Россия и структуры асеан (1992-2015). россия и государства ю-в азии

С 1996 г. РФ является полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН-Совместная декларация о партнерстве в деле мира и безопасности, а также процветания и развития в АТР (2003);2004 г Совместная декларация Россия–АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом 2005 г Совместная декларация лидеров России и Ассоциации о развитом и всеобъемлющем партнерстве. 2005 г межправительственное Соглашение о сотрудничестве России и АСЕАН в области экономики и развития – Комплексная программа действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. 2004 г. Россия присоединилась к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 г. (Балийский договор), что создало предпосылки для углубления российско-асеановского диалога.2005 г. в Куала-Лумпуре состоялся первый саммит Россия–АСЕАН с участием Путина.2008 г. в Сингапуре Министры одобрили «дорожную карту», включающую конкретные меры по активизации взаимодействия в приоритетных секторах. В рамках партнерства Россия-АСЕАН функционируют различные механизмы взаимодействия, такие как рабочие группы и комиссии. 2006 г. в Сингапуре прошли первые консультации старших должностных лиц Россия–АСЕАН по экономическим вопросам.В 2006 г. согласована и утверждена Концепция научно-технологического сотрудничества между Россией и странами Ассоциации. Важной составляющей российско-асеановских отношений являются межпарламентские контакты.

В 1998 г. создан Деловой совет Россия–АСЕАН-два Деловых форума Россия–АСЕАН (2000 г. и в 2005 г)2010 г. Медведев принял участие во втором саммите России-АСЕАН в Ханое. При МГИМО открыт ЦЕНТР АСЕАН-информирует о возможностях и перспективах развития российско-асеановского партнерства.

48. Индия в современных международных отношениях. Развитие отношений с РФ, КНР и США.Индийско-пакистанские отношения 1991-2015.Индия- КНР. Две страны конкурируют за роль будущего лидера Азии, к 2050 Индия может обогнать Китай и в экономике и в демографическом аспекте. В ходе последней встречи,1993 г. лидеры двух стран подписали «Соглашение о поддержании мира и спокойствия вдоль линии фактического контроля»(первое соглашение по контролю над вооружениями, подписанное двумя азиатскими странами». Однако территориально-пограничный спор мешает до сих пор развитию отношений и установлению дверия.

Китай обеспокоен совместными учениями с американцами, а Индия недовольна тем, как активно китайцы развивают инфраструктуру в спорных районах. 2003 году была подписана “Декларация КНР и Индии о принципах отношений и всестороннем сотрудничестве”, Индия признала Тибет частью Китая, а Китай признал Сикким частью Индии, но теорритор вопросы остались нерешенными. Индия- США.1998 США выступают за установление с Индией стратегического партнерства.

Политика углубленного сотрудничества с Индией особенно энергично с 2002 г. Южная Азия стала рассматриваться как важный для США регион, а Индия - как возможный противовес Китаю в Азии.

2005 г.-соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике.2006 г. Буш подписал закон о сотрудничестве США и Индии в мирной атомной энергетике, позволив Индии получать от США ядерные технологии и ядерное топливо для гражданских целей. В 2009 визит Сингха в США («Стратегический диалог» США- Индия, целью которого было развитие двусторонних отношений в различных сферах). С принятиемв 2011 г. Стратегии США в Азиатско-Тихоокеанском регионе роль Индии приобрела еще больше значения. Индия – Пакистан.1998 г. Индия провела подземные испытания ядерного оружия, на что через две недели Пакистан произвел собственные испытания ЯО:затяжной период конфронтации. Первым их попытался преодолеть Пакистан.1999 подписана индийско-пакистанская Декларация о мире и добрососедстве. Напряженность в двусторонних отношениях стала ослабевать.Но пакистанские военные не разделяли миролюбия своего премьера.

2002 – резня в Кашмирской долине. Индия обвиняла Пакистан в подготовке и отправке боевиков. Однако РФ, Китаю и США удалось убедить лидеров снять напряжённость. 2004 –«комплексный диалог» между Индией и Пакистаном: переговоры по кашмирской проблеме. 2006, 2008 – теракты в Мумбаи-приостановка переговорного процесса.2010-Издия заявила о готовности рассматривать кашмирскую проблему в рамках переговоров.2012 – встреча лидеров в Нью-Дели, заявили о стремлении нормализовать отношения.

