Организационная и концептуальная трансформация НАГО в 1991-2016 гг. Стратегические концепции НАТО 1999 и 2010 гг.

Начало процесса адаптации НАТО к новым политическим реалиям было положено Лондонской сессией Совета НАТО на высшем уровне летом 1990 года.Там была принята Декларация, в которой главы государств и правительств объявили о серьезных мерах по преобразованию Североатлантического Союза с учетом новой обстановки в сфере безопасности и прекращения конфронтации между Востоком и Западом. Положения Лондонской декларации получили дальнейшее развитие на Копенгагенской встрече министров иностранных дел (летом 1991 г.), на встрече на высшем уровне в Риме в 1991 году, где была принята новая стратегическая концепция альянса.

Североатлантический союз попытался также найти ответ на ситуацию, сложившуюся в результате распада ОВД - был создан Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), на смену которому потом пришел Совет евроатлантического партнерства (СЕАП). Идея создания ССАС была выдвинута на встрече в верхах НАТО в Риме в ноябре 1991 г., инаугурационное заседание ССАС прошло уже в декабре 1991 года.
ССАС сыграл существенную роль в отходе от конфронтации периода "холодной войны" и содействовал развитию новой архитектуры безопасности Европы, строящейся на основе сотрудничества. Его первоначальной целью, как указывалось в коммюнике саммита НАТО в Риме, было "развивать институционализированные отношения сотрудничества и консультаций по вопросам политики и безопасности"

С окончанием "холодной войны" Европа уже не стояла перед угрозой войны между блоками – НАТО и ОВД. Поэтому в 1990-92 гг. началась реорганизация военных структур Североатлантического союза с тем, чтобы приспособить их к новым задачам, связанным с реализацией антикризисной стратегии. В течение первых шести лет 90-х годов военные расходы союзников по НАТО сократились на 22%; численность военного персонала сократилась на 24%; обычных вооружений - на 36,6%; что касается ядерных вооружений, то с 1991 г. по 1993 г. НАТО их сократила на 80%

Были произведены значительные сокращения численности войск, находящихся в состоянии высокой боевой готовности. Вооруженные силы также были отведены от старых линий противостояния и передислоцированы: например, вооруженные силы США в Европе подверглись сокращению на 2/3, а большая часть союзных войск, ранее размещенных в Германии, теперь покинула эту страну. Было принято решение об усовершенствовании командной структуры - количество командований сокращается с 60 до 25.

В январе 1994г. была одобрена концепция многонациональных оперативных сил (МОС), предусматривающая возможность формирования коалиционных сил для проведения операций с участием стран НАТО, ЗЕС, а также государств, не являющихся членами данных союзов.

После активного диалога по вопросам членства с заинтересованными партнерами, на основе выводов "Исследования НАТО по вопросам расширения" 1995 года, на Мадридской встрече в июле 1997 года руководители НАТО пригласили Венгрию, Польшу и Чешскую Республику начать переговоры о вступлении в НАТО. За переговорами о присоединении к договору последовало подписание, а затем и ратификация протоколов о присоединении. 12 марта 1999 г. состоялось официальное присоединение к договору трех новых членов.

апрель 1999 г.принятие новой стратегической концепции НАТО:

o оборонительный характер союза и его готовность к укреплению сотрудничества с новыми партнерами;

o отмечается опасность появления очагов нестабильности в евро-атлантическом регионе и за его пределами,

o ставится задача быть готовыми к проведению операций по реагированию на кризисы за пределами территории государств-членов НАТО, а также к участию в мерах по поддержанию международного мира и безопасности, принимаемых другими межгосударственными организациями,

o под влиянием косовского кризиса 1999 г. ряд европейских государств воспрепятствовали фиксации в новой стратегической концепции безусловной претензии НАТО на проведение подобных операций без санкции Совета Безопасности ООН или ОБСЕ,

o подчеркивается главенствующая роль Совбеза ООН в поддержании международного мира и безопасности,

o подчёркивается значительная роль ОБСЕ в содействии миру и стабильности, укреплении безопасности, основанной на сотрудничестве, осуществлении превентивной дипломатии, предотвращении конфликтов, регулировании кризисов и постконфликтном восстановлении.

Новые угрозы безопасности, особенно после терактов 11 сентября, опыт НАТО в области кризисного регулирования на Балканах и в Афганистане, а также ценность совместной работы с партнерами во всем мире – все это подтолкнуло НАТО к переоценке своего стратегического построения. С момента своего создания НАТО периодически пересматривает свои цели и задачи с учетом изменения стратегической обстановки.

Особенность начала 2000х — уменьшение вероятности проведения кампаний всеми странами вместе. В связи с этим возрастает возможность действия нескольких стран от имени НАТО и по еѐ мандату, фактически самостоятельных от альянса.

