Теоретико-методологические подходы к организации государственной социальной помощи

Введение

Актуальность темы заключается в том, что социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства.

В наше время социальное обслуживание является одним из важнейших элементом социальной защиты населения России, потребность в этом обслуживании особенно ярко наблюдается у пожилых, инвалидов и других граждан, то есть у нетрудоспособного населения.

С течением времени социальная защита населения постоянно подвергалась изменениям вместе с развитием общества, также она тесно связана с экономической эволюцией государства в целом. В любом обществе – феодальном, капиталистическом, социалистическом и пр. постоянно присутствуют риски, которым подвержен, по сути, каждый человек. В первую очередь эти риски могут быть связаны с лишением средств необходимых для существования, потери трудоспособности в результате болезни или травмы, старость, безработица и др. Именно поэтому государство предоставляет помощь или услуги, чтобы уменьшить или ликвидировать эти риски.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена социальным государством. Однако простое провозглашение автоматически не приводит к реальным изменениям на пути строительства в России такового.

Государственная социальная помощь в последние годы становится достаточно актуальным полем для исследования. Сегодня все больше ученых заинтересованы в решении данной проблемы, но к сожалению еще нет точного научного и практического решения.

В последнее время правительство стремится модернизировать социальную сферу. На современном этапе изменилось общественное представление о социальной помощи. Люди перестают относиться к государственной помощи как к покровительству и заботе. Теперь граждане осознают, что сами отчисляют средства на социальную сферу. В связи с этим они получают право требовать именно те услуги, которые им необходимы. В сложившейся ситуации граждане ожидают от государства не унифицированных решений, а конкретных услуг для каждого индивида.

Социальная политика представляет собой систему мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Система социальной защиты населения является целостной системой, представляет собой самостоятельный социальный институт, призванный решать определенные социальные и экономические проблемы.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Объект исследования – это общественные отношения, возникающие в связи с оказанием государственной социальной помощи.

Предмет исследования – система юридических норм, регулирующих оказание государственной социальной помощи в Российской Федерации.

Цель исследования – обобщение, выявление общих закономерностей оказания государственной социальной помощи в Российской Федерации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть исторический опыт реформирования системы государственной социальной помощи;

2. Изучить понятие социального обслуживания населения и его формы;

3. Охарактеризовать виды оказания социальной государственной помощи;

4. Выявить правовые основы и механизмы государственной социальной помощи в Российской Федерации;

5. Исследовать проблемы оказания государственной социальной помощи.

Основные методы исследования – логический, сравнительно-правовой; метод анализа научной литературы.

Структура исследования – работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы и шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные при написании работы, могут быть использованы при обучении студентов в ВУЗах, написании иных научных работ.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно позволяет обобщить имеющиеся представления об организации государственной социальной помощи. Результаты настоящей работы могут быть использованы в учебном процессе – в курсе преподавания права социального обеспечения.

Заключение

Социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а так же оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг.

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

Важной положительной чертой российской действительности в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.

Эффективность социальной работы может определяться:

- как соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов;

- как фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты).

Первое определение носит выраженный экономический характер и может применяться при планировании социальной работы и оценке успешности вложения средств. Второе определение представляется более социологически выраженным и может быть использовано при осуществлении контрольных и мониторинговых функций социального управления.

Государственная социальная помощь – это вид социального обеспечения, который состоит в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации на период нуждаемости денежных выплат и натуральных выдач в целях удовлетворения основных потребностей и доведения их доходов до прожиточного минимума.

В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего, на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Приложение А

Субъекты оказания бесплатных государственных услуг по социальному обеспечению

 
  Теоретико-методологические подходы к организации государственной социальной помощи - student2.ru

Рисунок 1 - Основные формы социальной защиты

Приложение Б

Виды государственной социальной помощи

       
 
Виды государственной социальной помощи (ст. 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи»)
 
    Теоретико-методологические подходы к организации государственной социальной помощи - student2.ru

Рисунок 1 - Виды государственной социальной помощи

Теоретико-методологические подходы к организации государственной социальной помощи - student2.ru Выпускная квалификационная работа выполнена мною самостоятельно. Использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

«____» _____________ 2017 г.

