Муниципальные служащие. Ограничения для должностных лиц местной администрации

Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

В Республике Башкортостан муниципальная служба активно развивается и расширяется. В 2006 году численность муниципальных служащих увеличилась почти на четыре тысячи человек за счет администраций городов и районов. В РБ на конец 2015 года насчитывалось 7750 муниципальных служащих.

Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, присваиваются классные чины, которые указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Классные чины муниципальным служащим присваиваются в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в пределах группы должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим Республики Башкортостан могут быть присвоены следующие классные чины:

· лицам, замещающим высшие муниципальные должности муниципальной службы – действительный муниципальный советник 1, 2 и 3 класса;

· лицам, замещающим главные муниципальные должности муниципальной службы – главный муниципальный советник 1, 2 и 3 класса;

· лицам, замещающим ведущие муниципальные должности муниципальной службы – муниципальный советник 1, 2 и 3 класса;

· лицам, замещающим старшие муниципальные должности муниципальной службы – советник муниципальной службы 1, 2 и 3 класса;

· лицам, замещающим младшие муниципальные должности муниципальной службы – референт муниципальной службы 1, 2 и 3 класса.

При переводе и поступлении муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы либо должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан классные чины сохраняются.

Права, обязанности, ограничения, ответственность, поощрения муниципального служащего устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Муниципальный служащий имеет право:

Ú требовать письменного оформления содержания и объема должностных полномочий по соответствующей муниципальной должности и создания нормативно - правовых и организационно - технических условий для их исполнения;

Ú принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями;

Ú запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;

Ú в установленном порядке посещать для выполнения должностных полномочий организации, расположенные на территории соответствующего муниципального образования;

Ú на повышение квалификации и переподготовку в соответствии с функциями и полномочиями по занимаемой муниципальной должности;

Ú на продвижение по службе, увеличение размера денежного содержания в установленном порядке с учетом результатов работы и уровня квалификации;

Ú знакомиться по первому требованию с документами в личном деле, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также требовать приобщения к личному делу своих объяснений;

Ú требовать служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений;

Ú вносить предложения по совершенствованию муниципальной службы.

Муниципальный служащий обязан:

Ú соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Башкортостан, федеральные законы и законы Республики Башкортостан, в том числе регулирующие сферу его полномочий;

Ú осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями;

Ú обеспечивать соблюдение, защиту прав и законных интересов граждан;

Ú исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей;

Ú в пределах своих должностных полномочий своевременно рассматривать обращения граждан, организаций, запросы депутатов и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

Ú соблюдать правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

Ú выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством.

Ограниченияи запреты, связанные с муниципальной службой:

Муниципальный служащий не вправе:

Ú заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

Ú быть депутатом представительных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

Ú заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

Ú состоять членом органа управления организации, кроме случаев, когда непосредственное участие в органе управления организации входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования;

Ú быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

Ú осуществлять платное опекунство и попечительство;

Ú использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое имущество и служебную информацию;

Ú получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

Ú получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

Ú выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

Ú принимать участие в забастовках, а также в иных действиях, нарушающих функционирование органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления;

Ú использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также для пропаганды отношения к религии и выступать в качестве муниципального служащего участником религиозных церемоний.

Муниципальные служащие не вправе создавать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных организаций, других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию органа муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

Гарантии муниципального служащего:

Муниципальному служащему гарантируются:

Ú условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

Ú денежное содержание и иные выплаты;

Ú ежегодный оплачиваемый отпуск;

Ú медицинское обслуживание, в том числе после выхода на пенсию, за счет средств местного бюджета;

Ú пенсионное обеспечение за выслугу лет и социальные выплаты членам семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, в порядке, установленном законодательством о государственной службе Республики Башкортостан;

Ú обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Ú обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Ú защита его и членов его семьи в порядке, установленном законом, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Ú при направлении в служебную командировку - получение проездного документа, места в гостинице, возможность пользоваться транспортными средствами и средствами связи.

Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, включенной в перечень, установленный органом местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан, а также муниципальный служащий, замещающий указанную должность, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими Республики Башкортостан.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые муниципальными служащими, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации.

Предельный возраст для нахождения на должности муниципальной службы – 60 лет. Продление нахождения на муниципальной службе более чем на 5 лет не допускается.

Управление муниципальной службой направлено на кадровое, организационное и нормативное правовое обеспечение муниципальной службы, осуществление прав и исполнение обязанностей муниципальными служащими, контроль за соблюдением ограничений и выполнением гарантий для муниципальных служащих. Отдельные функции управления муниципальной службой, обеспечение единообразного применения законодательства по вопросам муниципальной и государственной службы осуществляла Республиканская комиссия по вопросам муниципальной (государственной) службы, созданная Указом Президента РБ от 17 августа 2004 года.

Муниципальная и гражданская государственная службы в РБ очень тесно связаны: у них сходная система принципов, прохождения службы, определения статуса служащих и т.д. Одинаковы пенсионное обеспечение, льготы, гарантии, требования. Стаж муниципальной службы засчитывается в стаж государственной службы и наоборот. Однако следует иметь в виду, что система гражданской государственной службы в последние годы претерпевает весьма серьезные изменения и они, по всей видимости, непосредственно скажутся и на условиях прохождения муниципальной службы. В первую очередь это может касаться оплаты труда служащих, порядка приема, прохождения службы, исчисления стажа и т.д.

Кадровый состав органов местного самоуправления. В органах местного самоуправления Российской Федерации занято около 718 тыс. человек, из них 236 тыс. - депутаты представительных органов муниципальных образований и 482 тыс. - работники органов местного самоуправления, среди которых 341 тыс. - это муниципальные служащие, 65,5 тыс. - работники, не являющиеся муниципальными служащими, и 75,5 тыс. - персонал по обслуживанию и охране зданий, водители и т.п.

Наши рекомендации