49. Иран в современных международных отношениях. Ядерная программа Ирана-международный аспект.Отношения с США (ЕС). При Буше-«ось зла».С 2005 г. Ахмадинежад- ускорение ядерной программы Ирана, резкая антиизраильская риторика.Нарастание напряженности в двусторонних отношениях. Отношения с Израилем. Поддержка ливанского движения «Хизбалла», лозунг Смерть Израилю, отрицание Холокоста. Отношения с Турцией. Турции относится к НАТО-разногласия между Турцией и Ираном, соперники в Закавказье и ЦАзии.НО-не означает свертывания эк сотрудничества(Турция, испытывая нужду в углеводородах, не присоединялась к ряду санкций)Отношения с Арменией-друг и партнер Ирана. Азербайджан настороженно относится к Ирану. Отношения со странами ЦАзии. Тесные отношения с Таджикистаном(этнич и яз)Все государства региона выступают за право Ирана на развитие мирного атома, но против военных ядерных разработок. Отношения с арабскими странами. Неоднозначные. Наиболее сложно – с Сауди Аравией (шииты-неправильные мусульмане; + тесное сотрудничество с США). Ядерная программа Ирана – международный аспект1957 г.–американо-иранское соглашение о сотрудничестве в рамках программы «Атом для мира».1958 г.–вступление Ирана в МАГАТЭ.1967 г.–оборудован первым реактором из США. 1970 г.–присоединение Ирана к ДНЯО. 1990-е гг. Россия участвует в завершении строительства Бушерской АЭС. 2002 г.-данные о приготовлениях Ирана по самостоятельному обогащению урана в обход МАГАТЭ(обострение ситуации)2003 г.- подписание Ираном Дополнительного протокола к ДНЯО о праве МАГАТЭ на экстренные инспекции иранских ядерных объектов.2005 г.-резолюция МАГАТЭ, осуждающая решение о возобновлении ядерной программы, но Иран отказался прекратить разработки. – передача иранского ядерного досье в ООН.

Резолюции СБ ООН. 2006 г. – Иран: вопрос ядерных разработок – исключительная компетенция МАГАТЭ.Последовательно вводили все более серьезные санкции против Ирана, причем первые три – запрет на поставки ядерных разработок, а последняя – и обычных/оборонительных вооружений.

Основной переговорный механизм по ядерной программе Ирана – «шестерка» международных посредников:России, США, Китая, Франции, Великобритании и Германии. Встречи проходили в Женеве (2009), Стамбуле (2011), Стамбуле и Багдаде (2012), Алматы (февраль, апрель 2013), Лозанна (2015). Значительного прогресса на данный момент в ходе переговоров не достигнуто. Компромиссные варианты – предложения России, Франции обогащать топливо на своей территории и затем отправлять в Иран, откзался. 2010 г. Иран подписал договор с Бразилией и Турцией, по которому топливо будет обогащаться на территории Турции и отправляться в Иран.

50. Ситуация в Афганистане: проблемы борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков. Миссия ISAF…К началу XXI века гражданская война 20 лет. Движение талибов, образовав Исламский эмират, контролировало 90% страны. Ему противостоял Северный альянс. После терактов США активизировали свою деятельность в регионе. Отказ талибов выдать бен Ладена-крупнмасштабное вторжение в Афганистан-применена статья 5 НАТО (о коллективной обороне всех участников в случае нападения на одну из стран).7 октябряоперация “Несокрушимая свобода”. Все крупные города Афганистана были освобождены от контроля движения талибов, некоторые талибы оставались в юго-восточных провинциях. В декабре 2001 г. в результате межафганской конференции в Бонне сформирована Временная администрация во главе с Хамидом Кразаем, были образованы Международные силы содействия безопасности (ИСАФ). Зона действия стала расширятьсяв 4 этапа: на 1-ом этапе в зону действия были включены все северные провинции, на 2-ом - западные, на 3-м - южные и к октябрю 2006 г. ИСАФ распространила свою деятельность на всю территорию страны. 2003 г. Совет НАТО принял решение о переходе ИСАФ под контроль североатлантического альянса. НАТО взяло на себя стратегическое командование, координацию, планирование операций. Обстановка в регионе остается довольно сложной, вдоль афгано-пакистанской границы сформировался Пуштунистан-самостоятельное военно-политическое образование талибов и Аль-Каиды-эскалация терактов и антиправительственных выступлений- центр исламистского терроризма. Президентство Обамы обозначило смену курса в афганской политике США. В 2009 г. появлась стратегия “Аф-Пак”, заявляющая о неразрывности безопасности в афгано-пакистанском регионе. Было заявлено о начале сворачивания военной операции в Афганистане в 2011, и об окончательной передаче всей полноты власти афганскому правительству в 2014 г.+убит Усама.Афганистан и обстановка в этой стране представляют большую важность для стран Ц и Ю Азии. Если талибы вернутся к власти- значительные угрозы для регионов: внутриполитическая дестабилизация, межэтнические конфликты, активизация исламистского подполья. Индия постарается ограничить возможное влияние Пакистана в Афганистане после вывода войск. Пакистан будет пристально следить за сохранением за собой ключевой роли в решении афганского конфликта. Важную задачу также представляет собой вопрос о борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.