_____________________ ___________________

(подпись) (ФИО.)

[1] Музафарова М. В. Совершенствование системы оказания социальной помощи малообеспеченным категориям населения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 27. – С. 44.

[2] Ахунова Е.С. Гражданско-правовое регулирование оказания социальных услуг населению // Актуальные проблемы современной науки. – 2016. – №1. – С. 96.

[3] Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения // Журнал российского права. – 2015. – №10. – С.120

[4] Миронова Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2016. – С. 184.

[5] Чернусь Н.Ю. Правовое обеспечение оказания социальных услуг // Вестник НГУ. Сер. Право. – 2015. – Т.11. – вып.2. – С.32.

[6] Аракчеев В.С. Цели и задачи права социального обеспечения России // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2016. – №2. – С. 76.

[7] Миронова Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2016. – С. 184.

[8] Аракчеев В.С. Цели и задачи права социального обеспечения России // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2016. – №2. – С. 78.

[9] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 2014. – № 1046.

[10] Аракчеев В.С. Цели и задачи права социального обеспечения России // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2016. – №2. – С. 76.

[11] Дорошенко Н.Н. Социальное обслуживание в реализации социальной политики государства // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 120.

[12] Тимошина Е.Н. Социальное обслуживание в системе государственной социальной политики России // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. – №4. – С. 74.

[13] Миронова Т.К. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2016. – С. 134.

[14] Конищева И. С. Из опыта работы отделения социальной и психологической помощи по социальной поддержке семей // Работник социальной службы. – 2015. – № 7. – С.85.

[15] Аракчеев В.С. Право социального обеспечения России. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. – Томск: Изд-во НТЛ, 2012. – С. 128.

[16] Шайхатдиной В.Ш. Дополнительное социальное обеспечение: анализ проблем теории и практики // Вестник пермского университета. 2015. – №4. – С. 109.

[17] Гусева Т.С. Демографические функции права социального обеспечения // Журнал российского права. – 2013. – №3. – С.59.

[18] Васильева Ю.В. О правовой политике в сфере права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. – 2012. – №4. – С.19.

[19] Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О государственной социальной помощи» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета. – 2016. – № 1143.

[20] Воронцова М.В., Макаров В.Е. Социальная защита и социальное обслуживание населения. – Таганрог: Издательство С.А. Ступина, 2015. – С. 137.

[21] Каргинова Е.В. Социальная защита населения в современной России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №9. – С. 260.

[22] Федеральный закон от 24.10.1997 №134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – № 1242.

[23] Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) // Российская газета. – 2016. – № 846.

[24] Бондарев С. В., Козлова М. В. Государственный контроль оказания социальной помощи населению: специфика проведения контрольных мероприятий // Вестник Росздравнадзора. – 2011. – №3. – С. 153.

[25] Благодир А.Л. К вопросу о месте норм о государственной социальной помощи в системе особенной части права социального обеспечения // Вестник Вятского государственного университета. – 2011. – №7. – С.67

[26] Бобков В.Н., Джандосова Ф.С., Бучкова Я.Ю. Эффективность государственной социальной помощи на основании социального контракта // Уровень жизни населения регионов России. – 2015. – №3. – С.90

[27] Решение Вологодского городского суда Вологодской области «Гражданское дело по иску Коротеевой А. А. к Управлению социальной защиты населения Администрации города Вологды, Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, Казенному учреждению Вологодской области «Центр социальных выплат» об обязании произвести перерасчёт ежемесячной денежной выплаты на третьего и каждого последующего ребёнка, ежемесячного пособия на ребёнка». Дело № 2-10106/2016. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rospravosudie.com.

[28] Решение Вологодского городского суда Вологодской области «Гражданское дело по иску Биричевской О. М. к КУ ВО «Центр социальных выплат», БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Вологды «Доверие» о компенсации морального вреда» Дело № 2-15363/2016. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rospravosudie.com.

[29] Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журнал российского права. – 2016. – №1. – С.99.

