Формирование, развитие и расширение Европейского союза. Влияние этого процесса на формирование современной системы межгосударственных отношений в Европе
Обстановка в мире. На рубеже 1980-х и 1990-х годов в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а затем в СССР рухнул социализм, после чего распался и сам Советский Союз. Эти события круто изменили ход мировой истории. В Европе остался один военно-политический блок — НАТО, один центр экономической силы, стабильности и притяжения — европейские сообщества. Все это создавало максимально благоприятные условия для того, чтобы вывести интеграцию на более высокую ступень и распространить ее на бывшие страны советского блока.
Основные договоры и документы. В феврале 1986 г. государства — члены ЕС подписали Единый европейский акт (ЕЕА), вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Его главной задачей было создание к декабрю 1992 г. единого внутреннего рынка товаров, услуг, капиталов и лиц. Таким образом, ЕС вернулось к долгосрочной цели, сформулированной еще в Римском договоре.
Акт наделил Сообщество новыми функциями: было решено начать политику социально-экономического сплочения стран ЕС, а также научно-техническую и экологическую политику. Документ зафиксировал юридический статус Европейского политического сотрудничества, в рамках которого проводилась координация внешнеполитических действий стран-членов.
В ЕЕА впервые после 1969—1970 гг. было заявлено, что Европейское сообщество ставит своей целью создание экономического и валютного союза.
Акт узаконил сложившуюся практику регулярных встреч глав государств и правительств стран ЕС. Таким образом, Европейский совет официально стал еще одним органом ЕС. Были расширены полномочия Суда ЕС и учрежден новый орган — Суд первой инстанции, призванный разгрузить Суд ЕС. Расширились полномочия Совета (министров) и Европейского парламента. Чтобы улучшить работу органов ЕС, были упрощены некоторые процедуры и расширен круг вопросов, решения по которым могут приниматься большинством голосов, а не единогласно.
Договор о Европейском Союзе (неофициально Маастрихтский договор) был подписан 7 февраля 1992 г. в голландском городе Маастрихте и вступил в силу 1 ноября 1993 г. С тех пор ЕС функционирует на основе двух главных актов — Договора о ЕЭС и Договора о Европейском Союзе. Все последующие договоры (Амстердамский, Ниццкий и Лиссабонский) только вносили поправки в оба эти акта, но не создавали новых.
В соответствии с Договором о Европейском Союзе Сообщество получило новое название, соответствующее более высокому уровню интеграции.
Маастрихтский договор создал систему трех «опор». Первую составили три сообщества (ЕОУС, Евратом и ЕЭС), вторую — Общая внешняя политика и политика безопасности, третью — внутренние дела и юстиция. Первая «опора» включила все традиционные области интеграции, преимущественно экономической, где Сообщество сильно продвинулось вперед, и где значительная часть компетенций уже была передана на наднациональный уровень. Поэтому в данной «опоре» решения по вопросам принимаются преимущественно на основе коммунитарного метода — институтами сообществ и подлежат контролю со стороны Суда ЕС. Во второй и третьей «опорах» решения принимаются странами ЕС на основе межправительственного сотрудничества, ответственность за их выполнение несут сами государства.
Ключевой задачей ЕС Договор провозгласил создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой европейской валюты, что вывело бы экономическую интеграцию на самую высокую — четвертую — стадию. В ходе согласования договора Великобритания и Дания оговорили свое право не переходить к будущей единой валюте.
В специальном разделе устанавливались правила разработки и реализации общей экономической политики, утверждались устав Европейского центрального банка и его функции, определялись критерии, необходимые для вступления страны в валютный союз (критерии конвергенции, или маастрихтские критерии).
Маастрихтский договор открывал новые горизонты и для политической интеграции. Здесь планировалось перейти от координации внешней политики государств — членов ЕС к общей внешней политике и политике безопасности (ОВПБ). Для этого вводилось две новых формы взаимодействия: общие позиции ЕС (принимаемые по актуальным международным вопросам) и совместные действия государств — членов ЕС (в форме гуманитарных миссий и военных операций в третьих странах). Государства-члены сохранили свои суверенные права в данной области, но одновременно обязались воздерживаться от любых действий, противоречащих интересам Союза и ослабляющих его сплоченность.
