Страны азии в 1918 - 1939 гг.

Пробуждение Азии.Начало XX века ознаменовалось ростом массового национального освободительного движе­ния в странах Азии. Тому было несколько причин.

Первая причина — антиколониализм, широко распрос­транившийся в начале XX века по всему Востоку в ответ на жестокость и притеснения колонизаторов и объединив­ший самые разнородные в социальном отношении группы населения. Второй причиной был небывалый подъем на­ционального самосознания, объединивший разные органи­зации и потоки освободительной борьбы: стихийные выс­тупления крестьян и ремесленников, забастовки рабочих, тайные общества и секты, профессиональные объединения городских и сельских предпринимателей.

В качестве третьей причины можно назвать влияние по­литических ценностей метрополий. Нормы итрадиции пар­ламентской демократии европейских стран активно воспри­нимались интеллигенцией, предпринимателями, служащи­ми и студентами стран Востока. Даже самых умеренных из них не могло не возмущать явное противоречие между ли­беральными идеями Запада и реальной политической прак­тикой метрополий в колониях. Отсюда вытекало итребова­ние осуществления колониальными властями принципов и законов метрополий, то есть распространения на жителей Востока прав граждан Англии, Франции, Голландии и дру­гих европейских стран. Естественно, колониальные влас­ти отвергали это требование, что только способствовало

росту напряженности и усилению радикального крыла на­ционально-освободительного движения.

Пробуждению Азии содействовали и такие события на­чала века, как русско-японская война 1904—1905 гг. и пер­вая русская революция 1905—1907 гг. Под непосредствен­ным влиянием последней происходили революционный подъем 1905—1908 гг. в Иране, Младотурецкая революция 1908-1909 гг. в Османской империи, Синьхайская револю­ция 1911-1913 гг. в Китае. Эта волна освободительных движений на Востоке носила в основном антиколониаль­ный и антимонархический характер. Но ввиду слабости национального предпринимательства* интеллигенции со­временного типа, тем более — рабочего класса, почти ниг­де эти революции не смогли разрушить оковы колониаль­ной зависимости, освободить общество от груза патриар­хальных докапиталистических отношений/Тем не менее, всюду, где эти революции произошли, был сделан значи­тельный шаг на пути к национальному освобождению.

Последствия первой мировой войны также способствова­ли активизации освободительной борьбы в странах Азии. Ввод войск немецкого блока, а затем Антанты на террито­рию Османской империи и Средней Азии предельно рево­люционизировал обстановку в этих регионах, вызвав к жизни радикальные повстанческие движения. Достаточно упомянуть освободительные восстания в Ираке, Сирии и Палестине и некоторые другие политические движения 1918—1922 гг. Среди них стоит выделить национальную борьбу турецкого народа в 1919-1923 гг. под руковод­ством Мустафы Кемаля Ататюрка и египетскую револю­цию 1918—1919 гг. как важные этапы становления нацио­нальных государств в Турции и Египте.

В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего, через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в колониальные войска (в Сенегале, Индии, Алжире, Туни­се, странах Индокитая), и усиление колониальной эксплуа­тации в условиях тягот военного времени (там же, а так­же в ряде стран Африки). В ряде стран дополнительным фактором воздействия явилось участие трудовых мигран­тов из колоний в работах на военные нужды метрополий.

В период между первой и второй мировыми войнами практически весь колониальный мир был охвачен анти­империалистическими восстаниями (в Египте в 1919 г., в Ливии в 1917-1932 гг., в Марокко в 1921-1926 гг., в Ираке в 1920 г., в Сирии в 1925—1927 гг.). Революция 1925—1927 гг. в Китае открыла новые перспективы перед этой страной, сильно осложнившиеся после оккупации Японией в 1931 г. Маньчжурией и тем более после начала в 1937 г. открытой войны Японии против Китая.

Кемалистская революция в Турции. Участие Турции в первой мировой войне на стороне германского блока при­вело Османскую империю к гибели, а турецкий народ по­ставили на грань национальной катастрофы. Капитуля­ция султанского правительства перед державами Антанты создавала возможность раздела страны государствами-по­бедителями. И вскоре такая опасная перспектива начала реализовываться. По условиям нового мирного договора, подписанного султаном, Турция по существу делилась меж­ду Англией, Францией, Италией и Грецией и прекращала свое существование как самостоятельное государство.

