Российско-японские отношения 1992-2016 гг.

Интеграция России в АТР по-новому поставила вопрос о возмож­ности разрешения российско-японского территориального спора. После подписания советско-японской декларации 19 октября 1956 г. между Москвой и Токио продолжается спор вокруг «Северных терри­торий», т.е. принадлежности пяти южнокурильских островов: Шико­тан, Кунашир, Итуруп и группы островов Хабомаи (иногда две группы островов — Восточная и Западная Хабомаи объединяют в один остров). Советская сторона указывала на тот факт, что по условиям Сан-Францисского мирного договора 1951 г. Япония отказалась от Южного Са­халина и Курильских островов. Японская сторона, однако, ссылалась на Симодский трактат 7 февраля 1855 г., в соответствии с которым эти пять островов не включались в понятие «Курильские острова».

Статья 9 советско-японской декларации 1956 г. предусматривала, что «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, со­глашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Со­ветских Социалистических Республик и Японией». Однако 19 января 1960 г. был подписан Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией. 27 января 1960 г. правительство СССР заявило, что, поскольку данное соглашение направлено против Советского Союза и КНР, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии.

В 1973 г. премьер-министр Японии Какуэй Танака (1972-1974) и председатель Совета министров СССР А. Косыгин (1964-1980) до­говорились, что урегулирование нерешенных вопросов и заключение мирного договора внесут вклад в установление добрососедских и дру­жественных отношений. К. Танака предложил СССР передать Японии спорные острова в обмен на японские инвестиции в экономику Сибири и Дальнего Востока. Советский Союз отказался от «формулы Танаки». Позиция Японии ужесточилась при премьер-министре Ясухиро Накасонэ (1982-1987). 7 февраля 1982 г. в годовщину подписания Симодского трактата в Японии начал отмечаться ежегодный «День северных терри­торий». Я. Накасонэ заявил, что Токио будет поднимать вопрос о «север­ных территориях» при любых контактах с Москвой, что делало практи­чески невозможным двустороннее экономическое сотрудничество.

Основная причина территориального спора — проблема Охотского моря. Принадлежность России южнокурильских островов позволяет сохранить за ним статус внутреннего моря. Передача спорных островов Японии приведет к утрате этого статуса. Однако США и Япония не признают за Охотским мо­рем статуса внутреннего моря Российской Федерации. В Москве опасаются, что США, сославшись на американо-японский договор 1960 г., введут свой военный флот в Охотское море.

После распада СССР российское руководство попыталось возоб­новить переговоры с Японией. В сентябре 1992 г. планировался визит президента Б. Н. Ельцина в Токио, где должны были состояться пе­реговоры о заключении мирного договора и возможности разрешения территориального спора. Однако 2 сентября 1992 г. МИД Японии под­твердил, что заключение мирного договора с Россией возможно толь­ко после возвращения всех четырех спорных островов. Это заявление привело к отмене визита президента РФ в Японию.

Визит президента Б. Н. Ельцина в Токио состоялся только 13 ок­тября 1993 г. Стороны подписали Токийскую декларацию о российс­ко-японских отношениях. В документе указывалось, что Россия как правопреемница СССР признает весь комплекс советско-японских соглашений. Это можно было трактовать как согласие российской стороны разрешить территориальный спор на основе Декларации 1956 г. Но не было дезавуировано и заявление СССР 1960 г. о приос­тановке реализации Декларации 1956 г. из-за подписания американо-японского договора о безопасности. Для демонстрации готовнос­ти к взаимодействию стороны заключили Договор о сотрудничестве в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях. Позднее из-за территориальных споров его реализа­ция оказалась замороженной.

На Красноярской встрече 1—2 ноября 1997 г. президент Б. Н. Ель­цин и премьер-министр Рютаро Хасимото (1996—1998) договорились о разделении переговоров по заключению мирного договора и решении проблемы «северных территорий». Стороны также заявили о намере­нии «стремиться заключить мирный договор к 2000 году». Реализовать это заявление не удалось. Но в ходе визита президента В. В. Пути­на в Токио 3-5 сентября 2000 г. стороны подтвердили действенность «Красноярской формулы».

«Красноярская формула» — соглашение лидеров России и Японии о раздельном ведении двусторонних переговоров по заключению мир­ного договора и проблеме «северных территорий».

В 2001 г. правительство Японии возглавил Дзюнъитиро Коидзуми, выступавший за жесткую линию в отношениях с Россией. В ноябре 2004 г. должен был состояться визит президента В.В. Путина в Токио. 14 ноября 2004 г. министр иностранных дел С. В. Лавров заявил, что Россия как государство—продолжатель СССР признает Декларацию 1956 г. и готова вести переговоры с Японией на ее основе. 15 ноября 2004 г. президент В. В. Путин указал, что Россия будет выполнять все взятые на себя обязательства только «в таких объемах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры». Однако премьер-министр Д. Коидзуми заявил, что Токио подпишет мирный договор только при условии передачи Россией всех спорных островов. Визит В. В. Путина в Токио был отложен и состоялся только 20-22 ноября 2004 г. Эти события означали распад «Красноярской формулы».

