Глобализация и ее воздействие на международные отношения. Формирование структур глобального управления
Важнейшей характеристикой современного мирового развития являются процессы глобализации.
Плюсы:
· обретение системой МО новых качеств - глобальности, универсальности интересов (демократические ценности, рыночная экономика, плюрализм мнений, открытость общества).
· Целостность мира: увеличивается способность всего мира эффективно реагировать на наиболее важные проблемы для международно-политического развития в 21 в.
· Возрастающая взаимозависимость способствует преодолению расхождений между странами и выработке взаимоприемлемых решений.
Глобальная позитивная повестка дня:
· преодоление проблем бедности, голода, содействие социально- экономическому развитию наиболее отсталых стран и народов;
· поддержание экологического и климатического баланса, минимизация негативных воздействий на биосферу;
· решение крупнейших глобальных проблем в области экономики, науки, культуры, здравоохранения; предупреждение и минимизация последствий природных и техногенных катастроф, организация спасательных операций (в т.ч. и в гуманитарных целях);
· борьба с терроризмом, международной преступностью и другими проявлениями деструктивной активности;
· организация порядка на территориях, утративших политико- административную управляемость и оказавшихся во власти анархии.
Минусы:
· глобализация может проявляться в авторитарных и иерархических формах, которые используют наиболее развитые государства, преследуя свои интересы, что делает их еще более сильными, тогда как слабые обречены быть полностью зависимыми.
· Унификация и обезличенность, утрата индивидуальных особенностей, размывание самоидентичности, ослабление национально-государственных возможностей регулирования общества, опасения по поводу собственной конкурентоспособности.
· Все это может вызывать проявления самоизоляционизма, автаркии, протекционизма, что в долгосрочной перспективе будет означать для страны отставание в развитии.
· Некоторые страны вынуждены поддерживать линию на “защиту от глобализации”.
· Коллизия между глобализацией и самобытностью является одной из причин внутренней напряженности в современной международно-политической системе. Страны в отдельности, так же как и система МО в целом, пытаются сбалансировать оба фактора, совместить их в интересах поддержания устойчивого развития и международной стабильности.
· Кроме того, усиливая сотрудничество различных групп общества, глобализация расширяет возможности для развития элементов угрожающих всему международному сообществ: интенсификация деятельности наркобизнеса, террористических и радикальных организаций, в т.ч. занимающихся незаконной торговлей оружием. Огромные объемы информации, повышение “цены ошибки” вызывает определенную психологическую нагрузку.
В условиях глобализации необходимо скорректировать представление о функциональном предназначении международной системы: она должна решать сводить к общему знаменателю несовпадающие или расходящиеся интересы государств, не допускать столкновений между ними, чреватых серьезными катаклизмами, обеспечивать выход из конфликтных ситуаций.
Однако сегодня роль системы МО приобретает и более широкий характер, поскольку сюда добавляется новое качество - наличие глобальных проблем: не столько урегулирование споров, сколько определения совместной повестки дня. Минимизация разногласий - максимизация взаимного выигрыша, определение баланса интересов - выявление общих интересов. Само наличие общих проблем порождает нацеленность на то, чтобы решать их совместно - придавая международно-политической системе некий конструктивный стержень.
В общем плане вектор глобализации стремится к становлению глобального общества: формирование власти и о преобразование традиционных межгосударственых отношений во внутриобщественные, что возможно лишь в отдаленной перспективе.
Сегодня обнаруживаются лишь некоторые проявления этой тенденции:
· активизация наднациональных тенденций (прежде всего через передачу отдельных функций государства структурам более высокого уровня);
· дальнейшее становление элементов глобального права, транснациональной юстиции;
· расширение сферы деятельности межд неправительственных организаций, иных форматов многостороннего взаимодействия государств, которые формируют структуру глобального управления.
ООН остается организацией уникальной и незаменимой по своей роли:
· придает легитимность акциям международного сообщества, является источником международного права, объединяет практически все государства мира.
· Ее деятельность ведется в десятках различных направлений, многие из которых рассматриваются только в рамках ее институтов.
· Необходимость реформирования в условиях новой межд системы: расширение представительства в Совете Безопасности (с сохранением особых прав за 5 державами) и распространение деятельности ООН на новые сферы.
Другим важнейшим форматом стала Большая восьмерка (G8).
· Первоначально имела большое политическое значение.
· Несмотря на то, что повестка дня включает ключевые вопросы, воздействие G8 на международную систему сейчас весьма опосредованное - форум для обмена мнениями.
Отвечает новым реалиям Большая двадцатка (G20), появившаяся в контексте поиска выхода из глобального финансово-экономического кризиса 2009-2010 гг, и необходимостью формирования более репрезентативной организации. Но это опять же форум для обмена мнениями, а также выработки самого общего плана. Основное внимание лишь финансово-экономическим аспектам международного развития.
Европейский союз: пример успешной организации пространства в той части системы МО, являвшейся на протяжении столетий полем конфликтов и войн, а сегодня - зоной безопасности. Опыт интеграции востребован в других регионах мира (АСЕАН), но важны не сами экономические результаты, а возможность нейтрализации нестабильности в данном регионе.
Ряд монофункциональных наднациональных институтов: Международный суд – главный судебный орган ООН: по решению СБ ООН или на основе обращения заинтересованных сторон может рассматривать юридические споры между государствами, его решения обязательны для исполнения сторонами, признающими его юрисдикцию. В случае когда невыполнение решения Суда угрожает поддержанию мира и безопасности, гарантом выполнения решения выступает Совет Безопасности ООН. Международный уголовный суд в Гааге (договор о его создании вступил в силу в 2002 г.). Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге (с 1993 г.). Международный трибунал по Руанде в Аруше (с 1994 г.).
Др. межд организации: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - локализация эпидемий, их предотвращение, получение достоверной информации и беспрепятственный доступ к очагам заболеваний. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) –контроль соблюдения соответствующих международных соглашений и инспекции на национальных ядерных объектах (сейчас – с согласия соответствующих государств). Всемирная торговая организация (ВТО): имеет постоянно действующий апелляционный орган, решения которого обязательны. Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк (ВБ). Международная организация труд (МОТ): оценка практики и законодательства по трудовым стандартам, но не имеет возможности контролировать соблюдение трудового права (хотя уже существует Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций). Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Формирует структуру глобального управления и увеличение политического влияния предприятий (особенно ТНК) за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику.