Постсоветское пространство в системе международных отношений
Прекращение существования СССР => появление на пространстве Евразии относительно устойчивого постсоветского региона. Три субрегиональных компонента:
1. Центральноазиатский. Все больше по своим параметрам смешается к региону Южной Азии. «Страной-шарниром», удерживающим этот компонент внутри постсоветского ареала, является Казахстан. Важнейшими внешними факторами для этой подсистемы являются политика Китая и нестабильность в Афганистане.
2. Закавказский. Имеет серьезный центростремительный потенциал по отношению к постсоветскому ареалу в целом. Развитые внутренние, в том числе конфликтные, связи и с уравновешенными внешними влияниями. Наличие трех частично признанных/непризнанных образований —Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха.
3. Восточноевропейский. Россия также отчасти выступает в качестве внутреннего актора этой системы. Принципиальную роль в восточноевропейском компоненте играет Украина. Восточноевропейский компонент в значительной степени развивается при параллельном воздействия политики России и ЕС.Находится на стыке двух региональных подсистем — европейской и постсоветской.
Две принципиальные фазы развития этой системы — фаза становления и консолидации региональной системы и фаза прекращения консолидации и структурной перестройки, ведущей к оформлению все более самостоятельных субрегиональных компонентов. Переходный период между двумя этими фазами охватывает 2004-2008 гг. Началом перехода от одной фазе к другой можно считать «оранжевую революцию» на Украине, а завершением — августовский конфликт в Закавказье, который привел к фиксации новых реалий на постсоветском пространстве.
8 декабря 1991 - Беловежское соглашение. Лидеры РСФСР, Украинской и Белорусской ССР зафиксировали намерение создать СНГ.
21 декабря 1991 - в Алма-Ате 8республик бывшего СССР подписали протокол о присоединении к Беловежским соглашениям. Лидеры 11 республик (без Прибалтики и Грузии) подписали Алма-Атинскую декларацию, в которой зафиксировали намерение создать институциональную структуру СНГ. +договорились сохранить объединенное командование стратегическими силами и единый контроль над ЯО.
Вместе с тем лидеры бывших сов. республик заявили о намерении создать нац. вооруженные силы. Российское руководство стремилось сохранить единую систему военной безопасности в СНГ=> Май 1992 - Договор о коллективной безопасности(Арм., Бел., Каз., Кирг., Россия., Тадж., Узб., позже присоединились Азерб и Грузия). Ст. 4 - нападение на одну из стран-участниц будет рассматриваться как агрессия против них всех.
Из Договора вышли Аз., Грузия и Узб. Украина практически приостановила взаимодействие со странами-участницами ДКБ. Российская сторона стала разрабатывать меры по усилению Договора. Толчок - появление американского военного присутствия в ЦА.
2002 - Арм., Бел., Каз., Кирг., Россия и Тадж. заявили о намерении создать ОДКБ и подписали проект ее устава. В 2006 - присоединился Узб.
2009 - созданы Коллективные силы оперативного реагирования. Для отражения военной агрессии, проведения спецоперацй в борьбе с терроризмом и экстремизмом, оргпреступностью, ликвидации последствий ЧС.
2010- свержение президента Бакиева в Киргизии. Новый президент Отунбаева обратилась к Медведеву с просьбой ввести КСОР. Страны ОДКБ отказались принять такое решение. Узбекистанвозобновил военное сотрудничество в США и в 2012 вышел и ОДКБ.
1993- Договор о создании экономического союза. 1994- договор о создании ЗСТ, но оба в действие не вступили. Большинство стран СНГ в первой половине 90-х осуществляли выход из рублевой зоны.
В январе 1994 вступил в силу Устав СНГ.Органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея СНГ (призвана координировать законодательную политику стран-членов), Исполнительный секретариат (в 1999 - создан Исполнительный комитет, но уже без права законодательной инициативы).
1997 - Саммит глав гос-в в Москве. Ельцин презентовал стратегию экономической интеграции в рамках Содружества. Принята десятилетняя стратегия экономического развития СНГ. Идея "разноуровневой и многоскоростной интеграции".
1997 - Кишиневский саммит. Беларусь, Грузия и Казахстан выступили с критикой СНГ.
Фактически с конца 1997 пространство СНГ распалось на три группы стран, ориентированных на:
· развитие интеграционных проектов с Россией в той или иной форме (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Самый яркий пример - Беларусь. 1999 - Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии (каждая сторона сохранила свой суверенитет, речь шла о создании интеграционного объединения, в рамках которого страны координировали бы свою политику в различных сферах). Но есть и противоречия: (1) введение единой валюты (Бел. настаивала на создании двух эмиссионных центров, а не одного); (2) принятие бюджета (РФ - распределять голоса в зависимости от ВВП, Бел. - это неравноправно); (3) цена на российский газ. В целом сохранили союзнический вектор отношений.
· балансирование между Россией и другими центрами силы (Узбекистан, Туркмения, Армения)
· максимальное дистанцирование от Москвы и блокировка российских интеграционных проектов в СНГ, усиление партнерства с США и НАТО. "Консультативный форум" - ГУАМ (Груз., Укр., Азерб., Молд.) существовал с 1997 года. С 1999 по 2002в нее входил Узбекистан. США проявили к ним интерес. Американские научные фонды выделяли гранты на формирование новых политиков и экспертов. Результатом стало появление молодой прослойки общественных деятелей , которые взяли курс на смещение советских элит соответствующих республик. Это нашло свое выражение в форме "цветных революций": революция роз в Грузии (2003), оранжевая революция на Украине (2004), тюльпановая революция в Киргизии (2005). Результат - усиление ГУАМ. 2006 - саммит ГУАМ, протокол о создании ЗСТ, декларация о созданииОрганизация за демократию и экономическое развитие - ГУАМ.С 2007 темп развития организации стал падать. Во многом связано с отказом Азерб., поддерживать наиболее жесткие шаги организации. После смены руководства в Грузии и Укр. деятельность ГУАМ фактически остановилась.
После прихода Путина к власти Россия взяла курс на расширение интеграции в СНГ.Окт. 2000 в Астане подписан Договор об учреждение ЕврАзЭс (Арм., Бел., Каз., Кирг,. Россия и Тадж.)Задача - завершение формирования ЗСТ, введение общего таможенного тарифа.
2003 - Россия, Бел., Каз., Украина подписали соглашение о формировании Единого экономического пространства. После Оранжевой революции политика Киева изменилась, и Украина фактически вышла из плана ЕЭП.
Было решено создать ТС и ЕЭП в рамках 3-х наиболее развитых государств с последующим присоединением остальных стран-участниц. => 2007 - Бел., Каз., Россия подписали договор о создании единой таможенной территории и формировании ТС.
В начале 2010-х в России усилились настроения в пользу развития интеграции на постсоветском пространстве. Такой формой стал проект Евразийского союза. Впервые его презентовал еще Назарбаев в 1994 году. В 2011 проект был реанимирован Путиным. Речь шла о создании более интегрированного объединения. 2012 - вступили в силу соглашения о создании Единого экономического пространства в рамках ТС.