Россия и структуры асеан (1992-2016 гг.). россия и государства юго-восточной азии

С началом XXI века АСЕАН становится одним из внешнеполитических приоритетов России. В Концепции внешней политики подчеркивается, что она направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами ЮВА.

· С июля 1996 г. Россия является партнером по диалогу с АСЕАН.

· В 2001 году РФ закрыла военно-морскую и военно-воздушную базу в Камрани (Вьетнам). АСЕАН позитивно оценила этот шаг

· 2003 год: в Камбодже подписана Совместная декларация о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР. Это первый документ в истории отношений РФ-АСЕАН

· 2004 год. РФ подписала акт о присоединении к Договору о дружбе и сотрудничестве в ЮВА. Россия как член СБ ООН и ядерная держава второй после Китая присоединилась к нему. Именно это и послужило основной для организации саммитов на высшем уровне – РФ-АСЕАН. Совместная декларация Россия–АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом (2 июля 2004 г., Джакарта, Индонезия);

· 2005 год. В Куала-Лумпуре (Малайзия) состоялся первый саммит РФ-АСЕАН, после чего РФ стала полноправным партнером АСЕАН по диалогу:

А) Совместная декларация о развитом и всеобъемлющем партнерстве

Б) Комплексная программа действий по развитию сотрудничества на 2005-2015 гг.

Приоритетные отрасли: деловое партнерство, область политики и политики безопасности, экономическое и социальное сотрудничество.

· 2010 год. В Ханое состоялся 2-й саммит РФ-АСЕАН. По итогам саммита АСЕАН высказалась за более глубокую вовлеченность России в процесс создания региональной архитектуры. Те же приоритетные отрасли.

· 22 сентября 2015 года В. Путин подписал указ о проведении саммита Россия –АСЕАН в 2016 году в Сочи 19-20 мая.

В рамках диалогового партнерства Россия–АСЕАН функционируют следующие механизмы:

v Совместный комитет сотрудничества (СКС, 10-е заседание состоялось 19 апреля 2012 г. в Джакарте);

v Совместный планово-распорядительный комитет (СПРК, 9-е заседание состоялось 18 апреля 2012 г. в Джакарте);

v Рабочая группа по торгово-экономическому сотрудничеству (РГТЭС, учредительное заседание состоялось в сентябре 2002 г. в Москве);

v Рабочая группа по научно-технологическому сотрудничеству (РГНТС, 5-е заседание прошло 21 марта 2011 г. в Москве);

v Совместная рабочая группа (СРГ) по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью (3-е заседание проведено 25 июля 2011 г. в Сингапуре);

v Московский комитет АСЕАН (МКА) в составе асеановских послов в России.

v Важная составляющая российско-асеановских отношений – межпарламентские контакты. Делегации российских парламентариев регулярно участвуют в качестве наблюдателей в заседаниях Межпарламентской ассамблеи АСЕАН (АИПА).

v В 1998 г. в Куала-Лумпуре подписано соглашение о сотрудничестве между ТПП России и Конфедерацией ТПП АСЕАН, создан Деловой совет Россия–АСЕАН. Проводятся российско-асеановские деловые форумы. По итогам 2011 г. товарооборот России со странами АСЕАН достиг 15 миллиардов долларов.

v Координатором диалогового партнерства Россия–АСЕАН с июля 2009 г. на трехлетний период является Мьянма. С июля 2012 г. эти функции перешли к Малайзии.

Индия в современных международных отношениях. Развитие отношений с РФ. КНР и США. Индийско-пакистанские отношения в 1991-2016 гг.

В начале XXI века важнейшей стратегической задачей Индии является ее вхождение в число ведущих держав мира. Рост роли Индии в мире в ближайшие десятилетия уже не вызывает сомнений. Все более уверенное поведение Индии на международной арене, питаемое главным образом экономическим ростом и успешным демократическим развитием, подталкивает страну к партнерству со многими государствами.