51.Операция «коалиции желающих» в Ираке. Реакция международного сообщества.90-е годы – международные санкции (квоты на экспорт нефти)=> Ирак экономически ослаблен. Резолюции СБ ООН (ликвидация ОМП, проверки военными инспекторами ООН).1998г – США и UK бомбят Ирак, чтобы уничтожить инфраструктуру для производства ОМП и разрушают нефтеперераб. предприятия. При Клинтоне небольшое смягчение санкций. При Буше – ужесточение политики и финансирование оппозиции для свержения Саддама. 2002 – официально объявлено, что целью США является смена режима в Ираке. В СБ ООН Россия, Франция и КНР препятствовали применению силы в отношении Ирака. => формирование «коалиции желающих» (США, UK, Италия, Испания, РК и ещё 34 государства) Основная нагрузка на США и Великобр. 2003- Вторжение в Ирак. 9 апреля был взят Багдад и объявлено о свержении режима Саддама Хуссейна, а взят Тикрит, в плену Саддам Хуссейн. 1 мая 2003 года-завершение операции. Основная цель вторжения - смена режима, была достигнута, в то время как две другие - обнаружение следов производства химического оружия и подтверждение связей иракского режима с террористами выполнены не были. Международная реакция: Россия, КНР, Фр, Гер, Швеция, Финл, Авст, Ирл, многие арабские страны выступили против войны в Ираке. Результаты вторжения: полная дестабилизация обстановки, разрушение экономики и огромные человеческие жертвы. Общество в стране раскололось на шиитов, суннитов и курдов, которые регулярно враждуют между собой. Нефтяная инфраструктура лежит в руинах. Одновременно с этим наблюдаются попытки иракских властей избавиться от американского влияния. В последнее время, они всё чаще обращают взор в сторону Тегерана, как противовеса США. И несмотря на тяжёлую обстановку, положение Ирака медленно улучшается.

52.Вопросы ближневосточного урегулирования в современных МО. Интифада аль-Акса и «дорожная карта» по Ближнему Востоку. Политика…БВУ идет по трем основным трекам: палестинский, сирийский и ливанский. Основные проблемы: беженцы, поселения, границы, Иерусалим, безопасность. К началу 21 века были достигнуты некоторые договоренности с палестинцами (Уай Ривер меморандум 1998, меморандум в Шарм-аш-Шейхе 1999, главное содержание которых: передача территорий под палестинское руководство, передислокация войск). Позитивным фактором было посредничество американцев. В 2000 г.переговоры в Кэмп-Дэвиде-толком не достигнуто ничего (главная проблема: статус Иерусалима, п-м Израиля Э. Барак впервые предложил раздел города, но Арафат настаивал на полном контроле над Иерусалимом). Начало интифады отсчитывалось с посещения лидером «Ликуда» А. Шароном Храмовой горы (где расположена мечеть Аль-Акса) 2000 г. Эти действия для палестинцев-призыв к широкому сопротивлению. Отличительные черты интифады: метод индивидуального террора, взрывы по всему Израилю, радикализация молодежи. Попытки нормализировать ситуацию (встреча в верхах) не удались. Клинтон предложил свой план по БВУ (до сих пор считается одним из самых удачных вариантов): 95% территорий Западного Берега и вся Газа – палестинцам, 3% тер. Израиля в обмен на 5% тер. ЗБ с еврейскими поселениями, раздел Иерусалима, признание границ Израиля. План вызвал возражения, но Барак был готов его принять. Но Арафат, рассчитывая на интифаду, надеялся добиться от Израиля большего. 2002 г. – план принца Сауд Аравии (нормализация отношений с Израиля всеми арабскими гос-вами в обмен на уход к границам 1967). Интифада привела к новому формату урегулирования: 2002 г. США совместно с РФ собрали «международный квартет» (+ЕС, ООН), который в 2003 обнародовал «дорожную карту». Цель – мир и демократическое палестинское гос-во, база – резолюции ООН, достигнутые ранее соглашения, саудовская инициатива. Фазы: 1. Окончание террора и насилия, нормализация условий жизни палестинцев, формирование палестинских институтов. Израиль выводит войска с палестинских территорий. 2. Начало переговоров на организованной «четверкой» конференции и создание палестинского гос-ва с временными границами. 3. Вторая конференция, утверждение соглашения о временных границах, старт переговоров Израиля и палестинцев об окончательном урегулировании до 2005 г.2006 г-победа на выборах в ПНА ХАМАСа.2007 г. – конфликт внутри самих палестинцев, в итоге ХАМАС остался в Секторе Газа, Фатх – на ЗБ. 2008 г. – операция «Литой свинец», направленная на уничтожение военной инфраструктуры правящего в Газе ХАМАСа.2011 г. – в Каире было подписано соглашение о межпалестинском примирении, участие в котором приняли функционеры ФАТХ и ХАМАС и представители ещё 11 политических движений и группировок Палестины.2011 г. – предоставление Палестине статуса постоянного члена ЮНЕСКО. 2012 г. – операция «Облачный столп» с целью нанести удар по инфраструктуре ХАМАС.

