IV. О дисциплине и повиновении членов ордена

Мы охотно предоставляем другим монашеским орденам превосходить нас в постах, бдениях и других лишениях в образе жизни, лишениях — которым они свято подверга­ются, каждый согласно своему собственному уставу и обы­чаю. Что же касается до истинного и совершенного пови­новения и до отречения от всякой воли и суждения, я хо­тел бы, возлюбленные мои братья, чтобы в этом особен­но отличились те, кто служит Богу в нашей общине [ор­дене иезуитов]. Я хотел бы, чтобы это стало отличи­тельным качеством настоящих и хороших членов нашего ордена...

Ибо, если бы даже начальник и не был украшен или одарен мудростью, добротой и другими божественными дарами, все же следует ему повиноваться по той един­ственной причине, что он наместник Бога и представитель божественной власти. Вот почему я и желаю, чтобы вы приучились видеть во всяком начальнике самого Господа нашего Иисуса Христа, и поэтому относились к нему с той религиозной преданностью, почитанием и покорностью, какие подобают Божественному Величеству...

Нужно отрешиться от нашей собственной воли для того, чтобы проникнуться Божественной волей, выраженной начальником... Кто хочет посвятить себя Богу, тот должен отдать Ему, кроме своей воли, свой разум; в этом заклю­чается и третья и самая возвышенная степень повиновения: нужно не только хотеть так, как хочет начальник, нужно чувствовать так же, как он, нужно подчинить ему свое суждение настолько, чтобы благочестивая воля могла поко­рить разум...

Подчиненный должен смотреть на старшего, как на са­мого Христа, он должен повиноваться старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлени­ях, как палка, которая повинуется всякому движению, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях, как маленькое распятие, которое можно поднимать и которое можно двигать как угодно...

Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа на­шего Иисуса Христа или в силу обета повиновения. Этот грех может быть совершен ради вещей или ради людей, для которых его сочтут полезным, как для блага какого-нибудь отдельного лица, так и для всеобщего благополучия.

Член ордена должен отказаться от собственного сужде­ния и быть всегда готовым повиноваться католической цер­кви. Он должен предпочитать монашеский сан, безбрачие и целомудрие браку, чтить реликвии и святые места, со­вершать паломничества; поклоняться святым, веровать в индульгенции*, соблюдать установленные церковью юби­леи*, зажигать в церквах свечи и исполнять все церковные обряды, справлять праздники, соблюдать посты и чтить церкви и святые изображения. Он должен одобрять все решения и поступки старших и слепо подчиняться всем по­ становлениям и решениям церкви.

6. "Изложение принципов, которыми руководствуются отцы и иезуиты"

(Итальянская рукопись XVI века. Автор неизвестен)

В отчетах провинциалов* занимает обширное место ха­рактеристика государей, их направление мысли, наклон­ности и намерения; благодаря этим отчетам, генерал* и коллегия его ассистентов в Риме имеют всегда ясное представление об общем политическом положении и, сле­довательно, имеют возможность направлять деятельность ордена, согласно его интересам. Посредством исповеди орден получает те сведения, которые государи получают на вес золота через своих посланников и шпионов; иезуитам же эти сведения ничего не стоят, кроме расхода на пере­сылку писем. Посредством исповеди же они узнают на­строение подданных, узнают, кто предан государю и кто ему враг. Что же касается светских иезуитов, повинующих­ся всякому приказанию ордена, то они вербуются из вы­сокопоставленных лиц, мужчин и женщин, из коих пос­ледние по большей части вдовы. Эти светские члены до­ставляют ордену громадные денежные средства; особенно щедры женщины, которым иезуиты внушают презрение к богатству и которые жертвуют ордену всевозможные дра­гоценности и доходные статьи.

Иезуиты другой категории, светские и духовные, при­надлежат к высшему обществу и получают от ордена пен­сии, аббатства и духовные поместья. Они присягают всту­пить в орден при первом призыве генерала и поэтому их называют тайными иезуитами (iesuito in voto). Орден со­держит их при государях и влиятельных придворных санов­никах всех государств и провинций; они играют роль шпи­онов и обязаны представлять генералу самые подробные отчеты о прениях тайных государственных советов. В Риме иезуиты опутывают своими сетями кардиналов, посланни­ков, прелатов, осведомляются изо дня в день о текущих событиях и стараются направить их в свою пользу так, что самые важные дела принимают иногда совершенно неожи­данный исход, противоположный желаниям государей. Иезуиты оказывают власть на важнейшие мировые дела.

Им удалось вынудить у Григория XIII предписание всем легатам* и нунциям* взять иезуитов в сотрудники и пове­ренные. Желая втереться в доверие сильным мира сего, иезуиты обещают им всевозможные услуги, они привлека­ют в свое общество людей даровитых и выгоняют неспо­собных или ослабленных болезнью, если они не ожидают наследства. Они хвастают своим влиянием на государей, чтобы привлечь к себе министров и всех людей, подчинен­ных им. Некоторые из них открыто провозглашают, что генерал Иезуитского ордена могущественнее папы, другие хвастают, что могут назначать легатов и нунциев по свое­му усмотрению.

Наши рекомендации