Современные международные отношения в Юго-Восточной Азии. Интеграционные процессы в АСЕАН в 1991-2016 гг.
Особенности МО в ЮВА:
1) Преобладание горизонтальной структуры связей из-за примерного равенства потенциалов стран
2) Традиционное неприятие чрезмерной вовлеченности великих держав в дела региона
3) Сильные позиции китайской диаспоры во всех странах ЮВА и сильное влияние Китая в регионе
Ассоциация государства Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана по инициативе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин в 1967 г. Основатели АСЕАН стремились политически сплотиться вокруг США, свести на нет «коммунистическую угрозу» внутри своих стран, поощрить развитие рыночных отношений и экономического сотрудничества. В 1984 г. в нее вступил Бруней, в 1995 г. – Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, в 1999 г. – Камбоджа.
В принятой Декларации АСЕАН ставились следующие цели:
- ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран Юго-Восгочной Азии;
- укрепление мира и региональной стабильности;
- расширение активного сотрудничества и взаимопомощи стран- участниц в области экономики, культуры, науки, техники и подготовки кадров:
- развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского хозяйства;
- расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан стран-участниц; установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными и региональными организациями.
Особенности развития региональной экономической интеграции в рамках АСЕАН определяются рядом факторов.
- Высокая динамика экономического роста и политическая стабильность в регионе.
- Однотипность (но дифференцированность) экономик стран-участниц и имеющиеся вследствие этого трудности в расширении взаимной торговли.
- Участие в интеграционных процессах государстве различным уровнем экономического развития и разными политическими системами.
Основные задачи АСЕАН на будущее: создать зону свободной торговли в ЮВА. В 1992 г. подписано Соглашение об общем действующем преференциальном тарифе в виде графика поэтапного ввода льготных тарифов с целью увеличения конкурентных преимуществ региона. Этот закон должен был стать каркасов для ЗСТ АСЕАН. Также стоит цель создать таможенный союз в рамках соглашений о преференциальной торговле, а также совместных промышленных объектов и товарных ассоциаций стран- производителей тех или иных видов товаров.
2003 г. – на Балийском саммите АСЕАН принято решение о создании АСЕАНовского сообщества как трех сообществ (экономического, политического и социально-культурного) к 2020 г. 2006 г. – на Втором Восточноазиатском саммите принято решение ускорить формирование АСЕАНовского сообщества к 2015г.
1) Экономическое сообщество призвано создать единый рынок и производство, содействовать формированию конкурентоспособного экономического региона в Юго-Восточной Азии, глубоко интегрированного в мировую экономику.
2) Политическое сообщество нацелено на укрепление безопасности, демократии и мира в регионе, поддержку законов и верховенства прав человека.
3) Социально-культурное сообщество должно привести к укреплению солидарности и единства народов, формированию социально-ориентированных государств, способных успешно решать социально-экономические проблемы населения.
Принятие Хартии (Устав АСЕАН) на саммите в Сингапуре в 2007 г. стало отправной точкой нового этапа АСЕАН, ее трансформации в полноценную региональную организацию, обладающую международной правосубъектностью. В Уставе выражена приверженность «демократии, верховенству закона и умелому управлению», а также выделена «защита и поддержка прав и свобод человека» как новый пункт в повестке дня АСЕАН. В Уставе зафиксирована в качестве основных целей организации реализация всех трех вышеупомянутых сообществ.
В экон. сфере страны АСЕАН проводят тесное взаимодействие и либерализацию на базе Соглашения о создании ЗСТ АСЕАН (АФТА) 1992 г. (начальный этап на пути экономической интеграции по подобию ЕС, инициаторы – Сингапур и Малайзия), рамочного соглашения о зоне инвестиций АСЕАН и схемы промышленного сотрудничества АСЕАН. На Балийском саммите 2003 г. принята Декларация о сообществе стран АСЕАН, одна из целей которой - переход к более тесной интеграции.
