Перенос сроков реализации минских соглашений на 2016 год
12 сентября 2015 в Париже прошла встреча министров иностранных дел стран нормандской четвёрки. Германия и Франция согласились с предложением России продлить сроки выполнения минских соглашений на 2016 год.
2 октября в Париже встретились лидеры стран нормандской четвёрки. По итогам встречи Меркель и Олланд заявили о возможном продлении сроков выполнения Минска-2 на 2016 год. 6 ноября в Берлине прошли переговоры министров иностранных дел стран нормандской четвёрки. Стороны договорились о переносе сроков реализации минских соглашений на 2016 год.
26 ноября представитель Украины в Контактной группе по Украине Леонид Кучма заявил, что минские соглашения не могут быть реализованы в полной мере до конца 2015 года. Таким образом сроки полной реализации Минска-2 сдвигаются на 2016 год.
22 декабря Контактная группа по Украине договорилась о продолжении своей работы в 2016 году.
30 декабря 2015 года между лидерами стран «нормандской четвёрки» состоялся телефонный разговор. В ходе этого разговора лидеры стран «нормандской четвёрки» договорились об окончательном продлении действия минских соглашений на 2016 год.
10 марта 2016 года Госдеп США заявил, что США надеются на имплементацию (реализацию) Минских соглашений в 2016 году. 18 марта Денис Пушилин заявил, что выполнение "Минска-2" может растянуться на 10-15 лет.
Деятельность ОБСЕ
21 марта 2014 года Постоянный Совет ОБСЕ принял решение направить в Украину Специальную мониторинговую миссию, состоящую из гражданских невооруженных наблюдателей.
(С сайта ОБСЕ):
Миссия была размещена в связи с обращением правительства Украины к ОБСЕ и решением всех 57 государств-участников ОБСЕ.
Цели работы миссии – это сбор информации, отчет о ситуации с безопасностью и установление фактов, в частности, о конкретных происшествиях и событиях на местах. Наблюдатели миссии общаются с различными группами населения – с представителями власти на всех уровнях, гражданского общества, этнических и религиозных групп и местных общин.
Основная задача миссии – помочь Украине снизить уровень напряженности и способствовать диалогу между всеми сторонами.
На данный момент миссия состоит из более 700 гражданских невооруженных наблюдателей из более чем 40 государств-участников ОБСЕ. Также в миссии работают сотрудники из Украины, которые занимают должности переводчиков, советников и административного персонала
Миссия начала работу 21 марта 2014 года. В феврале 2016 ее мандат был продлен до 31 марта 2017 года. В дальнейшем, при необходимости, его могут продлить.
39. Интеграционные процессы в АТР: деятельность АТЭС 1989-2015 гг.; планы создания ТПП
АТЭС – Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество:
Создан в 1989 г. по инициативе премьера Австралии, за которым стояли США (стремление укрепить позиции в АТР).
Состав: сначала 13 стран, затем 21 страна и территория (экономики) – Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (Специальный административный район, Китай), Индонезия, Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Республика Корея, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония.
Почему "экономики", а не государства?
1) изначально акцент на экономическом сотрудничестве;
2) в состав входят 2 территории, которые не являются государствами
(Гонконг и Тайвань).
Цели деятельности:
2) содействие экономическому росту стран;
3) укрепление многосторонней системы торговли;
4) проведение торговой и инвестиционной либерализации.
Основные направления деятельности форума:
1) либерализация торговли и инвестиций;
2) содействие бизнесу;
3) развитие экономического и технического сотрудничества.
Основные принципы деятельности АТЭС:
1) недискриминация;
2) соответствие нормам ВТО;
3) стэндстил (неповышение уровня протекционизма против того уровня, который был достигнут на момент вступления страны в АТЭС);
4) дифференцированные сроки либерализации – ускоренная либерализация для развитых стран, более медленная для развивающихся государств;
5) синхронное начало – все страны проводят меры по либерализации, начиная с одной даты;
6) невзаимность – развивающимся странам предоставляются преференции, а они не обязаны их предоставлять развитым государствам;
7) добровольность.