53)Политика администраций Дж. Буша-мл. и Б. Обамы в ближневосточном регионе.Буш: Первоначально администрация Дж. Буша не собиралась активно вмешиваться в палестино-израильское противостояние, на втором этапе (с середины 2001 г.) США снова взяли на себя роль активного переговорщика в урегулировании конфликта, оказывая давление на обе стороны и используя потенциал ближневосточного «квартета» международных посредников. Администрация Дж. Буша, занятая военными операциями в Афганистане и Ираке, была заинтересована в предотвращении эскалации конфликта между Израилем и Палестиной. Палестино-израильское урегулирование стало для Буша одной из попыток исправить пошатнувшийся имидж США в мусульманском мире после операции в Ираке. Его визит на Ближний Восток в июне 2003 г. ставил своей задачей продвижение «дорожной карты». 2003 г. проявилась поддержка администрацией Дж. Буша Израиля и негативное отношение к палестинскому руководству. Третий этап (2003-2006 гг.) характеризовался поддержкой США Аббаса и ФАТХ. Четвертый этап (с зимы 2006 г.) характерен обострением конфликта (война Израиля против Ливана, раскол Палестинской автономии в результате конфронтации Фатх и ХАМАС), когда администрация Дж. Буша четко заняла произраильскую позицию. Обама свой подход к ближневосточной политике США поменял: отход от поддержки Израиля, попытка улучшения отношений с арабским миром, попытки заставить Нетаньяху отказаться от строительства поселений. У Обамы в первый срок не было как таковой позиции по БВУ и ничего нового его администрацией предложено не было. Новой чертой БВУ правительства Нетаньяху стал акцент на признание еврейского характера гос-ва. В целом, переговоры о переговорах становятся во многом подменой мирного процесса.

54. Перспектива одностороннего провозглашения независимого Палестинского государства и его участия в деятельности ООН.Аббас решил добиться желаемых результатов без участия в переговорах с Израилем. 2011 г.-заявка на полноправное членство в ООН (заблокирована США, но одобрена на получение статуса наблюдателя. Повышение статуса Палестины в ООН-дипломатическая победа-поддержка ПНА. Однако причиной возрастающей поддержки ПНА скорее служит отсутствие прогресса в переговорах между сторонами, осуждение палестино-израильской конфронтации (ноябрь 2012). Повышение статуса ПНА в ООН ни в коей мере не является альтернативой переговорам с Израилем.Статус гос-ва наблюдателя:1)возможность обращаться во все структуры ООН 2)возможность обратиться в судебные органы, в частности в Международный уголовный суд 3)ПНА-оккупированное государство и, следовательно, защищено всеми международными нормами и конвенциями. Статус ПНА декларативный. Основной механизм урегулирования заложен в переговорном процессе. ООН никак не может способствовать созданию гос. структур и формированию полит. институтов. Противоречия со стороны ФАТХа, контролирующего Западный берег, и со стороны ХАМАСа, под контролем которого находится сектор Газа. Отсутствие самостоятельной экономики ПНА.Реакция Израиля:грубое нарушение соглашений, ранее заключенных между ПНА и Израилем-новый план застройки-замораживание переводов Палестине поступлений от налогов, собранных для нее в рамках Парижских соглашений. Однако межд признание и не помогает Палестине решить ее внутренние проблемы и наладить диалог с Израилем, а следовательно, совсем не увеличивают ее готовность к независимости.