Тенденция началась с операции «Лис в пустыне» (Ирак, 1998; основные участники — США и Великобритания), закреплена второй афганской войной. То же — при подготовке операции в Ираке 2003г.

Расширение НАТО:

2002, Прага: приглашение о вступлении в альянс 7 странам (Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия, Эстония). Официально стали членами НАТО в марте 2004г. 2009 — Хорватия, Албания. Всего в НАТО 28 стран.

Украина и Грузия – участники «ускоренного диалога». В 2012 году, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, находясь в Тбилиси, заявил, что Грузия близка к альянсу как никогда.

Стратегическая концепция НАТО 2010 г. – это третья ее концепция со времен холодной войны. Последние две были приняты в 1991 г, когда распадался СССР, и в 1999, когда НАТО вмешалось в события в Югославии, что стало его первым серьезным применением военной силы. Предыдущие стратегические концепции были приняты в 1949, 1952, 1957 и 1968 гг., они служили для укрепления основной миссии НАТО, а именно, держать Советы в страхе.

Концепция называлась: «Активное вовлечение, новая защита» (Active Engagement and Modern Defence): 1) глобальная роль — предотвращать кризисный ситуации, урегулировать конфликты, стабилизировать ситуацию в постконфликтный период. Т. о. НАТО берёт на себя все аспекты безопасности, что ставит под вопрос смысл деятельности ОБСЕ.

· В качестве самых важных партнёров обозначены ООН, ЕС

· Главная цель - «гарантировать свободу и безопасность всём членам НАТО политическими и военными средствами»

· 3 главные задачи: коллективная оборона, кризисное регулирование, безопасность на основе сотрудничества

· коллективная оборона понимается как защита не только от самой агрессии, но и от угрозы агрессии, новых вызовов безопасности (ЯО, терроризм, нестабильность за пределами НАТО, кибератаки, защита транспортировки энергоносителей, нехватка питьевой воды, перебои с поставками энергоресурсов). Обеспокоенность вызывают КНДР, Иран (распространение ОМУ и ракетных технологий), Сомали (пиратство).

· кризисное регулирование «до, во время и после конфликтов»

· безопасность на основе сотрудничества: расширение м/н базы за счёт партнёрства со странами и м/н организациями

· п.33: «НАТО не представляет собой угрозы для РФ», выражается готовность к сотрудничеству с РФ: по борьбе с м/н терроризмом, наркобизнесом, пиратством.

· Существует цель достижения «глобального ядерного нуля». Но пока ЯО есть не только в НАТО, то страны-члены будут сохранять своё оружие.

· Новые темы: информационная безопасность, энергетическая безопасность.

Саммиты:

2002, Пражский саммит. 1) Создание сил быстрого реагирования, имеющих высокотехнологичный характер (25 тыс чел, должны быть готовы в течение 5 — 30 дней после принятия решения; отправка в любую точку мира). 2) переход от защиты территории к защите интересов, 3) принята концепция «открытых дверей» по расширению.

2006, Рижский саммит. Впервые озвучена идея «энергетической безопасности»: приравнять использование «энергетического оружия» к военному нападению (например, приостановка поставок ресурсов), крайне опасна для РФ.

2008, Бухарест. 1) поставлена задача превращения из региональной организации в глобальную; 2) заявлено о подготовке новой стратегии; 3) обсуждалось вступление Украины и Грузии.

2010, Лиссабон. 1) Принята новая стратегическая концепция «Активное вовлечение, новая защита»

(Active Engagement and Modern Defence) 2) глобальная роль НАТО. 3) Самые важные партнёры — ООН, ЕС. 4) Главная цель - «гарантировать свободу и безопасность всем членам НАТО политическими и военными средствами» 5) 3 главные задачи: коллективная оборона, кризисное регулирование, безопасность на основе сотрудничества. 6) «НАТО не представляет собой угрозу для РФ» - п. 33

2012, Чикаго. Основная тема – вывод войск из Афганистана (запланирован на 2014). обсуждался вопрос создания системы ПРО в Европе. Объявлено о завершении «первой стадии» строительства системы ПРО. Выслушана и позиция России по этому вопросу, но письменных гарантий РФ, на которых она настаивает, не дали.

2014, Ньюпорт. Было принято решение о создании сил быстрого реагирования в составе примерно 4000 человек, предназначенных для быстрой реакции, в случае нападения России на какую-либо из стран НАТО. Основную базу и командный центр сил планируется разместить в Великобритании. Планируемый срок переброски и развертывания частей в странах, граничащих с Россией (Польша, Прибалтика), не превышает 48 часов. Состоялось заседание Комиссии Украина — НАТО. На этой встрече с участием президента Украины обсуждались вопросы улучшения сотрудничества между НАТО и Украиной


Наши рекомендации