В регионе продолжается активное формирование интеграционных объединений, ЗСТ и соглашений об экономическом партнерстве. Среди прочих стоит отметить Транстихоокеанское партнерство (ТТП), с участием 9 стран: США, Австралии, Перу, Вьетнама, Малайзии, Сингапура, Брунея, Новой Зеландии и Чили. Это соглашение может стать хорошим примером либерализации для других стран АТЭС (особенно в случае присоединения Китая и Японии). Развитие права, норм и механизмов регулирования МО в АТР, как и в других регионах мира, связано с такими организациями как: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), АСЕАН региональный форум (АРФ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др. Несмотря на сохранение дезинтегрирующих факторов (неоднородность региона, серьезные различия в уровне экономического различия, территориальные споры, Корейская проблема, терроризм и др.), есть перспективы формирования общерегиональной ЗСТ в АТР, чему способствуют такие факторы, как:
· ведущая и признанная роль АТЭС как единственной многосторонней межправительственной структуры в регионе;
· неуклонное повышение роли азиатских государств в мировой экономике благодаря динамичным темпам роста (более динамичные темпы роста среднедушевого ВВП чем в среднем по миру);
· стремление на коллективной основе защитить национальные экономики от финансовых потрясений;
· высокая плотность ЗСТ в расчете на каждое государство в Восточной Азии;
· интерес ведущих держав – США, Японии, Китая – по укреплению своей роли и влияния в регионе;
Сегодня в составе АТЭС 21 участник (19 стран и 2 территории – Гонконг и Тайвань). Первоначально в состав АТЭС вошло 12 стран – 6 развитых (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся – из АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). В 1993 вступили КНР, Гонконг, в 1994 – Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1995 – Чили, а в 1997 – Тайвань. В 1998 – Россия, Вьетнам и Перу, и был введен мораторий на дальнейшее расширение. Сегодня на долю участников АСЕАН пригодится около 40% населения планеты, а совокупный ВВП составляет около 60% мирового ВВП, на них же приходится и 50% мировой торговли.
Цели (согласно декларации, подписанной в 1991г. в Сеуле):
· поддержание экономического роста региона
· усиление взаимной торговли
· ликвидация ограничений на передвижение товаров, услуг и капиталов согласно нормам ГАТТ/ВТО
Приоритетные сферы деятельности:
· торговые тарифы;
· нетарифные меры регулирования взаимной торговли;
· международные услуги;
· международные инвестиции (стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций);
· таможенные процедуры;
· права интеллектуальной собственности;
· конкурентная политика;
· посредничество в спорах;
· внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;
· сбор и анализ информации.
Стремясь создать свободную зону инвестиций, участники АТЭС: сокращают число отраслей, закрытых для прямых зарубежных инвестиций, упрощают визовый режим для предпринимателей, обеспечивают доступ к экономической информации.
Основным принципами работы являются:
1. Сотрудничество только в экономической сфере. С самого начала АТЭС рассматривал себя не как политически сплоченную группировку стран, а как свободную «совокупность экономик».
2. Почти полное отсутствие специального административного аппарата. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц. Главными рабочими органами АТЭС являются Деловой консультационный совет, три комитета экспертов и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
3. Отказ от принуждения, примат добровольности. АТЭС работает только на основе консультаций и достижения консенсуса.
4. Приоритетное внимание к информационному обмену, прежде всего, информацией о бизнес-проектах стран-участниц.
5. Отказ от жесткого планирования перспектив эволюции Форума.
В 1994 г. на очередном саммите в индонезийском городе Богор принята Богорская декларация, поставившая т.н. Богорскую цель.
Богорские цели (1994 г.) включают:
· достижение свободной и открытой торговли и инвестиций в АТР для развитых стран к 2010 г. и для развивающихся государств к 2020 г.;
· содействие торговле и инвестициям; активизация взаимного экономического сотрудничества.
· В качестве особых мер определено прогрессивное снижение ставок таможенных пошлин, нетарифных ограничений и ограничений в торговле услугами.
Совещание АТЭС 2007 года лидеров состоялась в Сиднее (Австралия). Политические лидеры договорились о "желаемой цели" – снижение энергоемкости производства на 25%. В 2008 году саммит лидеров АТЭС проходил в Перу под девизом «К решению новых задач в интересах развития АТР». Приоритетом стало сокращение разрыва между развитыми и развивающимися экономиками, обсуждались также проблемы глобальной экономики и борьба с мировым финансовым кризисом.