55. Обострение израильско-ливанского конфликта в 2006 г. и его последствия.Израильско-ливанский конфликт (Вторая ливанская война) - вооружённое столкновение между Израиль и Хезболлой, контролировавшей южные районы Ливана. Период: активная фаза противостояния с 12 июля по 14 август 2006 г. 11 августа 2006 г. принята окончательная резолюция СБ ООН.Причины: С 1982 по 2000 г. Израиль оккупировал территорию Южного Ливана с целью создания буферной зоны. В 2000 Израиль вывел войска, Хезболла занялась наращиванием военной мощи. Повод: 1)ракетные обстрелы территории Израиля ; 2) требование освобождения ливанских и палестинских заключенных; 3) убийство трех и захват двух израильских военнослужащих. Израиль установил морскую и воздушную блокаду Ливана+авиаудары+ответ от Хезболлы. Израильская армия понесла значительные потери. 11 августа - резолюция СБ о прекращении огня. Контроль над южными территориями перешёл к подразделениям ливанской армии и миротворцам ООН. Целей не достигнуто.Последствия: возрос авторитет Хезболлы среди населения стран арабского мира. Израилю удалось уничтожить значительную часть ракетного потенциала, оудалось добиться решения о разоружении Хезболлы и вытеснения ее вооруженных отрядов с юга Ливана. После прекращения военных действий лидер Хезболлы Х. Насралла стал как один из полит лидеров страны. Хезболла начала позиционировать себя, как один из гарантов не только безопасности, но и стабильности. В то же время, конфликт привел к падению популярности правящей в Израиле партии «Кадима»+протесты с стране.

56) Гражданская война в Сирии: международные и региональные аспекты.Подъем протестного движения на Ближнем Востоке, известный как «арабская весна», начался в декабре 2010 г. (самосожжение зеленщика в Тунисе, начало протестов). Основные причины: усталость народа от многолетних авторитарных режимов, низкий уровень жизни, слаборазвитая экономика, безработица, коррупция, несоблюдение прав человека и произвол властей, этноконфессиональные противоречия. В ходе революций активно использовались Интернет (социальные сети). Особенно активно средства «информационной войны « применялись против Ливии и Сирии. В Сирии волнения начались с 15 марта 2011 г. 18 марта (восстание в Дераа) было положено начало массовым выступлениям оппозиции, вскоре переросшим в полномасштабную гражданскую войну. Вскоре президент Башар Асад отменил 48-летний режим ЧП в стране и объявил о начале широких реформ. Имели место и другие попытки мирного урегулирования. Однако оппозиция, особенно вооруженная (Свободная армия Сирии), стояла на своем. В итоге – гражданская война. Асада поддерживает Иран и «Хезболла» из Ливана, а также РФ и КНР (через дип методы). За повстанцев – «Международное сообщество» (НАТО и ЕС + монархии Залива + их союзники), также «Аль-Каида» (признано даже Западом!!). Противникам правящих режимов была оказана значительная помощь из-за рубежа: «нелетальные средства», вооружение (в том числе танки и ПЗРК), санкции против режимов и их международная изоляция, информационные войны. Асад, видимо, поплатился за связи с РФ и Ираном. Подход Запада к «арабской весне» - пример «двойных стандартов» в действии. «Весну» в вышеперечисленных странах Запад расценил как проявление подъема гражданского самосознания и стремления к свободе, т.е. безусловное благо для народов – при этом Европа и США предпочли «не акцентировать внимание» ни на негативных последствиях «весны», ни на собственной выгоде (ливийская нефть, изоляция Ирана путем свержения Асада и т.д.). Россия же рассматривает «арабскую весну» в основном как негативный процесс, способствовавший значительному усилению нестабильности в арабском мире – по причине того, что на смену светским диктаторам, державшим страну «в кулаке», слишком часто приходят либо исламисты (как в Египте), либо в стране наступает хаос и она фактически разваливается (как в Ливии), либо и то и другое (это грозит Сирии).