[30] Мартыненко В.В. Социально-правовое развитие: кредитные сценарии // Вестник Российской академии наук. – 2016. – №1. – С.48.

[31] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета. – 2016. – № 973.

[32] Решение Вологодского городского суда Вологодской области «Гражданское дело по иску Красногорской М. П. к Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области о предоставлении жилого помещения». Дело № 2-12184/2016. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rospravosudie.com.

[33] Чернусь Н.Ю. Правовое обеспечение оказания социальных услуг // Вестник НГУ. Сер. Право. – 2015. – №2. – С.35.

[34] Грибкова О.В. Адресная государственная социальная помощь и развитие институтов гражданского общества // Вестник социальной работы. – 2013. – № 4. – С. 19.

[35] Магомедрасулова П.М. Адресность как важнейший принцип социальной защиты населения в современной России // Экономика и социум. – 2016. – №5. – С. 163.

[36] Рябова Е.Н. Адресная социальная помощь как целерациональная деятельность: теоретический подход // Дискуссия. – 2011. – № 2. – С. 88

[37] Мирзахолов Х. Т. Социальная работа: концепция, проблемы, перспективы // Молодой ученый. – 2016. – №5. – С. 372.

Введение

Актуальность темы заключается в том, что социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства.

В наше время социальное обслуживание является одним из важнейших элементом социальной защиты населения России, потребность в этом обслуживании особенно ярко наблюдается у пожилых, инвалидов и других граждан, то есть у нетрудоспособного населения.

С течением времени социальная защита населения постоянно подвергалась изменениям вместе с развитием общества, также она тесно связана с экономической эволюцией государства в целом. В любом обществе – феодальном, капиталистическом, социалистическом и пр. постоянно присутствуют риски, которым подвержен, по сути, каждый человек. В первую очередь эти риски могут быть связаны с лишением средств необходимых для существования, потери трудоспособности в результате болезни или травмы, старость, безработица и др. Именно поэтому государство предоставляет помощь или услуги, чтобы уменьшить или ликвидировать эти риски.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена социальным государством. Однако простое провозглашение автоматически не приводит к реальным изменениям на пути строительства в России такового.

Государственная социальная помощь в последние годы становится достаточно актуальным полем для исследования. Сегодня все больше ученых заинтересованы в решении данной проблемы, но к сожалению еще нет точного научного и практического решения.

В последнее время правительство стремится модернизировать социальную сферу. На современном этапе изменилось общественное представление о социальной помощи. Люди перестают относиться к государственной помощи как к покровительству и заботе. Теперь граждане осознают, что сами отчисляют средства на социальную сферу. В связи с этим они получают право требовать именно те услуги, которые им необходимы. В сложившейся ситуации граждане ожидают от государства не унифицированных решений, а конкретных услуг для каждого индивида.

Социальная политика представляет собой систему мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Система социальной защиты населения является целостной системой, представляет собой самостоятельный социальный институт, призванный решать определенные социальные и экономические проблемы.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Объект исследования – это общественные отношения, возникающие в связи с оказанием государственной социальной помощи.

Предмет исследования – система юридических норм, регулирующих оказание государственной социальной помощи в Российской Федерации.

Цель исследования – обобщение, выявление общих закономерностей оказания государственной социальной помощи в Российской Федерации.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть исторический опыт реформирования системы государственной социальной помощи;

2. Изучить понятие социального обслуживания населения и его формы;

3. Охарактеризовать виды оказания социальной государственной помощи;

4. Выявить правовые основы и механизмы государственной социальной помощи в Российской Федерации;

5. Исследовать проблемы оказания государственной социальной помощи.

Основные методы исследования – логический, сравнительно-правовой; метод анализа научной литературы.

Структура исследования – работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы и шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные при написании работы, могут быть использованы при обучении студентов в ВУЗах, написании иных научных работ.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно позволяет обобщить имеющиеся представления об организации государственной социальной помощи. Результаты настоящей работы могут быть использованы в учебном процессе – в курсе преподавания права социального обеспечения.

Теоретико-методологические подходы к организации государственной социальной помощи

Наши рекомендации