Индия- КНР

Две страны конкурируют за роль будущего лидера Азии, ведь, согласно прогнозам, уже в 2020 г. население Индии превысит население Китая на 50 млн. человек (1,45 млрд. против 1,4 млрд.), а к 2050 Индия может обогнать Китай и в экономике.

Еще в конце 80-х г. руководство обеих стран пришло к осознанию необходимости нормализации отношений между двумя государствами. В 1988 г. премьер-министр Индии Раджив Ганди совершил визит в Пекин. В декабре 1991 г.ответную поездку в Дели совершил премьер Госсовета КНР Ли Пэн, а в сентябре 1993 г.Китай посетил премьер-министр Индии Нарасимха Рао. В ходе последней встречи, 7 сентября 1993 г. Н.Рао и Ли Пэн подписали «Соглашение о поддержании мира и спокойствия вдоль линии фактического контроля», по существу соглашение о мерах доверия, которое расценивалось экспертами как первое важное соглашение по контролю над вооружениями, подписанное двумя азиатскими странами».

В конце 1996г. в Индии побывал с официальным визитом Председатель КНР Цзян Цзэминь. Это был первый визит в Индию главы китайского государства. Было подписано «Соглашение о мерах доверия в военной области вдоль линии фактического контроля», которое явилось дальнейшим развитием документа, подписанного в 1993 г. Однако территориально-пограничный спор мешает до сих пор развитию отношений, установлению доверия между двумя государствами. Так, Индия указала одной из причин ядерных испытаний в мае 1998 г. неразрешенность пограничного вопроса с Китаем. Китай обеспокоен тем, что индийские вооруженные силы все чаще проводят совместные учения с американцами, а Индия недовольна тем, как активно китайцы развивают инфраструктуру в спорных районах. Несмотря на то, что в 2003 году была подписана “Декларация КНР и Индии о принципах отношений и всестороннем сотрудничестве”, правительство Индии признало Тибет неотъемлемой частью китайской территории, а Китай признал Сикким частью Индии, вопросы по части территорий остались нерешенными.

Яблоком раздора между двумя азиатскими гигантами являются две территории. Первая – Аксай Чин в западном секторе границы. Вторая – Аруначал Прадеш в восточном секторе границы, штат на северо-востоке Индии площадью около 84 тыс. км2 с населением 1,4 млн человек, пересеченный цепью Гималаев и покрытый густыми лесами. Западный участок находится под фактическим управлением Китая, однако Индия оспаривает это, утверждая, что Аксай Чин – часть индийского Ладакха, дистрикта штата Джамму и Кашмир. Восточный участок, наоборот, управляется Индией, но на него претендует Китай.

Наиболее вероятным на ближайшее десятилетие представляется сохранение статус-кво в индийско-китайских отношениях: постепенное развитие связей и продолжение процесса их вялотекущей нормализации. Резкое улучшение возможно в случае актуализации двух угроз- со стороны Севера и исламского мира.

Особое внимание привлекает возросший военно-морской потенциал двух стран. Китайская военно-морская доктрина «Нить жемчуга» предусматривает создание баз для флота КНР вдоль жизненно важных морских коммуникаций, по которым энергоресурсы поступают в Поднебесную из Персидского залива. Опасения Индии во многом связаны с тем, что Китай буквально окружает ее своими базами: в Пакистане был построен глубоководный порт Гвадар, в Мьянме установлены китайские системы оповещения, на Шри-Ланке началось строительство порта в Хамбантоте. Не располагая таким количеством опорных пунктов, Дели сделал ставку на развитие авианесущего флота. В 2013 г. Индия догнала Китай по тоннажу авианесущих крейсеров, а по количеству новых заказов даже обогнала своего соперника.

Индия-США

После ядерных испытаний 1998 г., проведенных Индией и Пакистаном, Соединенные Штаты постепенно пришли к выводу, что пытаться вернуть эти страны в безъядерную категорию уже поздно и что нужно выработать новую линию в отношении ядерных держав Южной Азии. Администрация США отменила санкции, введенные против Индии и Пакистана, считая, что они не только наносят ущерб экономическим интересам Соединенных Штатов, но и противоречат их стратегическим интересам в регионе. Также многие американские политики выступали за установление с Индией стратегического партнерства.