57)Конфликт в Ливии и реакция международного сообщества.Подъем протестного движения на Ближнем Востоке, известный как «арабская весна», начался в декабре 2010 г. (самосожжение зеленщика в Тунисе, начало протестов). Основные причины: усталость народа от многолетних авторитарных режимов, низкий уровень жизни, слаборазвитая экономика, безработица, коррупция, несоблюдение прав человека и произвол властей, этноконфессиональные противоречия. Эк ситуация в Ливии вовсе не была бедственной (скорее наоборот), но коррупция и ущемление прав граждан (и что еще важнее – внутренний конфликт элит) привели к тому, что «весна» перекинулась и на Ливию. Все началось с волнений в городе Бенгази (с 15 февраля 2011 г.), были пострадавшие. 17-го восстание началось и в других городах восточной Ливии. Глава ливийского МВД М.Ф.Юнес перешел на сторону повстанцев. 26-го был создан Переходный национальный совет (ПНС) – «временное правительство» повстанцев во главе с Абдель-Джалилем. Каддафи начинает успешно действовать против мятежников, но те получают помощь из-за рубежа вооружение (в том числе танки и ПЗРК) (страны НАТО и монархии Персидского залива). 18 марта 2011 г. СБ ООН принял резолюцию– обеспечение бесполетной зоны над Ливией и защита мирного населения любыми средствами. Были применены эк санкции, запрет на ввоз оружия. Начались налеты авиации стран «Коалиции» на ПВО и авиабазы Каддафи. Мятежников же продолжали активно поддерживать – участь Каддафи была решена. В конце августа пал Триполи. 17-19 октября 2011 г. войска ПНС взяли под контроль Сирт и Бани-Валид – последние оплоты режима Каддафи. Сам Каддафи под Сиртом был захвачен и зверски убит. С августа 2012 г. Ливией де-юре правит Всеобщий национальный конгресс во главе с председателем Мухаммедом аль-Макрифом, большинство мест – за Альянсом национальных сил Махмуда Джибриля. Де-факто Ливии как единого государства сейчас вообще нет., Подход Запада к «арабской весне» - пример «двойных стандартов» в действии. «Весну» в вышеперечисленных странах Запад расценил как проявление подъема гражданского самосознания и стремления к свободе, т.е. безусловное благо для народов – при этом Европа и США предпочли «не акцентировать внимание» ни на негативных последствиях «весны», ни на собственной выгоде (ливийская нефть, изоляция Ирана путем свержения Асада и т.д.). Россия же рассматривает «арабскую весну» в основном как негативный процесс, способствовавший значительному усилению нестабильности в арабском мире – по причине того, что на смену светским диктаторам, державшим страну «в кулаке», слишком часто приходят либо исламисты (как в Египте), либо в стране наступает хаос и она фактически разваливается (как в Ливии), либо и то и другое (это грозит Сирии).

58)Трансформации в Арабском мире в 2011 году: причины, характерны черты, сценарии. Подъем протестного движения на Ближнем Востоке, известный как «арабская весна», начался в декабре 2010 г. (самосожжение зеленщика в Тунисе, начало протестов). Основные причины: усталость народа от многолетних авторитарных режимов, низкий уровень жизни, слаборазвитая экономика, безработица, коррупция, несоблюдение прав человека и произвол властей, этноконфессиональные противоречия. В ходе революций активно использовались Интернет (социальные сети). Особенно активно средства «информационной войны « применялись против Ливии и Сирии. Затем беспорядки распространились на другие страны арабского мира: Египет, Алжир, Ливию, Сирию, Йемен, Бахрейн и т.д. В некоторых странах волна протестов была недолговечной, в других – привела к реформам и перестановкам в правительстве, а в 4 странах – Тунисе, Египте, Ливии и Йемене - правительство было свергнуто. В других арабских странах выступления не носили столь масштабного характера. Позиция международного сообщества была неоднозначна. На Тунис никто особо повлиять не мог – народ сделал все сам. Мубарака Запад «продал» в начале февраля 2011 г., после начала столкновений с участием армии. В отношении некоторых режимов (Ливия, Сирия, Йемен) страны Запада (и примкнувшие к ним монархии Залива) почти сразу заняли жесткую позицию, призывая их лидеров добровольно отказаться от власти. В случае Ливии и Сирии противникам правящих режимов была оказана значительная помощь из-за рубежа: «нелетальные средства», вооружение (в том числе танки и ПЗРК), санкции против режимов и их международная изоляция, информационные войны, в Ливии – прямая интервенция. Если Каддафи припомнили резню в тюрьме Абу-Салим 1996 года и взрыв самолета над Локерби, то Асад, видимо, поплатился за связи с РФ и Ираном.Подход Запада к «арабской весне» - пример «двойных стандартов» в действии. «Весну» в вышеперечисленных странах Запад расценил как проявление подъема гражданского самосознания и стремления к свободе, т.е. безусловное благо для народов – при этом Европа и США предпочли «не акцентировать внимание» ни на негативных последствиях «весны», ни на собственной выгоде (ливийская нефть, изоляция Ирана путем свержения Асада и т.д.). Точно так же Запад смотрел сквозь пальцы и на события в союзных им Бахрейне, Саудии, Кувейте, Ираке и некоторых других странах арабского мира. Россия же рассматривает «арабскую весну» в основном как негативный процесс, способствовавший значительному усилению нестабильности в арабском мире – по причине того, что на смену светским диктаторам, державшим страну «в кулаке», слишком часто приходят либо исламисты (как в Египте), либо в стране наступает хаос и она фактически разваливается (как в Ливии), либо и то и другое (это грозит Сирии).

