов до 17% от количества работающих по найму. Национальный профцентр США-АФГ - КПП, тем не менее, играет важную роль в социальной защите населения.
Администрация Б.Клинтона объявила главным приоритетом социальную сферу. Расходы на здравоохранение, образование, переподготовку рабочей силы, государственное вспомоществование предполагалось значительно увеличить. К концу 90-х годов социальные расходы федерального правительства по планам администрации должны составить 1,24 трлн. долла-
ров, или почти 1/3 всех федеральных расходов. На социальные нужды по бюджету 1995 финансового года было выделено более 60% федеральных ассигнований (примерно 936 млрд. долларов). Самыми значительными в социальном бюджете стали расходы на здравоохранение и социальное обеспечение. США тратят на здравоохранение 14,1% ВВП, на образование - 7,6%, на науку - 2,6%. Американские расходы на НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки) - свыше 173 млрд. долларов.
Однако после промежуточных выборов 1994 г., когда обе палаты конгресса оказались под контролем республиканцев, социальные программы Б.Клинтона оказались под угрозой. Большая часть внутриполитических инициатив администрации демократов была заблокирована осенью 1994 г., еще до промежуточных выборов.
Во второй срок пребывания администрации Б.Клинтона у власти развитию социальной сферы уделялось еще большее внимание. Около 2/3 общей суммы федеральных расходов направлялось на развитие человеческих ресурсов.
Вступив в XXI век, США стремятся стать социальным государством. Если будут реализованы намеченные программы, то в ближайшие 5 лет на социальную сферу планируется расходовать 72% федерального бюджета.
Внешняя политика. Занимая ведущее положение в мире, США в послевоенные годы проводили активную внешнюю политику, базирующуюся на сочетании двух принципов. Во-первых, они с помощью силы сопротивлялись неугодным для них переменам. Во-вторых, приспосабливались к ним и стремились извлечь из них уроки.
Стремясь установить гегемонию в мире, США активно вмешивались в международные дела во всех регионах планеты. Неоднократно они использовали военную силу для обеспечения своих интересов и защиты западной демократии.
Видя в СССР своего главного идеологического, политического и военного противника, США на протяжении многих десятилетий «холодной войны» пытались оказывать всесторонний нажим на СССР и его союзников. США стояли у истоков создания многих экономических, политических и военных союзов, международных организаций, где они занимали и продолжают занимать ведущее положение.
До начала 70-х годов отношения между США и СССР оставались крайне напряженными. Но изменившееся соотношение
сил на мировой арене, достижение Советским Союзом военного паритета с США и угроза уничтожения человеческой цивилизации в случае развязывания ядерной войны побудили руководство США начать диалог с СССР, переоценить подходы в отношениях двух сверхдержав. В первой половине 70-х годов в результате встреч на высшем уровне были заложены основы для позитивных изменений в советско-американских отношениях. Были заключены важные соглашения ОСВ-1, Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).
Резкое обострение советско-американских отношений произошло в первой половине 80-х годов. Администрация Р.Рейгана стала проводить жесткий курс в отношении СССР и стран Варшавского договора. Наращивание ядерного потенциала, размещение американских ракет в Европе, объявление программы стратегической оборонной инициативы (СОИ) еще более осложнили ситуацию. Значительная ответственность за обострение обстановки ложилась и на СССР. Недальновидная политика советских руководителей, связанная с вводом советских войск в Афганистан и трагическим инцидентом с южнокорейским гражда<