Крупным шагом на пути сближения двух стран стало изменение позиции Вашингтона по вопросу о ядерном статусе Индии: в 2001 г. он впервые заявил о готовности признать Индию в качестве ядерной державы. Политика углубленного сотрудничества с Индией особенно энергично стала осуществляться с 2002 г. республиканской администрацией Джорджа Буша-мл. В контексте американской глобальной политики Южная Азия стала рассматриваться как важный для США регион, а Индия - как возможный противовес Китаю в Азии.

В июле 2005 г. премьер-министр Индии Манмохан Сингх и президент США Джордж Буш подписали в Вашингтоне соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике. В декабре 2006 г. Буш подписал закон о сотрудничестве США и Индии в мирной атомной энергетике, позволив Индии получать от США ядерные технологии и ядерное топливо для гражданских целей. (в 1998 после ядерных испытаний в Индии США ввели экономические санкции; Индия не подписала ДНЯО)

Очередным важным шагом стал визит премьер-министра Индии М. Сингха в Америку в ноябре 2009 г. Обе стороны заявили, что начинают новую фазу в их глобальном стратегическом партнерстве. Было положено начало «Стратегическому диалогу» США- Индия, целью которого было развитие двусторонних отношений в различных сферах. С принятием в 2011 г. Стратегии

США в Азиатско-Тихоокеанском регионе роль Индии во внешней политике Америки приобрела еще больше значения.

Сближение Моди и США

• После погромов в Гуджарате (2002) Моди запрещен въезд в США, но во время предвыборной кампании 2014 запрет снят. После победы на выборах в апреле 2014 года в сентябре премьер Моди посетил США. Январь 2015 – трехдневный визит Обамы:

• окончательное урегулирование вопроса поставок ядерных технологий

четыре совместных пробных проекта — производство легкого беспилотника нового поколения RQ-11 Raven, контейнеров с разведывательной аппаратурой для C-130, переносных гибридных электрогенераторов и обмундирования с элементами защиты от химического и бактериологического оружия

• Барак Обама сообщил о выделении четырех миллиардов долларов, два из которых пойдут на инвестиции в возобновляемые источники энергии, один — в качестве займов для малого и среднего бизнеса в Индии и один — для финансирования экспорта американских товаров в Индию. Моди, в свою очередь, пообещал взять под личный контроль реализацию крупных проектов.

• Индия и США обновили соглашение о сотрудничестве в области обороны, заключенное еще в 2005 году, договорившись о новых совместных учениях и контактах в разведывательной сфере.

• Самым важным стало «Совместное заявление о стратегическом видении Азиатско-Тихоокеанского региона и Индийского океана». В документе говорится, что Индия и США обеспокоены морскими спорами в Южно-Китайском море, и подчеркиваются тесные стратегические связи между странами, которые могут сбалансировать усиление в регионе Китая. Особо упоминается важность трехстороннего формата с участием Японии. Страны призывают все стороны избегать применения силы или угрозы силой и решать любые споры мирным путем — явный сигнал для Китая, имеющего некоторые проблемы с соседями в Южно-Китайском море.

• стороны согласились с тем, что необходимо вести борьбу с террористическими группами, находящимися в Пакистане (они перечислены поименно), а Исламабад призвали передать в руки правосудия лиц, виновных в мумбайском теракте 2008 года

Индия – Пакистан

Крах биполярной системы не оказал значительного влияния на отношения Индии и Пакистана. На протяжении 90-х гг. основным районом напряжения оставался штат Джамму и Кашмир, где в этот период наблюдается рост насилия со стороны исламских боевиков, а Индия в ответ усиливает вооруженные репрессии против терроризма.