59. Международные отношения в Западном полушарии: от проекта АЛКА до латиноамериканского курса Б. Обамы.Тенденции: сокращение влияния США в регионе, экономический рост и увеличение влияния на мировые процессы стран ЛА и Карибского Бассейна (ЛАКБ) и расширение взаимодействия между ними, поиск государствами Ю Америки собственной социально-эк и полит моделей, возрастание влияния неамериканских акторов (ЕС, АТЭС, Китая, России). В результате «левого поворота», прихода к власти левых правительств в Венес, Бр, Арг, Ур, Бол, Ник и Экв с 1998 по 2009 гг., а также американо-бразил конкуренции, региональные инициативы США были фактически заблокированы. После событий 11 сентября США предприняли попытку создать региональную антитеррор коалицию и реанимировать Межамериканский договор 1947 г. (Пакт Рио-де-Жанейро). В 2002 г. в г. Бриджтаун (Барбадос) ГенАссамблея ОргАмериканских Гос-в (ОАГ)-конвенция по борьбе с терроризмом. 2003г.-Доктрина межамериканской безопасности, содержащая термин «мультипликативная безопасность», включающий эк, полит, соц и иные аспекты.США не удалось реализовать выдвинутый проект 1990 г Бушем Всеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА) «от Аляски до Огненной Земли», также известный как «инициатива для Америк». США стремились закрепить ведущую роль в объединении за Североамериканской зоной свободной торговли (НАФТА), к которой должны были присоединиться южноамериканские страны. Государства ЛА во главе с Бр и Арг выступили за создание АЛКА на основе равноправия двух интеграц группировок: НАФТА и МЕРКОСУР. США предпочли сформировать Зоны свободной торговли (ЗСТ) с отдельными странами региона: Колумбией, Чили, Перу и рядом центральноамериканских государств.Снижение влияния США в ЛА продолжилось несмотря на приход к власти в 2008 г. Барака Обамы. На саммите ОАГ в 2009 г. Обама провозгласил новую политику «партнерства на равноправной основе» в отношениях Вашингтона с государствами региона. Однако, после победы на выборах в Конгресс Республиканской Партии, внешнеполитический маневр президента и его администрации был ограничен, и реализовать данный курс не удалось.

60.Геополитическая и геоэкономическая составляющая интеграционных процессов с Западном Полушарии.Интеграцию в ЛА можно разделить на 2 этапа: К.50ых - 90ые и 90ые – н. в.1) В 1960 году создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) цель: преодоление узости внутренних рынков, использование преимуществ крупномасштабного производства, стабилизация состояния внешнего сектора экономики. Одновременно с ЛАСТ создан– Центральноамериканский общий рынок+Андское сообщество наций 2) Переход к неолиберальной парадигме, изменилось само видение интеграции. Стала рассматриваться как дополнительный способ ускорения структурных реформ, путь к большему участию в мировой экономике, стимулирование инвестиции и эк роста. Новое в 2000-е гг:1)Падение престижа и влияния США в ЛА 2)Рост взаимодействия между странами ЛА 3)Эк рост стран региона => рост влияния в мире4)Поиск собственной демократической модели в ЛА. Ослабление внимания США к ЛА => ускорение центростремительных процессов в Южной Америке. Новым фактором, способствующим интенсификации интеграционных процессов, стал приход к власти в целом ряде южноамериканских стран (Арг, Бр, Венес, Ур) левоцентристских правительств. Роль лидера южноамериканской интеграции взял на себя МЕРКОСУР. С 1995 МЕРКОСУР превратился из зоны св торговли в таможенный союз. Цель – гарантировать устойчивый рост экономик, эффективно использовать инвестиции, повысить конкурентоспособность региона. 2004 г. на основе альянса АСН и МЕРКОСУР было создано Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН), что придало новый импульс объединительным тенденциям в Южной Америке, формированию в регионе единого полит и эк пространства. 2008 г.- Договор об учреждении УНАСУР. В северной части ЛА-процесс консолидации таких субрегиональных объединений как Центральноамерик интеграц система (ЦАИС), Ассоциация карибских гос-в (АКГ), Карибское сообщество (КАРИКОМ).Своеобразие интеграции в ЛА состоит в том, что ее создание идет пути создания новых группировок. Только 4 группировки можно назвать эк интеграцией:МЕКРОСУР, АСН (с 1969, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор)СЦИ (создана в 1991 г.; члены:Белиз, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор)КАРИКОМ (создана в 1973)