В 2012 году саммит прошел в России (во Владивостоке), итогом саммита АТЭС-2012 стала совместная декларация, которая конкретизирует меры по использованию достижений экономик региона в реализации приоритетов АТЭС, обозначенных ключевыми на 2012 год:
· либерализация торговли и инвестиций, региональная экономическая интеграция;
· укрепление продовольственной безопасности;
· формирование надёжных транспортно-логистических цепочек;
· интенсивное взаимодействие для укрепления инновационного роста.
США решили повысить свое влияние в АТЭС на основе инициирования новой концепции. В 2004 они предложили этот проект Консультативному совету АТЭС, а тот предложил ее очередному саммиту АТЭС. Консенсус тогда не был достигнут, проект не удалось включить в повестку дня саммита ни в 2004, ни в 2005. В 2006 в рамках Ханойского саммита концепция была утверждена (создание ЗСТ к 2020 г. с учетом достижений в рамках Богорской цели). Было предложено содействовать формированию зоны свободной торговли в рамках одного из двух региональных интеграционных объединений – Транстихоокеанского стратегического экономического партнерства (ТПП, предложение США) или Восточно-азиатского экономического сообщества (ВАЭС, предложение Китая (АСЕАН+3) и Японии (АСЕАН+6)).
Основные инструменты:
1. Транстихоокеанское стратегическое экономическое партнерство (ТПП – Транстихоокеанское партнерство)
2. Региональное соглашение о комплексном экономическое партнерстве в Восточной Азии.
Членство в ТПП (12 стран – США, Канада, Чили, Перу, Мексика и еще 7 стран, которые входят в переговорный процесс по подписанию РСЕП –Австралия, Япония, НЗ, Бруней, Малайзия, Сингапур, Вьетнам).
РСЕП (проект о Региональном комплексном экономическом партнерстве, ранее – ВАЭС) – 16 стран, которые основали ВАС и Китай, Индия, Корея, Лаос, Мьянма, Филиппины, Таиланд, Камбоджа.
Предложение о создании ТТП было выдвинуто в 2003 году тремя странами — Новой Зеландией, Сингапуром и Чили. В 2005 году участником стал Бруней, в том же году четыре страны подписали соглашение об учреждении ТТП, вступившее в силу в 2006 году.
В соглашении об учреждении ТТП было заявлено, что его участники создали, в соответствии с нормами ВТО, зону свободной торговли.
С 2010 года по сентябрь 2013 года страны провели 19 раундов официальных переговоров по проекту соглашения о ТТП. 5 октября 2015 года в Атланте (США) было достигнуто соглашение по Транстихоокеанскому партнёрству между 12 странами: США, Япония, Малайзия, Вьетнам, Сингапур, Бруней, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Мексика, Чили и Перу. Эти же страны 4 февраля 2016 года подписали соглашение о создании партнёрства; договор вступит в силу после ратификации всеми членами, на что может уйти до двух лет.
Основные направления ТПП
1) предоставление сторонам национального режима, за исключением сферы культуры;
2) либерализация таможенного регулирования;
3) запрет на экспортное субсидирование сельскохозяйственной продукции;
4) использование международных стандартов в целях сокращения влияния технических барьеров;
5) инвестиции: гарантирование от национализации, разработка предсказуемых инвестиционных правил;
6) услуги: укрепление обязательств стран по либерализации сферы услуг и охват практически всех видов услуг;
7) обязательства по доступу на рынки финансовых услуг, ограничение дискриминации на национальных рынках.
Прежде всего, это соглашение отражает интересы американского бизнеса.
По данным The Wall Street Journal, сторонам удалось достичь компромисса в сфере торгового сотрудничества, по охране интеллектуальной собственности в области фармпрепаратов, а также о правилах автомобильной сборки и торговле молочными продуктами. Что касается вопроса о сроках патентной защиты в Соединенных Штатах новых биологических препаратов, то США пошли навстречу Австралии и согласились на сокращение сроков. Кроме того, в результате переговоров крупнейший экспортер молочных продуктов – Новая Зеландия, добилась облегченного доступа на североамериканский рынок, в то время как американские производители – на сельскохозяйственный рынок Японии.