Международные отношения в Западном полушарии: от проекта АЛКА до латиноамериканского курса Б. Обамы
После распада биполярной системы США обратили пристальное внимание на Латинскую Америку и решили, что там тоже нужно что-то придумать. Без другого глобального игрока Латинская Америка не имеет никаких возможностей для маневра. В новых условиях поворот США к Латинской Америке и приглашение к началу интеграции и превращению западного полушария в один огромный суперблок действительно понравилось местным элитам. Параллельно с этим семимильными шагами шла неолиберальная экономическая политика по всему континенту, режимы и экономики демократизировались и открывались.
Таковы стартовые вводные, которые были в полушарии к 1995 году, когда начались переговоры по АЛКА (всеамериканская зона свободной торговли).
Проект Всеамериканской ЗСТ: в 1989 г. разработан план Американская инициатива по формированию ЗСТ в Западном полушарии к 2000 г. После подписания соглашения НАФТА план США претерпел изменения, и вместо Инициативы для Америки появился проект Всеамериканской зоны свободной торговли, ФТАА (Free Trade Area For Americas, FTAA). В 1994 г. в Майами, США состоялся Всеамериканский саммит с участием глав государств 34 стран Западного полушария.
Предполагалось, что переговоры займут 10 лет и завершатся в 2005 г., формированием зоны свободной торговли на всем полушарии. Проект ФТАА был подготовлен к 3 Всеамериканскому саммиту в Квебеке и включил в себя следующие направленияинтеграции: сельское хозяйство, государственные закупки, инвестиции, доступ на рынки, субсидии, антидемпинговые и компенсационные пошлины, разрешение споров, услуги, защита прав интеллектуальной собственности, конкурентная политика.
Однако, проблемы начались самого начала – конгресс не дал белому дому полномочий для ускоренного ведения переговоров, возрастание важности и эффективности МЕРКОСУР. Меркосур хотели создать зону на основе межблокового соглашения – т.е. НАФТА (куда в то время хотела попасть Чили) + МЕРКОСУР + все остальные. Но саммиты в Сантьяго в 1998 и в Квебеке в 2001 по сути ни к чему не привели. Разрешение на ускоренную процедуру ведения переговоров белый дом получил только в 2002 (это чтобы вести по-быстрому переговоры 1 на 1 со странами региона).
Соглашение не было подписано из-за оппозиции со стороны ряда развивающихся стран: Венесуэлы, Бразилии, Аргентины и др. Главной причиной стало расхождение позиций США и Бразилии по проблеме торговой либерализации. США отказались обсуждать вопросы субсидирования сельскохозяйственного экспорта (что важно для латиноамериканских стран), предложив передать их на рассмотрение в рамках ВТО. Бразилия в ответ предложила аналогичные меры в отношении защиты прав интеллектуальной собственности, существенные в свою очередь для американских компаний. В итоге в ходе саммита в Мар-дель-Плата страны Западного полушария так и не смогли прийти к общему решению в отношении ФТАА. 26 стран из 34, принявших участие в нем, договорились продолжить переговоры по ФТАА, а 8, главным образом государства Меркосур, отказались от дальнейшего участия.
По мнению многих аналитиков стран Латинской Америки, проект ФТАА изжил себя, так как его главной доминантой стали политические и геополитические вопросы, для решения которых предлагался экономический инструмент, а именно: облегчить допуск товаров, услуг, капиталов и компаний стран Латинской Америки на рынок США.
Мексика и Канада тормозили ход переговоров в рабочих группах из-за боязни потерять привилегированное положение в торговле с США, внутри страны все еще были недовольны фермеры и фирмы, работающие на экспорт, т.к. подписание АЛКА могло привести к сокращению рабочих мест. Можно с уверенностью говорить, что после 2001 года стало понятно, что никакая АЛКА, ни в полном объеме, ни со значительными изъятиями из режима свободной торговли подписана не будет. На саммите в Мар дель Плата в ноябре 2005 года все закончилось.