61)Международная проекция латиноамериканских правительств левой направленности. «Левый поворот» - это полит процессы в ЛА, связанные с приходом к власти левоориентированных правительств. Начало-приход к власти Уго Чавеса в Венесуэле в 1998 г, далее в Бр (2002-Лула да Силва), Арг (2003–Нестор Киршнер), Ур (2005 г-Табаре Васкес), Болив (2005–Эво Моралес), Чили, Перу, Никарагуа (2006 г. Ортега), Гондурасе (2006), Парагвае(2008). Причины: 1) разочарование в проекте создания Межамериканской зоны свободной торговли (АЛКА), 2) разочарование в неолиберальной модели развития, 3) рост национального самосознания народов ЛА. В 2002 г. 44% населения Латинской Америки проживало за чертой бедности. => недовольство широких слоёв, победа левых. Уго Чавес возвёл антиамериканизм практически в разряд официального внешнеполитического курса. Помимо обострения отношений с США, эта политика Чавеса получила своё отражение в создании совместно с Кубой нового интеграционного объединения – Боливарианской инициативы (АЛБА), которое выступало в качестве альтернативы АЛКА. США ввели эмбарго на поставку военной техники в Венесуэлу.США внешне достаточно спокойно реагирует на происходящее. В первой половине 2000-х гг. стало прослеживаться зарождение новой геополитической оси в Латинской Америке: Венесуэла, Куба, Бр, Арг., где несомненное лидерство принадлежало Бр-налаживались механизмы эк взаимодополнения.«Левый поворот» имел своим следствием возникновение новых разделительных линий в регионе. К концу 2000-х ггс две группировки: первая – радикально-националистическая с яркой антиамериканской направленностью (Куба, Венесуэла, Боливия), вторая – умеренная с социал-демократической ориентацией (Бразилия, Аргентина, Чили, Уругвай). Отсутствие единства: 1) устойчивые традиции соперничества, 2) давние противоречия, связанные с территор спорами и претензиями, 3) различия между странами в отношении внутриполит и эк ситуации 4) особенности полит культуры (в частности, нетерпимость и конфликтность).

Дальнейшая устойчивость левых правительств в Латинской Америке во многом будет зависеть от наличия у властей достаточных ликвидных ресурсов для осуществления своих программ.

62). Проблемы и перспективы становления латиноамериканского полюса многополярного мира.Группа Рио - механизм полит консультаций и коллективной дипломатии-1986 г. путем объединения Контадорской группы (Мекс, Панама, Венес, Колумбия) и Группы поддержки Контадоры (Бр, Арг, Перу, Ур) Не имеет устава, бюджета, постоянной штаб-квартиры. Цель: формирование общего справедливого миропорядка, защита демокр ценностей, уважение прав человека и эмигрантов, борьба с наркомафией, обсуждение проблем безопасности. Группа Рио принимала активное участие в урегулировании Центральноамериканского конфликта (Никарагуа). Механизм консультаций с ЕС. В рамках Группы Рио – группа трех (Венесуэла, Колумбия, Мексика, с 1990 г) СЕЛАК – Сообщество латиноамериканских и карибских государств-2011 года в Каракасе-33 страны без США и Канады. Организация должна стать противовесом ОАГ (Организация американских государств), которая по словам Чавеса устаревшая и изношенная. Селак претендует на роль лидера ЛА и является наследником грппы Рио. Цель- дальнешая интеграция Латиноамериканских государств, средство для разрешения региональых конфликтов. 2008 Сальвадор (Бразилия) на саммите УНАСУР был создан Южноамериканский совет обороны (ЮАСО) в целях укрепления региональной безопасности, разрешения конфликтов, содействия военному сотрудничеству. Инициатором акцента на военное сотрудничество-Бразилия. Важность данного решения: в регионе Южной Америки сохраняются территориальные споры м/у Эквадором и Колумбией, между Венесуэлой и Колумбией. В целом, в ЮАмерике идет процесс формирования общерегионального интеграционного объединения с участием 12 стран и достаточно крупным экономическим потенциалом. Интегрирующие факторы: либерализация нац торговых и инвестиционных систем; повышение уровня эк развития стран; усиление эк взаимозависимости; взаимодополняемость национальных экономик по сравнению с 1960-1990; приверженность формирования общерегиональной зоны свобод торговли; скептицизм подписания соглашения по ФТАА; географическая близость.

Наши рекомендации