Вывести двусторонние отношения за рамки территориального спо­ра попытался премьер-министр Японии Юкио Хатояма (2009—2010). Он выступал за диверсификацию японской внешней политики: от­хода от односторонней зависимости от США и создания «Восточно­азиатского сообщества». 23 сентября 2009 г. Ю. Хатояма и президент Д. А. Медведев договорились продолжать диалог о разрешении терри­ториального спора. 7 февраля 2010 г. в «День северных территорий» премьер Ю. Хатояма заявил о необходимости развивать торгово-эко­номические отношения с Россией. «“Линия Хатоямы” предполагала, таким образом, выстраивание российско-японского диалога помимо (хотя и не вопреки) переговоров по проблеме «северных территорий».

Однако в сентябре 2010 г. правительство Ю. Хатоямы ушло в отстав­ку. Новым премьер-министром Японии стал Наото Кан (2010—2011), выступавший за сохранение приоритетности американо-японского взаимодействия. В российско-японских отношениях возник кризис, вызванный визитом президента Д. А. Медведева на южные Курильские острова 29 октября 2010 г. Это событие вызвало негативную реакцию в Токио. 7 февраля 2011 г. японский парламент принял закон об окку­пированном статусе «южных Курильских островов». Ситуация обост­рилась настолько, что феврале 2011 г. в СМИ рассматривались сцена­рии военного столкновения России и Японии. С начала 2012 г. Россия приступила к восстановлению советской военной инфраструктуры на островах Кунашир и Итуруп.

Противоречия смягчились после прихода к власти в сентябре 2011 г. правительства Йосихика Ноды. Новый кабинет попытался возродить «линию Хатоямы». 2 марта 2012 г. правительство Й. Ноды решило не использовать термин «незаконно оккупированные тер­ритории», заменив его на более мягкий — «территории, занятые без юридических оснований». 5 марта 2012 г. премьер-министр Япо­нии первым из лидеров стран «Группы восьми» поздравил по теле­фону В. Путина с победой на президентских выборах и предложил искать «мудрое решение» по проблемам территориального спора и подписания мирного договора. По неофициальной информации, речь шла о стратегии хикивакэ: разделе пополам спорных островов и их шельфа (от японского «хикивакэ» — ничья). Но 8 марта 2012 г. премьер Й. Нода заявил, что для Токио неприемлема передача только Шикотана и Хабомаи. После повторного визита президен­та Д. А. Медведева на Кунашир 3 июля 2012 г. российско-японский диалог был заблокирован.

· начало 1990-х- кредиты от Японии в условиях экономического кризиса в стране переходный период

· 2005 г. - визит Путина в Японию. Программа по сотрудничеству в борьбе с терроризмом, упрощение визового режима, энергетическое сотрудничество.

· 2010 г. - президент России Дмитрий Медведев посетил острова Курильской гряды, что вызвало резкую критику со стороны японского правительства. Ни Ельцин, ни Путин на четыре острова никогда не ездили.

· 2014 г. - Япония присоединяется к странам Запада, обвиняя Россию в дестабилизации ситуации на Украине. Япония накладывает санкции.

· 2016 г. – визит Синдзо Абэ в Сочи, встреча с Путиным. Обсудили Курильские острова, плюс японский премьер предложил некую программу экономического сотрудничества в развитии Дальнего Востока. Есть мнение, что Япония стремится не допустить создания российско-китайского альянса, так как китайская риторика в отношении ремилитаризации и конституционной реформы в Японии становится всё жёстче, в будущем возможен конфликт.

Экономика:

· С 1994 года действует Российско-японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам

· В 2003 г. начала работу Российско-Японская организация по содействию торговле и инвестициям (обмен информацией, консультации, поддержка инвесторов)

· В 2013 г. торговый оборот превысил 30 млрд. долл. В 2015 г. он опустился на 40% (+-18 млрд долл.), это связано с падением цен на нефть.

Совместные проекты. Японцы после аварии на Фуксиме отходят от атомной энергетики и нуждаются в углеводородах. => Сахалин -1: добыча нефти и газа на шельфе Охотского моря (участвуют Роснефть, американская ExxonMobil, японская Sodeco и индийская ONGC) + Сахалин-2: добыча нефти и газа на шельфе Охотского моря + завод СПГ (участвуют Газпром, голландско-британская Royal Dutch Shell, и две японские компании Mitsui & Co и Mitsubishi Corporation)

Итог: с 1990-х бывает, что в год проходит по несколько двухсторонних встреч на высшем уровне, министры встречаются еще более регулярно, Япония не очень сильно поддерживает антироссийские санкции, но прорывных решений в главной двухсторонней проблеме не было и не предвидится. Все почему? Потому что слишком прочно стоим на своих позициях, не готовы идти на уступки и, в целом, наличие территориального спора и отсутствие мирного договора не мешает развитию отношений в других плоскостях.


Наши рекомендации