В 1992 г. принята Манильская декларация, с которой выступили страны АСЕАН. Она призывала все стороны, вовлеченные в территориальные споры о принадлежности Парасельских островов и островов Спратли, ограничиться мирными средствами в урегулировании спорных вопросов. В 1995 г. подписан Юго-Восточноазиатский договор о зоне свободной от ядерного оружия. Договор обрел полную юридическую силу в 2001 г., после того как его ратифицировали Филиппины и фактически запретил ядерное оружие в регионе.
В 1994 г. в рамках превентивной дипломатии создан Асеановский региональный форум по безопасности (АРФ), ставящий задачу содействия укреплению мира и безопасности путем диалога и консультаций не только в ЮВА, но и во всем АТР. Летом 2002 года в Брунее страны АСЕАН и США подписали Соглашение о сотрудничестве в борьбе с терроризмом.
Проблемы: контрастные показатели ВВП на д.н. (39 тыс. долл в Сингапуре, 2 тыс. долл в Индонезии, 350 долл в Мьянме на 2008 г.); многообразие политических режимов (от абсолютной монархии в Брунее до филиппинской демократии, граничащей, по мнению соседей, с вседозволенностью); внутриэтнические противоречия (например, малайская, китайская и индийская общины в Малайзии).
АСЕАН стремится к экономической интеграции с другими странами АТР, в частности существует формат партнерства АСЕАН+3 с 1997 г. (Китай, Япония, РК), а также АСЕАН+6 с 2005 г. (Индия, Новая Зеландия и Австралия). В 2000 г. на встрече группы АСЕАН+3 была принята «Чиангмайская инициатива» - система взаимной поддержки в кризисных ситуациях, суть которой сводится к заключению договоров о валютных свопах, страхующих государства от атак биржевых спекулянтов (идея появилась после валютно-финансового кризиса 1997-98 гг., в результате которого доходы населения сократились вдвое и произошло 40% сокращение ПЗИ).
Активизировалось сотрудничество АСЕАН ввалютно-финансовой сфере. Оно имеет несколько направлений.
1) Сотрудничество в области привлечения в регион прямых иностранных инвестиций. Цель — создание условий для привлечения внешних инвестиций. В качестве главного средства для привлечения прямых иностранных капиталовложений в зону АСЕАН выступает Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций в АСЕАН
2) Сотрудничество в области валютной защиты «АСЕАН + 3». Ведущие государства Азии разрабатывают стратегию защиты национальных валют от резких колебаний курсов на глобальном рынке ForEx.
3) Введение единой валюты. 13 азиатских стран планируют ввести единую валюту «АКЮ» (ACU), которая должна распространятся на АСЕАН-10. а также Японию, Китай и Южную Корею
В настоящее время АСЕАН стремится к преодолению разрыва в экономическом развитии стран-членов для скорейшей и эффективной интеграции (ASEANVision 2020 и Hanoi Plan of Action). На 34-й встрече министров стран АСЕАН, состоявшейся в 2001 г., для усиления объединения стран Юго-Восточной Азии и сокращения разрыва в экономическом развитии определены три приоритетные отрасли: формирование инфраструктуры, развитие трудовых ресурсов, информационных технологий и телекоммуникации.
Результаты интеграции:
- Расширение присутствия стран АСЕАН на мировых рынках, дифференциация географии внешней торговли АСЕАН.
- Оптимизация структуры производства, прежде всего в сфере промышленности. Увеличивается доля промышленных товаров в экспорте, расширяется товарная номенклатура.
- Активизация притока иностранных инвестиций в экономику стран АСЕАН (при этом совершенствуется структура иностранных инвестиций по секторам народного хозяйства, увеличились капиталовложения в материальное производство, особенно в промышленное производство).
- Экономический и социальный прогресс государств региона.
К 2020 г. планируется создание объединения стран АСЕАН на основе: социально-культурного объединения АСЕАН, объединения по безопасности стран АСЕАН, экономического сообщества стран АСЕАН. Основная цель ближайшего шестилетнего плана мероприятий — углубление интеграции и уменьшение различий в развитии стран АСЕАН. Реализация плана будет поддержана за счет создания Фонда развития стран АСЕАН.