Почему все провалилось? Во-первых, США пошли от маленьких стран к большим – после создания НАФТА ЗСТ было достигнуто с Чили, потом с Центральноамериканской пятеркой (Сальвадор, Белиз, Панама, Коста-Рика, Гватемала). А по логике вещей сначала надо было договориться со значимыми странами, а не с такими третьестепенными, по своей сути, государствами. Также необходимо выделить тот факт, что политический ландшафт региона в 1995 и 2005 очень разный. Если в середине 1990-х все страны управлялись неолибералами, политика проводилась соответствующей, то в середине нулевых вовсю шел левый поворот. По большей части в значимых странах уже хотя бы 2 года, (а где-то и больше) у власти были левоцентристы (Бразилия, Чили, итд), либо совсем уже откровенно леворадикалы типа Чавеса. Особенно против ЗСТ по американским правилам выступали как раз Чавес и Лула да Силва, президент Бразилии.
Помимо провала межконтинентальной ЗСТ, необходимо отметить и то, что США начали в какой-то степени терять свое влияние на страны региона. В 1990-х они не смогли возродить латиноамериканскую «машину голосования в ООН», которая была сразу после окончания второй мировой, когда любая инициатива США автоматически поддерживалась всеми странами региона. теперь совсем не так – группа Рио открыто осудила «гуманитарную интервенцию» в Югославию, Чили в 2003 году не только не поддержали резолюцию по Ираку (были тогда непостоянным членом СБ ООН), но и несмотря на угрозы со стороны США прекратить переговоры по ЗСТ, сплотили вокруг себя и других непостоянных членов СБ.
+ во время левого поворота (подошедшего к концу на данный момент) правительства ЛАКБ не были настроены на интеграцию по американским правилам, наоборот – сопротивлялись и пытались делать собственные интеграционные структуры (АЛБА и УНАСУР).
Политика США в регионе после провала АЛКА стала полностью реактивной, крайне пассивной. Ничего, кроме банальной критики Чавеса и других ультралевых и поддержки Колумбии до 2013 года по сути и не было. А вот с этого момента, когда стало ясно, что левым силам осталось очень недолго, когда в Бразилии пошли протесты против действующего президента, США решили прореагировать. И прореагировали они мастерски.
Во-первых, разработка ТТП и включение в него латиноамериканских стран, выходящих к тихому океану – это по сути меридиональное деление континента. Тихоокеанские, где не было такого сильного интеграционного механизма, как МЕРКОСУР – получили (как Чили в начале века) или с созданием ТТП получат преференциальный выход на рынок США. А вот гораздо более значимые экономически и геостратегически страны Ла-Платского и отчасти (Венесуэла) Карибского субрегионов будут банально сосать лапу, т.к. не попадают в ТТП по географическому критерию. Тем самым, через экономику ставится вопрос о глобальном лидерстве Бразилии, которая весь век с разной степенью успешности пытается так или иначе безоговорочно привязать к себе все страны региона. И вот, после создания и опыта успешного (естественно сравнивать с ЕС нельзя, но для Лат Америки уже очень неплохо – по сути, есть все, кроме валютного союза + есть проблемы со свободным перемещением людей) функционирования МЕРКОСУР, ползущей экспансии бразильского бизнеса во все страны региона без исключения и робких попыток создания собственных структур безопасности без большого северного брата в виде УНАСУР случается то, что случается: тихоокеанске страны включаются в ТТП, в регионе заканчивается левый поворот, а Бразилия погрузилась в глубокий политический и экономический кризис.
В итоге, администрация, не делая почти ничего, добилась того, что США было нужно всегда – опять отбросили все идеи Латинской Америки как самостоятельного или относительно самостоятельного полюса силы на неопределенный срок.
По поводу отношений с Кубой, я считаю, что тут важность всего этого вопроса крайне преувеличена. Обаме надо было сделать что-то красивое на излете своего последнего мандата, вот он и восстановил отношения с Кубой. Какая-то важность есть только в плане символизма и того, что Куба скоро так или иначе начнет открываться (в 2018 году с поста главы государства уйдет Рауль Кастро) и, если не будет нормальных отношений, американским компаниям будет гораздо сложнее, чем канадским и европейским (в первую очередь испанским) выйти на кубинский рынок.