Условия договора вызвали волну возмущения в турец­ком обществе, — началась освободительная борьба турец­кого народа против Антанты, которую возглавил генерал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Заручившись поддержкой Совет-ской России, турецкая армия смогла нанести реша­ющее поражение противнику и заставить его покинуть тер­риторию Турции.

Победа в войне укрепила позиции Ататюрка и его сто­ронников, выступавших за ускоренное самостоятельное раз­витие страны. Турецкий парламент принимает закон об упразднении султаната, Турция была провозглашена рес­публикой. Упрочению власти кемалистов способствовало и решение о ликвидации халифата. Этими актами завер­шился процесс слома старой политической системы и со­здания национального государства, получившей название кемалист-ской революции.

Главным содержанием экономической политики кема­листов стал этатизм, принцип, предполагающий вложе­ние государственных средств в промышленность, железно-

дорожный транспорт, а в дальнейшем и в остальные от­расли хозяйства. Наряду с этим всемерно поощрялась и частная инициатива. Этатизм — форма государственного капитализма — способствовал ограничению сферы деятель­ности иностранного капитала, вел к укреплению позиций турецкой национальной буржуазии. В годы мирового эко­номического кризиса правительство окончательно берет инициативу в свои руки, перейдя к активному строитель­ству предприятий за счет бюджета или под контролем го­сударства. Данные меры способствовали экономическому подъему страны.

Ряд преобразований был направлен на отделение церкви от государства: упразднено министерство по делам рели­гий, духовенство лишено принадлежащих ему богатств. Из ведения духовенства изымалось судопроизводство. Вслед за этими реформами вводилось новое административное деле­ние на губернии, непосредственно подчиненные центру.

Реформы государственного строя легли в основу первой республиканской конституции, принятой в 1924г., и офор­мившей господство национальной буржуазии и связанных с ней групп помещиков. Конституция не носила демократи­ческого характера: основная масса населения наделялась формальными правами, которые не были обеспечены реаль­ными условиями их осуществления. Кроме того, Конститу­ция объявляла всех граждан турками, тем самым законода­тельно отрицалось существование в Турции национальных меньшинств и санкционировалась их ассимиляция.

С середины 20-х годов в стране фактически устанавлива­ется однопартийный режим НРП (Народной республикан­ской партии). Происходит сращивание партийного руко­водства с государственным, что благоприятствовало укоре­нению авторитарных методов осуществления политической власти.

Все же необходимо признать, что кемалистские преоб­разования принесли ряд положительных результатов: уп­рочилось политическое и экономическое положение госу­дарства, возрос авторитет Турции в соседних странах. В этот период были заложены основы для будущего эконо­мического процветания страны. ,

Китайская революция и японо-китайская война. По­ражение Синьхайской революции и итоги первой мировой

войны способствовали захвату власти в Китае нескольки­ми военно-политическими группировками. Милитаристс­кие режимы были одним из проявлений регионализма в китайском обществе первой четверти XX века, являясь продуктом экономической обособленности и культурного своеобразия отдельных регионов Китая. Внутриполитичес­кий курс этих режимов был двойственным: пытаясь зару­читься поддержкой провинциальных элит, они поддержи­вали идею создания федеративного государства и принятия конституций отдельных областей, одновременно выступая под лозунгом политического единства Китая. Весьма нео­днозначна была и экономическая политика милитаристов, добывавших средства на содержание армии всеми возмож­ными способами — от откровенного грабежа до поощрения торговли и капиталистического предпринимательства.

Годы милитаристских войн были временем быстрого эко­номического развития Китая. Значительно возросло ко­личество национальных предприятий и банков. Стреми­тельно росли промышленные города в прибрежной зоне. В стране складывались условия для второго этапа нацио­нальной революции, призванного окончательно устранить препятствия для модернизации китайского общества. В 1921 г. образуется революционное правительство, в 1924 г, формируется единый фронт национальной партии Гоминь­дан и коммунистической партии (КПК), приступивших к созданию революционной армии.

Заручившись широкой поддержкой по всей стране, войс­ка Национального правительства начали военные действия против милитаристов, захватив весь Северный Китай. Рези­денцией правительства стал город Нанкин. С победой рево­люции союз Гоминьдана и коммунистов распался. После­дние установили свой контроль в ряде глубинных сельских районов, тем временем гоминьдановскому правительству удалось подчинить себе весь внутренний Китай. Выход из кризиса лидеры Гоминьдана (как и лидеры КПК) пыта­лись найти не в парламентском правлении, а в установле­нии диктатуры своей партии.