Договор предусматривал более тесное межправительственное сотрудничество в области правосудия и внутренних дел. Особое внимание было уделено вопросам регулирования иммиграции и предоставления убежища. Для борьбы с организованной преступностью и наркоторговлей создавалось европейское полицейское ведомство — Европол. Впервые вводилось гражданство ЕС. Оно позволяло каждому гражданину Союза проживать в любой его стране. Гражданам государств-членов независимо от того, где на территории ЕС они находились, было предоставлено право избирать и быть избранными в местные органы власти и в Европейский парламент. Расширялись полномочия ЕС в защите прав и интересов граждан. Вводился институт омбудсмена — уполномоченного ЕС по правам человека.
Новые полномочия появились и у Европейского парламента. В частности, была введена процедура «совместного принятия решений», предусматривавшая возможность третьего чтения при наличии разногласий между Парламентом и Советом и право Парламента заблокировать принятие решения.
Компетенция ЕС распространилась на новые области — защиту прав потребителей, здравоохранение, транспорт, образование. Расширилась его компетенция в сфере социальной политики.
Амстердамский договор был подписан в столице Нидерландов 2 октября 1997 г. Он представлял собой скорректированный и расширенный вариант Маастрихтского договора. Наиболее существенные изменения произошли в сфере внутренних дел и юстиции. Вопросы визового контроля, предоставления убежища, иммиграции, охраны внешних границ, а также правового сотрудничества по гражданским делам (например, браки, разводы, алименты, родительские права) были переведены из третьей «опоры» в первую, т.е. они перешли из сферы межправительственного сотрудничества в сферу компетенции Сообществ. В третьей «опоре» остались уголовно-правовое сотрудничество, полицейское сотрудничество и сотрудничество таможенных служб стран ЕС.
В право ЕС были включены шенгенские правила (об отмене контроля на внутренних границах и охране внешних границ), которые ранее действовали автономно и оставались вне его юрисдикции. Теперь каждая страна ЕС, имеющая внешнюю границу, охраняет свой участок в соответствии с общими правилами.
Амстердамский договор расширил раздел Маастрихтского договора, посвященный ОВПБ. Он определил механизмы ее осуществления и учредил пост Генерального секретаря Европейского совета / Высокого представителя по ОВПБ, которому дано право представлять Европейский совет в переговорах с третьими сторонами.
В очередной раз были увеличены полномочия Европейского парламента, расширен перечень вопросов, решения по которым принимаются большинством голосов.
Ниццкий договор был подписан главами государств и правительств сначала 11 декабря 2000 г., а потом (в окончательной версии) 26 февраля 2002 г. во французском городе Ницца. Он вступил в силу с 1 февраля 2003 г. Данный договор, как и Амстердамский, явился модификацией Маастрихтского договора, причем также не до конца успешной. Давно запланированная реформа институтов снова была проведена в урезанном виде.
Договор решил вопросы, без которых Союз не мог приступить к расширению на Восток. Он определил новые квоты для действующих и будущих государств-членов в Совете ЕС и Европарламенте. При голосовании квалифицированным большинством в Совете был введен принцип двойного большинства. Он потребовался для того чтобы малые страны (число которых резко увеличивалось) не могли блокировать в Совете решения, отвечающие интересам основного состава ЕС.
Принцип двойного большинства предписал учитывать не только число голосов, поданных против проекта, но и численность населения в этих странах. Кроме того, были снова расширены полномочия Европейского парламента.
Внутренняя политика. Июнь 1985 г. – Комиссия направила Европейскому совету Белую книгу (около 300 актов, расписанных по годам, которые необходимо принять на уроне ЕС и включать в национальное законодательство) «О завершении строительства внутреннего рынка». Задача – создание единого экономического пространства «четырёх свобод.