Международные отношения на Корейском полуострове. Проблемы ядерных и ракетных вооружений и попытки их решения. Межкорейские отношения 1991-2016 гг.
Конец 1980-х – н. 1990-х гг. были отмечены кардинальными переменами вокруг Корейского полуострова. В 1990 г. были нормализованы советско-южнокорейские отношения, а в 1992 г. – китайско-южнокорейские. Северная Корея восприняла происходящее весьма болезненно, как серьёзный удар по собственной политической и военной безопасности. Позиции КНДР в регионе заметно ослабли. В 1991 гг. США в рамках президентской инициативы по контролю за тактическими ядерными вооружениями вывели их из Южной Кореи. Заявление об уходе американских ядерных сил из страны было сделано президентом Республики Корея Ро Дэ У в декабре 1991 г. Общая международная обстановка продолжала оставаться неблагоприятной для КНДР, что стало аргументом в пользу сохранения и развития ядерной программы.
В этой ситуации Пхеньян и Сеул возобновляют диалог на уровне премьер-министров.
Так, в 1991 г. стороны приняли два важных документа: 1. Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах. 2. Декларацию о безъядерном статусе Корейского полуострова. Сущность этого документа была, к сожалению, не практической, а морально-политической: он сыграл свою роль в снижении общего градуса конфронтации между Северной и Южной Кореями.
В 1992 г. стороны сформировали Совместный комитет ядерного контроля, однако он оказался нежизнеспособным.
· В 1993 г. Ким Ир Сен выдвинул программу консолидации Севера и Юга, которая предполагала создание единого конфедеративного гос-ва при сохранении на Севере и Юге существующих систем и правительств.
· В ответ президент РК Ким Ён Сам в 1993 г. сформулировал свой вариант трехфазового объединения Кореи: примирение и сотрудничество, далее создание корейского сообщества, и наконец, создание единого гос-ва.
Однако уже в 1994 г., после смерти Ким Ир Сена, между странами разразилась пропагандистская война, поскольку официальный Сеул не выразил соболезнований по поводу смерти лидера КНДР. Межкорейский диалог оказался сорванным.
Все же, в 1990-е годы КНДР и РК заметно продвинулись в улучшении межкорейских отношений. В конце XX века к власти в РК приходит правительство Ким Дэ Джуна, которое провозгласило «политику солнечного тепла» в отношении Севера. Сеул объявил, что не намерен поглощать Северную Корею, и предложил программу экономического и гуманитарного сотрудничества между двумя государствами. Итогом «политики солнечного тепла» стала первая в истории раскола Кореи встреча лидеров двух стран Ким Де Джуна и Ким Чен Ира в июне 2000 года в Пхеньяне, которая завершилась подписанием Совместной декларации Севера и Юга. Этот документ впервые признавал сходство объединительных концепций Пхеньяна и Сеула (конфедерации и корейского сообщества), содержал договоренности об экономическом сотрудничестве, связях и контактах в области культуры, спорта, здравоохранения, обмена между родственниками.
После пхеньянского саммита отношения начали набирать позитивную динамику. Состоялись переговоры по политическим, экономическим и военным вопросам. Стали осуществляться совместные экономические проекты – Кымгансанский туристический проект, Кесонский технопарк, соединение дорог Севера и Юга и др. РК ежегодно оказывала КНДР гуманитарную помощь, поставляла продовольствие, химические удобрения. Активизировался обмен между людьми. Преемственность «политике солнечного тепла» сохранил и следующий президент РК – Но Му Хён, который пришел к власти в 2003 году. Курс Но Му Хёна в отношении КНДР стал более независимым от американской политики. Его правительство пошло на расширение сотрудничества с КНДР в различных областях. В 2007 году Но Му Хён нанес визит в Пхеньян. В ходе саммита была подписана Декларация во имя развития отношений между Севером и Югом, мира и процветания. Декларация не только подтверждала предыдущие договоренности, но и пошла дальше в развитии отношений между странами (обсуждение мер доверия в военной области, создание нового мирного механизма взамен Соглашения о перемирии от 1953 г., создание зоны мира в спорном р-оне Желтого моря, мирное урегулирование ядерной проблемы).
Однако после победы на выборах в 2007 году правоконсервативных политических сил и прихода к власти Ли Мён Бака, ситуация резко изменилась.
Ли Мён Бак назвал политику своих предшественников в отношении Севера «ошибочной» и сформулировал «новый курс», который предусматривал:
· Денуклеаризацию КНДР
· Открытость КНДР мировому сообществу
· Предоставление КНДР крупной экономической помощи
Предварительное условие – отказ КНДР от ядерной программы.
КНДР, в свою очередь, назвал данную политику «реакционной» и подверг резкой критике. Северокорейская пропаганда развернула широкую кампанию против политики Сеула в отношении Севера. Далее последовали шаги по свертыванию двухстороннего сотрудничества. Резкий всплеск напряженности возник в марте 2010 года, когда в районе Желтого моря был потоплен южнокорейский военный корабль «Чхонан». Правительство РК обвинило в этом Север. КНДР же всячески отрицал свою причастность к данному инциденту. Обстановка продолжала ухудшаться. Правительство РК требовало от Пхеньяна официальных извинений за случившееся, на что КНДР отвечала резким отказом. РК провела ряд совместных военных учений с США, что вызвало негативную реакцию Севера.