Период 1927—1937 гг. принято называть «нанкинским десятилетием». Этот период ознаменовался устойчивым ро­стом промышленного производства. Значительную роль в

экономике играл государственный сектор. Рабочее законо­дательство устанавливало продолжительность рабочего дня и минимальный уровень заработной платы, предоставля­ло рабочим крупных предприятий право создавать проф­союзы. В деревне гоминьдановское правительство пыта­лось осуществить «аграрную перестройку», которая све­лась к созданию кредитных и потребительских кооперати-. вов и технической модернизации сельского хозяйства. Во внешней политике нанкинское руководство добивалось поддержки западных держав, одновременно стремясь по­кончить с приниженным положением Китая.

Несмотря на успехи в деле объединения и развития Ки­тая, глава Гоминьдана Чан Кайши не смог создать стабиль­ный политический режим. Верхушка партии была раско­лота на несколько соперничавших фракций. Большим уда­ром для центрального правительства стала потеря Маньч­журии, оккупированной в 1931г.японскими войсками. В 1937 году Япония начала открытую агрессию против Ки­тая и за полтора года захватила почти все восточные и северные районы страны, а также важнейшие порты на южном побережье. В этих условиях гоминьдановскому пра­вительству удалось договориться с коммунистами, создав единый антияпонский фронт. После капитуляции Японии в 1945г. инициатива перешла к коммунистам, овладевшим всем континентальным Китаем. В 1949году была образо­вана Китайская народная республика (КНР). Китайская республика продолжала существовать на острове Тайвань.

Национальный конгресс и борьба за независимость Индии.Движение за политическую независимость Индии прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап охватывает период до начала 20-х годов XX столетия, когда социальная база национального движения была ог­раничена средними слоями городского населения крупных промышленных центров и части торгово-промышленной буржуазии, а основной формой движения была умеренно-конституционная деятельность. Главенствующую роль в ос­вободительном движении играет Национальный конгресс — орган индийского самоуправления, созданный с благосло­вения англичан еще в конце XIX века. Первоначально в его состав входили ассоциации предпринимательства и ин­теллектуальной элиты индийского колониального обще-

ства. С начала 20-х годов ситуация меняется. Лидером, сумевшим превратить Конгресс в массовую партию, стал М.К. Ганди.

Основной политической целью, которую доставил пе­ред Индией Ганди, стало постепенной и поэтапное продви­жение к независимости, а главной политической задачей для достижения этой цели — объединение всех социально-классовых групп и партийно-политических сил под руко­водством -Национального конгресса.

Основной метод политической борьбы был определен как мирный, конституционный, основанный на философс­ком принципе непричинения зла всему живому, характер­ном для религий Индостана. В соответствии с этой уста­новкой Конгресс во главе с М. Ганди проводит массовые общеиндийские кампании гражданского «несотрудниче­ства». Первый этап акции предполагал такие формы ко­лониального бойкота, как отказ от почетных должностей и званий, бойкот английских судов, товаров, учебных за­ведений, бойкот выборов в законодательное собрание, вто­рой — уклонение от уплаты государственных налогов.

Наряду с проведением массовых акций гражданского несотрудничества Конгресс принял так называемую «кон­структивную программу», состоящую из трех пунктов: все­мерного развития ручного ткачества и прядения, борьбы за налаживание отношений между индусской и мусульманс­кой общинами, ликвидации института «неприкасаемости». Данная программа позволила привлечь к национально-ос­вободительной борьбе те группы населения, которые ранее не участвовали в политике: ремесленников, кустарей, крес­тьян, фабрично-заводских рабочих, мелких торговцев и т. п. К середине 30-х годов ИНК, впитав в себя настроения самых различных слоев индийского общества, фактически становится политической партией, являющейся выразите­лем общенациональных интересов. Конгресс получает час­тичный доступ к исполнительной власти, узаконенной кон­ституцией 1935 года, и вступает в последнюю фазу борьбы, завершившуюся в 1947 году предоставлением стране стату­са доминиона в рамках Британского содружества наций.

Колониальный период, таким образом, стал периодом становления институтов буржуазной демократии в Индии,

заложил основы современной государственности и полити­ческой жизни, предопределил особенности функциониро­вания политической системы в период независимости.

Наши рекомендации