Стратегия национальной безопасности для нового тысячелетия 1999 г.

Региональная политика Соединенных Штатов определялась экономическими интересами, и задачами безопасности.

Европа и Евразия.Цель американской политики - создание единой, демократической и безопасной Европы, в которой Россия должна стать полноправным членом. Экономическая политика в отношении европейских стран должна определяться новой трансатлантической стратегией, выдвинутой США на встрече в верхах в Мадриде в 1995 году и детально проработанной в 1996 году. США планировали сосредоточить свои усилия на снятии барьеров в торговле и распределении капиталовложений в рамках созданного Нового Трансатлантического Рынка.

НАТО - основа американского присутствия в Европе и участия в делах континента, краеугольный камень системы трансатлантической безопасности, гарант европейской демократии и основа европейской стабильности. Расширение НАТО - необходимый шаг для продвижения интересов США в Европе, снижения или исключения риска нестабильности в ее восточной части. Альянс должен создать гарантии того, что Европа не станет зоной противостояния или противоборства великих держав и сферой столкновения их интересов. Отрицалось, что расширение НАТО направлено на новый раздел Европы.

Россия не выделялась в отдельное региональное направление американской политики, а рассматривалась как одно из «новых независимых государств» (ННГ), отношения с которым в рамках двустороннего соглашения с НАТО объявлялись важными для европейской безопасности и ее бесконфликтного развития. Цели политики США в новых независимых государствах: уменьшение угрозы ядерной войны, распространения ОМУ; оказание помощи в развитии демократии и рыночной экономики; включение России, Украины и других ННГ в новую систему европейской безопасности; оказание помощи всем ННГ в разрешении этнических и региональных конфликтов. Поддерживая процесс европейской интеграции, США готовы развивать и поощрять любые двусторонние экономические связи с государствами, не входящими в ЕС. В качестве приоритета американской политики в ННГ и ЦВЕ объявлялось сокращение торговых барьеров и принятие России в ВТО. В целом политика США в странах СНГ и Балтии наделялась особым статусом. Объявлялось, что независимость, суверенитет и территориальная целостность, а также успех политических и экономических реформ в этих государствах представляют особую важность для американских интересов.

2) АТР: Сохранение в регионе 100-тысячного контингента войск для поддержания стабильности. Заинтересованность США в обеспечении динамичного развития стран АТР и поддержания многосторонней экономической кооперации. Отношения с Японией- краеугольный камень для выполнения общих задач по безопасности и поддержания стабильности и экономического процветания в АТР. Совместные усилия планировалось направить на предотвращение распространения ядерного оружия, обычных вооружений, способных дестабилизировать регион высоких технологий. Отношения между США и Японией в 21 веке должны основываться на открытой торговле между двумя странами и их сотрудничестве в решении международных проблем. Цели в отношениях с Китаем: поддержание стратегического диалога с учетом интересов обеих сторон; продолжение диалога по вопросу о проливах между Пекином и Тайбэйем; обеспечение условий, при которых КНР будет сохранять верность международным нормам нераспространения ядерного оружия; поддержка конструктивного участия Китая в осуществлении программы по обеспечению международной безопасности, его активного участия в региональных организациях. Корейский полуостров:в стратегических интересах США мирное разрешение корейского конфликта, укрепление связей с Северной Кореей, чтобы способствовать установлению нормальных отношений последней с другими странами региона с миром в целом. Северная Корея должна придерживаться режима нераспространения.

3) Западное полушарие:угрозу безопасности представляю такие проблемы, как транснациональная преступность, нелегальная иммиграция, отмывание денег и терроризм. Региональное сотрудничество в сфере безопасности ведётся посредством двусторонних и многосторонних переговоров в ОАГ. Латинская Америка – одна из самых быстроразвивающихся экономик в мире. США стремятся способствовать интеграции в регионе и свободному движению товаров и капиталов.

4) Ближний Восток (БВ), Северная Африка, Юго-Западная и Южная Азия (ЮА):США заявляют о своей приверженности ближневосточному мирному процессу и о своей ведущей роли в нем. США будут сдерживать угрозы, которые представляют собой Иран и Ирак и продолжат противостоять любой стране, которая будет передавать или продавать Ирану материалы и технологии, которые могут быть использованы для создания ОМУ. Также США окажут противодействие попыткам Ирана содействовать терроризму. В сфере энергетики США будут продолжать политику, направленную на снижение роли стран БВ, хотя этот регион и в будущем будет оставаться важным источником получения энергии (важный сдвиг в сторону других стран- поставщиков нефти - Венесуэлы, Канады, Мексики). В ЮА: США призывают Индию и Пакистан отказаться от проведений ядерных испытаний, присоединиться к ДВЗЯИ, возобновить диалог и ослабить напряжённость в регионе.

5) Африка: угрозы для безопасности представляют собой такие проблемы, как терроризм, оборот наркотиков, международная преступность, болезни. США заинтересованы в создании африканской безъядерной зоны. Ливия и Судан представляют угрозу региональной стабильности и национальной безопасности и интересам США. США намерены свести на нет попытки Ливии заполучить ОМУ и призывают её прекратить пособничество терроризму. США уверены, что стабильная, демократичная и процветающая Африка будет лучшим экономическим партнёром. Дальнейшее вовлечение Африки в мировую экономику приведёт к позитивным политическим и экономическим результатам, а также станет новым рынком для американского экспорта. Из документа о глобальной американской стратегии явствовало, что практически во всех регионах мира у США есть жизненно важные интересы, которые они готовы отстаивать как в союзе с другими странами, так и в одиночку, когда это потребуется.


Наши рекомендации