11 мая 1998 г. Индия провела подземные испытания ядерного оружия, на что через две недели Пакистан произвел собственные испытания ЯО. Почти одновременный прорыв к статусу «нелегальных ядерных держав» вызвал дискуссии о возможных последствиях новой ситуации в Южной Азии - эскалация конфликта или затяжной период конфронтации. Похоже, что колебания существовали и в Дели, и в Исламабаде. Первым их попытался преодолеть Пакистан: по инициативе пакистанского премьер-министра Наваз Шарифа были предприняты шаги для примирения с Индией. Оно состоялось в феврале 1999 года, когда в главном городе пакистанского Пенджаба Лахоре была подписана индийско-пакистанская Декларация о мире и добрососедстве.

Напряженность в двусторонних отношениях стала ослабевать. Однако пакистанские военные не разделяли миролюбия своего премьера. Вооруженные отряды, базирующиеся в Пакистане, при поддержке армии, вторгаются со стороны Пакистана в район Каргила, подконтрольный Индии.

Следует вооруженная конфронтация, угрожающая приобрести ядерный характер. Н. Шариф едет в Вашингтон, где президент Клинтон убеждает его вывести пакистанские войска из Каргила. Конфронтация заканчивается.

Май 2002 - кашмирские боевики, одетые в форму индийских солдат, устроили резню в Кашмирской долине. Индия обвиняла Пакистан в подготовке и отправке боевиков, Пакистан обвинения отрицал. Страны оказались на пороге войны, однако В. Путину и Ц. Цзэминю, а также министру обороны США Д. Рамсфельду удалось убедить лидеров снять напряжённость.

2004 – встреча П. Мушаррафа и А. Ваджпаи в Исламабаде, где было принято решение провести «комплексный диалог» между странами: переговоры по кашмирской проблеме, принадлежности ледника Сиачен, водоразделу вод реки Инда и впадающих в него ряда рек и др. Было также решено проводить соответствующие консультации на регулярной основе, однако последнее решение почти не соблюдалось из-за терактов как в Пакистане, так и в Индии, когда обе стороны обвиняли друг друга в их организации.

Июль 2006, ноябрь 2008 – теракты в индийском г. Мумбаи, которые привели к охлаждению в отношениях и приостановке переговорного процесса. Индия обвиняла Пакистан в организации терактов, хотя официально Исламабад отрицал обвинения.

Октябрь 2009, июнь 2010 – выступления премьер-министра Индии М. Сингха, в которых он заявил о готовности рассматривать в том числе и кашмирскую проблему в рамках переговоров.

Апрель 2012 – встреча лидеров стран М. Сингха и А. Зардари в Нью-Дели (впервые за последние семь лет). Лидеры заявили о стремлении нормализовать отношения, Сингх принял приглашение Зардари посетить в скором времени Исламабад.

Важнейшим фактором, который приходится учитывать Индии в связи с Пакистаном, является его тесное партнерство с Китаем. Причем по мере того, как американские войска будут покидать Афганистан, а пакистанская армия будет утрачивать свои возможности контролировать афганскую территорию, влияние Китая на Пакистан будет возрастать.

Индия-Россия

Дипломатические отношения с Индией установлены 13 апреля 1947 г. После 1991 г. обновлена договорная база, подписано свыше двухсот двусторонних документов. Основополагающим документом российско-индийских отношений является Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Индией от 28 января 1993 г.

Этапным событием в двусторонних отношениях стал государственный визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Индию в октябре 2000 г., в ходе которого была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Индией.

Характерной чертой российско-индийских связей является высокая интенсивность политического взаимодействия. Ежегодно проходят встречи и переговоры на высшем уровне (лидеры совершают визиты через год), на которых обсуждаются ключевые сферы сотрудничества двух стран: экономика, энергетика, транспорт, металлургия, информационные технологии, фармацевтика, биотехнологии, военно-техническое сотрудничество, освоение космоса, а также актуальные международные и региональные проблемы.

В качестве Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путин посетил Индию 12 марта 2010 г. Был подписан пакет двусторонних документов, в том числе Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, Дорожная карта развития широкомасштабного сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях, Документ о создании совместного предприятия по производству навигационного наземного оборудования для приема сигнала российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, межведомственное соглашение по сотрудничеству в области минеральных удобрений.

