Кому принадлежит высказывание: «Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса, ни сама Вселенная существовать не могут»?

а) Демосфен

б) Цицерон

в) Геродот

г) Сократ

д) Пифагор

22.Наиболее существенная кодификация римского права:

а) институции Гая

б) институции Ульпиана

в) свод Юстиниана

г) «Прохирон»

д) «Эклога»

23. В каком государстве появились самые древние Законы?:

а)законы Птахотепа

б) законы Шульги

в) законы Ману

г) законы - Хаммурапи

д) законы Шан Яна

24. Представители политико-правовой мысли Шумера и Вавилона:

а)Хаммурапи

б) Геродот

в) Сократ

г) Пифагор

д) Ману

25. Кому принадлежат слова: « Если знать не соблюдает этикет, ритуалы, традиции…то народом ей будет трудно управлять»:

а) Ирнерию

б) Конфуцию

в) Аристотелю

г) Цицерону

д) Модестину

26. Закон, который имеет моральный смысл: он раскрывает характер перерождений, каждое из которых представляет собой как бы расплату за предыдущую жизнь... Более низкое перерождение является наказанием за предыдущее зло - это:

а) санксара

б) карма

в) нирвана

г) дхарма

д) йога

27. Этот государственный деятель Древнего Рима утверждал, что «Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса... ни сама Вселенная существовать не могут»?

а) Сократ

б) Платон

в) Ликург

г) Аристотель

д) Цицерон

28. Кому принадлежит высказывание: «Политика – это знание и умение (искусство) управлять людьми»?:

а)Платону

б) Ликург

в) Аристотель

г) Цицерон

д) Сократ

29. Концепция «Исправления Имен» была выдвинута:

а) Конфуцием

б) Ликургом

в) Аристотелем

г) Цицероном

д) Сократом

30. Кто выдвинул концепцию круговорота (цикла) смены форм государства?:

а) Платон

б) Аристотель

в) Полибий

г) Цицерон

д) Сократ

Занятие 2

Дайте аргументированный ответ на следующие вопросы:

1.Можно ли утверждать, что идеальная аристократия Платона - это государство тотального подчинения личности государству, где личность еще не претендует на самоценность и полную автономию в поступках? Или утопия греческого мыслителя просто закрепляет привилегию личной свободы за высшими слоями общества? Аргументируйте свой ответ, обратив особое внимание на то, как вы интерпретируете понятие «свобода личности».

2.Анализируя проблему справедливости, Аристотель различает уравнивающую и распределяющую справедливость. Является ли распределяющая справедливость неотъемлемой чертой цивилизованного общества? Как распределяющая справедливость связана с системой культурных ценностей общества?

3.По мнению Аристотеля, земельная собственность должна давать преимущества в политической жизни. Является ли эта идея простой защитой интересов земельной аристократии или за ней стоят более глубокие интересы культурного плана? Аргументируйте свой ответ.

4.Сравните подходы Платона и Полибия к процессу деградации политических форм. Что объединяет и что отличает эти подходы? При подготовке ответа особое внимание обратите на характер оценочных критериев, используемых этими мыслителями.

5.В чем состоит юридическая доктрина смешанного государственного устройства? Как, судя по данным Полибия и Цицерона, она находила свое воплощение в Римской республике II века до н. э.?

6.Цицерон считал, что право и справедливость не зависят от мнения и усмотрения людей. Проанализируйте его взгляды на справедливость и право. Используя результаты Вашего анализа, дайте ответ на следующие вопросы:

а) возможно, ли избежать влияния господствующих в обществе мнений и предрассудков при определении справедливости, если она понимается как постигаемый разумом порядок?

в) что, помимо разума может стать основой понимания справедливости?

Укажите правильные ответы:

1. Закон есть выражение согласованной, «взаимной справедливости», сумма индивидуальных добродетелей, утверждали:

а) софисты

б) римские юристы

в) представители средневековой схоластики

г) представители средневековой патристики

2. Концепция «идеального государства» принадлежит:

а) Платону

б) Горгию

в) Протагору

г) Периклу

3. Платон считал, что идеальное государство как правление лучших- это:

а) олигархия

б) охлократия

в) демократия

г) аристократия

4. По мнению Аристотеля полития как лучшая форма государства соединяете себе лучшие стороны:

а) олигархии и тирании

б) олигархии и демократии

в) демократии и тирании

г) демократии и аристократии

5. Право Аристотель называл:

а) демократическим правом

б) политическим правом

в) аристократическим правом

г) олигархическим правом

6. Государство (respublica) как дело, достояние народа (res populi) определял:

а) Тит Лукреиий Кар

б) Аристотель

в) Ульпиаи

г) Цицерон

7. Все право на публичное и частное впервые предлагал разделить:

а) Цицерон

б) Гай

в) Модестин

г) Ульпиан

8. Какие Законы были созданы раньше других (отметьте их хронологическую последовательность):

а) Законы Ману

б) Законы 12 таблиц

в) Законы Драконта

г) Законы Хамураппи

д) Законы Солона

е) Законы Клисфена

9.Кто из государственных деятелей Древней Греции проводил в жизнь нравственные нормы, социальное равенство:

а) Клисфен

б) Тесей

в) Драконт

г) Солон

д) Ликург

10.Кто ввел термин «РЕСПУБЛИКА»:

а) Платон

б) Аристотель

в) Макиавелли

г) Цицерон

д) Монтескье

11. Кому принадлежит следующее изречение: «Нет города, где не обособились бы два начала: знать желает подчинять и угнетать народ, а народ не желает находиться в подчинении и угнетении»:

а) Макиавелли

б) Аристотель

в) Ульпиаи

г) Цицерон

д) Модестин

12.Кому принадлежит высказывание: «Я вижу близкую гибель того государства где ЗАКОН не имеет силы и находится под чьей-либо властью»:

а) Горгию

б) Протагору

в) Периклу

г) Платону

д) Макиавелли

13.Кто утверждал, что «единство государства подрывается, если есть крайности между бедностью и богатством»:

а) Ирнерий

б) Горгий

в) Аристотель

г) Перикл

д) Модестин

Наши рекомендации