В условиях кризиса Россия, США и КНР проверили ряд консультация с целью снижения кризиса. Сеул предложил Северу программу по мирному объединению, которая включала в себя три ступени: мирное сожительство, далее экономическая интеграция, затем уже объединение. КНДР же должна была отказаться от ядерного оружия. Северная Корея также выступила с рядом инициатив, таких как возобновление встреч разлученных родственников, реанимации некоторых совместных проектов. Однако в конце ноября 2010 года РК провела маневры в спорном районе Желтого моря. В ответ Северная Корея, обвинив Сеул в обстреле ее территорий, нанесла артиллерийские удары по южнокорейскому острову Ёнпхёндо, в результате чего погибли 4 южнокорейца. Данный инцидент поставил Корейский полуостров на грань военного конфликта. Вмешательство РФ, Китая и США помогло разрешить ситуацию.
В начале 2011 года КНДР выступила с инициативой возобновить межкорейский диалог. Юг весьма осторожно отреагировал на подобную инициативу и заявил, что Севера должен официально принести извинения за два вооруженных инцидента и принять искренние шаги к ядерному разоружению. Подобные идеи КНДР выдвигала и в предыдущие годы, однако они, как правило, отвергались Южной Кореей.
Главным камнем преткновения в деле улучшения отношений между двумя государствами является ядерная программа КНДР. Попытки решить данную проблему в двухстороннем формате США - КНДР (Рамочное соглашение 1994 года) успехов не принесли. В 2002 г. Север заявил о возобновлении своей ядерной программы, которая была заморожена по Рамочному соглашению 1994 года. В 2003 г. состоялся первый раунд шестисторонних переговоров о путях урегулирования ядерного кризиса КНДР (всего было шесть, последний завершился 2009 г.). В результате второго раунда, который состоялся в 2005 году, было обнародовано Совместное заявление, в котором были зафиксированы обязательства КНДР по ликвидации ее плутониевой программы и ответные обязательства других участников переговоров об оказании Северной Кореи энергетической помощи. Однако в 2006 г., несмотря на взятые обязательства, КНДР осуществила первое испытание ядерного оружия. В 2009 году КНДР заявила о выходе из шестисторонних переговоров. В этом же году она провела второе ядерное испытание. Вслед за испытаниями последовали резолюции СБ ООН, резко осуждающие действия КНДР и накладывающие на последнюю жесткие санкции. Новое осложнение ситуации на полуострове вызвало официальное сообщение о наличии в Северной Корее завода по обогащению урана. Фактически КНДР нарушила две предыдущие резолюции СБ ООН.
В декабре 2012 года Пхеньян осуществил запуск ракеты, которая вывела на орбиту искусственный спутник.
В феврале 2013 года КНДР провела третье по счету ядерное испытание. На что в марте 2013 года СБ ООН одобрил новые санкции в отношении КНДР. 18 мая 2013 года КНДР испытала три баллистические ракеты малого радиуса действия.
В конце лета 2015 г. - новое обострение. 2 южнокорейских военнослужащих подорвались на мине в южной части ДМЗ между двумя Кореями. Сеул сначала сообщил, что КНДР непричастна к инциденту, но вскоре было заявлено, что мину установили северяне. Юг отреагировал возобновлением пропагандистского вещания через границу, остановленного в 2004 году по межкорейской договоренности. Артиллерия КНДР произвела несколько выстрелов по громкоговорителям, южане ответили несколькими десятками залпов; на фоне этих событий Юг и США проводили масштабные военные учения. Северокорейцы привели войска в состоянии повышенной готовности и объявили Югу ультиматум: либо пропагандистское вещание прекращается, либо начинается война. Однако до истечения срока ультиматума стороны начали переговоры. По итогам трехдневного марафона стороны договорились в скором времени провести встречу в одной из столиц, продолжить гуманитарные контакты. И северокорейский руководитель Ким Чонын, и южнокорейский президент Пак Кынхе позднее заявили, что достижение компромисса — результат их дипломатических усилий.
Однако, нормализация продлилась недолго
6 января 2016 года на территории КНДР было зарегистрировано землетрясение магнитудой в 5,1 балла. Северная Корея объявила о проведении первого в своей истории успешного испытания водородной бомбы. В мире эксперты высказали сомнения, что КНДР взорвал именно водородную бомбу.
В ночь на 7 февраля 2016 года была запущена ракета дальнего радиуса действия. Ракета вывела на орбиту искусственный спутник Земли «Кванменсон-4». В ответ Совет Безопасности ООН принял резолюцию, в которой резко осудил данные действия КНДР, сочтя их серьезным и опасным нарушением устава ООН, были введены новые, беспрецедентно жесткие санкции в отношении КНДР.
В результате практически все контакты между РК и КНДР свернуты, приостановлена деятельность промышленного региона Кэсон, и в ближайшей перспективе говорить о конструктивном диалоге не приходится.