20-22 декабря 2010 г: Д.А.Медведев в Индию. Принято Совместное заявление, в котором отмечается, что за последние десять лет отношения между двумя странами вышли на качественно новый уровень – уровень особо привилегированного стратегического партнерства. Заключен целый ряд контрактов между российскими и индийскими компаниями.

15-17 декабря 2011 г. Москву посетил М.Сингх. По итогам саммита было подписано Совместное заявление о дальнейшем укреплении российско-индийского стратегического партнерства перед лицом вызовов меняющегося мира, а также ряд документов в области военно-технического сотрудничества, взаимодействия в сферах образования, здравоохранения и других.

2013 г.: Москву посетил Манмохан Сингх. Премьер-министр Индии выступил в МГИМО (У) МИД России, где ему была присуждена ученая степень почетного доктора наук. По итогам встречи в верхах принято развернутое Совместное заявление «Дальнейшее углубление стратегического партнерства в интересах мира и стабильности на планете». Подписаны межгосударственный Договор о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, межведомственные меморандумы о взаимопонимании в области энергоэффективности, по сотрудничеству в области стандартизации, программы сотрудничества на период 2014-2017 годов в области науки, технологий и инноваций, а также в области биотехнологий.

2014: совместное заявление «Дружба – Дости: план по укреплению российско-индийского партнерства в течение следующего десятилетия», подписан солидный пакет документов, в том числе по линии оборонных и внешнеполитических ведомств, в области атомной энергетики и нефтегазового сотрудничества(поставка 10 млн тонн нефти ежегодно в течении 10 лет), в сфере аккредитации, медицинских исследований, инвестиций, современных технологий, взаимодействия между ведущими информационными агентствами двух стран, а также ряд коммерческих контрактов.

Визит Моди в Россию (2015): подписан пакет соглашений по сотрудничеству в атомной энергетике, разработке нефтегазовых месторождений, вертолетостроении. Отменены визы для бизнесменов, активно развиваются и военно-технические связи. «Перешли и в военной области, и в области атомной энергетики, и в области полезных ископаемых, энергоресурсов от сотрудничества по принципу "товар-деньги-товар" к совместным проектам».

Ключевым механизмом двустороннего взаимодействия является Межправительственная Российско-Индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (МПК), сопредседателями которой являются Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозин и Министр иностранных дел Индии С.Сварадж (с мая 2014 г.).

Расширяютсямежведомственные связи.9-12 апреля 2013 г. Россию с визитом посетил Министр внутренних дел Индии С.К.Шинде. 13-14 апреля 2013 г. состоялся визит в Россию Министра торговли и промышленности Индии А.Шармы для участия в Петербургском международном экономическом форуме.

Успешно развивается сотрудничество в военной и военно-технической областях. XIII заседание Российско-Индийской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству состоялось 18 ноября 2013 г. в Москве. Накануне (16 ноября) индийским ВМС был передан ТАВКр «Адмирал Горшков», переоборудованный в авианосец «Викрамадитья».

С октября 2005 г. проводятся совместные контртеррористические военные учения, а с апреля 2007 г. также и военно-морские учения. 14-19 июля 2014 г. в заливе Петра Великого (Японское море) состоялись очередные российско-индийские военно-морские учения «Индра-2014», 25 августа – 5 сентября 2014 г. – первый этап российско-индийских военно-воздушных учений «Авиаиндра-2014» в Воронежской, Астраханской и Липецкой областях, 23 сентября – 3 октября 2014 г. – российско-индийские сухопутные учения «Индра 2014» в Волгоградской области.

Осуществляются контакты по линии правоохранительных и контрольных органов, в том числе Верховного Суда и Счетной палаты России. Подписаны договоры о взаимной правовой помощи по уголовным, гражданским и торговым делам, договор о выдаче, меморандум о взаимопонимании по процедуре передачи и приема незаконных мигрантов, а также ряд межведомственных документов.


Наши рекомендации