Этические аспекты работы социальных служб
Социальные службы осуществляют свою деятельность в социальном контексте государственных и общественных организаций и институтов. По этому наряду с этическими стандартами взаимодействия социальных работников между собой и с клиентами встает вопрос об этике взаимодействия социальных служб между собой и со сторонними организациями и структурами, вопрос об этике взаимодействия системы социальной защиты с обществом и государством.
В этом случае целесообразно говорить об универсальных этических нормах взаимодействия, применяемых с учетом специфики социальных служб и системы социальной защиты как единого института, представляющего интересы как собственные, так и миллионов своих клиентов.
Сосредоточение только на внутренних аспектах деятельности в данном случае попросту невозможно, поскольку внешние контакты и связи служб социальной защиты также есть область интереса со стороны профессиональных социальных работников. Поскольку без них — без внешних связей — работа по социальной защите невозможна. Точно так же и клиент социальных служб не сводится к одной своей роли: круг его связей значительно шире. Для индивида роль клиента социальной службы — это всего лишь одна из многочисленных возможных социальных ролей. В обществе и семье, в ближайшем социальном окружении данный индивид может играть сколь угодно много социальных ролей, зависящих от внешних и внутренних обстоятельств.
Социальная работа является одним из социальных механизмов, обеспечивающих нормальное социальное функционирование личности. Более того, ее деятельность направлена в конечном счете на то, чтобы расширить круг социального общения клиента, активизировать его самостоятельность, т. е. на то, чтобы клиент социальной службы перестал им быть. Следовательно, в этом смысле конечным результатом социальной работы может являться только результат внешний — нормали-
зация социального функционирования клиентов. Этот результат не может не интересовать как конкретного социального работника, так и представляемую им социальную службу и институт социальной работы в целом.
Замкнутость в рамках собственных этических стандартов может также привести к тому, что социальные работники будут чувствовать себя «белыми воронами», людьми «не от мира сего», причем не в самом лучшем смысле этих выражений; так же они будут восприниматься и социальным окружением. Такая ситуация может привести к падению авторитета института социальной работы в глазах общества, к тому, что за социальными службами и их работниками закрепится «слава» людей оторванных от жизни, ничего не знающих о социальной повседневности, обычаях и нравах реального общества. Это, в свою очередь, может привести к пренебрежению нуждами социальной работы со стороны общества и государства, что первым делом отразится на положении клиентов, чьи интересы представляют социальные службы.
Тем не менее отказ от собственных этических стандартов может привести к тому, что социальная работа утратит своеобразные, специфические для нее ценности, что особенно опасно в период всеобщего падения нравственности. Перейдя на ставшие расхожими в последние годы утилитарные отношения, в ущерб собственным ценностным ориентациям, институт социальной работы прежде всего начнет заботиться о собственном благополучии и процветании, т. е. будет решать преимущественно вопросы, связанные с повышением престижа и статуса профессии в обществе, вопросы финансирования социальных служб.
Поскольку на государство в плане финансирования надеяться не приходится, эти вопросы могут быть решены в основном за счет предоставления платных услуг населению. Это значит, что клиенты, имеющие возможность оплатить услуги, будут приоритетными и желанными для социальных служб, в то время как неимущее население, более других нуждающееся в помощи всех видов, станет обузой. В результате произойдет переориентация деятельности с оказания помощи тем, кто наиболее остро в ней нуждается, на оказание услуг тем, кто в состоянии их купить. В этом случае социальная работа может стать институтом по преимуществу элитарным, ориентирован-
Ill
ным на платежеспособное население, институтом, утратившим свою доступность для населения в целом. Несомненно, это трудная этическая проблема.
Такой же проблемой является и определение направлений деятельности социальных служб, ранжирование их по приоритетам. Подходы к решению данной проблемы могут быть различными.
Первый и наиболее распространенный подход основывается на том, что социальная работа рассматривается как социальный институт, неотъемлемая часть структуры государства. В этой связи именно государству (или местным органам власти) предоставляется право определять направления деятельности структур системы социальной защиты в соответствии с направлениями государственной или региональной социальной политики. В таком случае учреждения социальной защиты становятся бюрократизированными исполнителями воли государства, которое в своей политике далеко не всегда руководствуется интересами слабозащищенных слоев населения.
Второй подход заключается в том, что органы и учреждения системы социальной защиты и отдельные социальные работники принимают активное участие в формировании социальной политики. Это наиболее целесообразный подход, поскольку, работая непосредственно с клиентами, они имеют не теоретическое представление о проблемах, но и сталкиваются с ними на практике. Следовательно, в этом случае социальные работники в своей деятельности органично сочетают интересы отдельных клиентов и всего общества, что является предпочтительным. С этической точки зрения такой подход также является оптимальным, так как позволяет учитывать интересы не только клиентов различных по видам деятельности социальных служб, но также и граждан, не нуждающихся в социальных услугах и поэтому выпадающих из поля зрения социальных служб.
Третий подход заключается в предоставлении системе социальной защиты значительной автономии и самостоятельности на основании того, что социальные работники, чья деятельность проходит в непосредственном общении с населением, действительно знают что и как нужно делать. Однако в этом случае социальная работа может зайти в тупик, поскольку предоставленная автономия может привести к отрыву от обще-
ственных интересов. Социальная работа не может быть автономной уже в силу того, что она существует не на собственные средства, а на средства государственного и местного бюджетов, и в этом случае логично ожидать от государственных и местных органов власти вмешательства с целью координации деятельности социальных служб с основными направлениями развития общества.
То же можно сказать и о профессиональной деятельности отдельного социального работника: он представляет учреждение социальной защиты и поэтому зависим от общих установок данной службы, ее целей и задач. Но в решении конкретной проблемы конкретного клиента или в решении проблем социальной службы он в границах, определенных нормативными документами, самостоятелен, и единственным критерием его деятельности является в конечном счете благо клиента.
Наиболее характерными и типичными видами деятельности социальных работников, требующими адекватной этической регламентации, являются научные исследования (проблем клиентов и их групп, деятельности социальных служб, социальных проблем общества и т. д.), непосредственная работа по оказанию всесторонних услуг клиентам и деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров на всех уровнях.