IV. О дисциплине и повиновении членов ордена
Мы охотно предоставляем другим монашеским орденам превосходить нас в постах, бдениях и других лишениях в образе жизни, лишениях — которым они свято подвергаются, каждый согласно своему собственному уставу и обычаю. Что же касается до истинного и совершенного повиновения и до отречения от всякой воли и суждения, я хотел бы, возлюбленные мои братья, чтобы в этом особенно отличились те, кто служит Богу в нашей общине [ордене иезуитов]. Я хотел бы, чтобы это стало отличительным качеством настоящих и хороших членов нашего ордена...
Ибо, если бы даже начальник и не был украшен или одарен мудростью, добротой и другими божественными дарами, все же следует ему повиноваться по той единственной причине, что он наместник Бога и представитель божественной власти. Вот почему я и желаю, чтобы вы приучились видеть во всяком начальнике самого Господа нашего Иисуса Христа, и поэтому относились к нему с той религиозной преданностью, почитанием и покорностью, какие подобают Божественному Величеству...
Нужно отрешиться от нашей собственной воли для того, чтобы проникнуться Божественной волей, выраженной начальником... Кто хочет посвятить себя Богу, тот должен отдать Ему, кроме своей воли, свой разум; в этом заключается и третья и самая возвышенная степень повиновения: нужно не только хотеть так, как хочет начальник, нужно чувствовать так же, как он, нужно подчинить ему свое суждение настолько, чтобы благочестивая воля могла покорить разум...
Подчиненный должен смотреть на старшего, как на самого Христа, он должен повиноваться старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях, как палка, которая повинуется всякому движению, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях, как маленькое распятие, которое можно поднимать и которое можно двигать как угодно...
Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения. Этот грех может быть совершен ради вещей или ради людей, для которых его сочтут полезным, как для блага какого-нибудь отдельного лица, так и для всеобщего благополучия.
Член ордена должен отказаться от собственного суждения и быть всегда готовым повиноваться католической церкви. Он должен предпочитать монашеский сан, безбрачие и целомудрие браку, чтить реликвии и святые места, совершать паломничества; поклоняться святым, веровать в индульгенции*, соблюдать установленные церковью юбилеи*, зажигать в церквах свечи и исполнять все церковные обряды, справлять праздники, соблюдать посты и чтить церкви и святые изображения. Он должен одобрять все решения и поступки старших и слепо подчиняться всем по становлениям и решениям церкви.
6. "Изложение принципов, которыми руководствуются отцы и иезуиты"
(Итальянская рукопись XVI века. Автор неизвестен)
В отчетах провинциалов* занимает обширное место характеристика государей, их направление мысли, наклонности и намерения; благодаря этим отчетам, генерал* и коллегия его ассистентов в Риме имеют всегда ясное представление об общем политическом положении и, следовательно, имеют возможность направлять деятельность ордена, согласно его интересам. Посредством исповеди орден получает те сведения, которые государи получают на вес золота через своих посланников и шпионов; иезуитам же эти сведения ничего не стоят, кроме расхода на пересылку писем. Посредством исповеди же они узнают настроение подданных, узнают, кто предан государю и кто ему враг. Что же касается светских иезуитов, повинующихся всякому приказанию ордена, то они вербуются из высокопоставленных лиц, мужчин и женщин, из коих последние по большей части вдовы. Эти светские члены доставляют ордену громадные денежные средства; особенно щедры женщины, которым иезуиты внушают презрение к богатству и которые жертвуют ордену всевозможные драгоценности и доходные статьи.
Иезуиты другой категории, светские и духовные, принадлежат к высшему обществу и получают от ордена пенсии, аббатства и духовные поместья. Они присягают вступить в орден при первом призыве генерала и поэтому их называют тайными иезуитами (iesuito in voto). Орден содержит их при государях и влиятельных придворных сановниках всех государств и провинций; они играют роль шпионов и обязаны представлять генералу самые подробные отчеты о прениях тайных государственных советов. В Риме иезуиты опутывают своими сетями кардиналов, посланников, прелатов, осведомляются изо дня в день о текущих событиях и стараются направить их в свою пользу так, что самые важные дела принимают иногда совершенно неожиданный исход, противоположный желаниям государей. Иезуиты оказывают власть на важнейшие мировые дела.
Им удалось вынудить у Григория XIII предписание всем легатам* и нунциям* взять иезуитов в сотрудники и поверенные. Желая втереться в доверие сильным мира сего, иезуиты обещают им всевозможные услуги, они привлекают в свое общество людей даровитых и выгоняют неспособных или ослабленных болезнью, если они не ожидают наследства. Они хвастают своим влиянием на государей, чтобы привлечь к себе министров и всех людей, подчиненных им. Некоторые из них открыто провозглашают, что генерал Иезуитского ордена могущественнее папы, другие хвастают, что могут назначать легатов и нунциев по своему усмотрению.