Федеральный закон РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
В последние годы законодательство о государственной службе развивалось значительными темпами. В августе 2001 года. Президент РФ В.Путин утверждает Концепцию реформирования системы государственной службы РФ. На основе Концепции в ноябре 2002 г. была утверждена Федеральная Программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)». И Концепция, и Программа выделяют в качестве важнейшей проблемы отсутствие целостной и комплексной системы правового обеспечения государственной службы в РФ.
Важной вехой в развитии законодательства РФ о государственной службе стал Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы РФ». Отменив ряд положений базового закона «Об основах государственной службы РФ», закон «О системе государственной службы РФ» кардинально изменил существовавшее понятие и законодательное определение государственной службы.
Из анализа ст.1 закона «О системе государственной службы РФ» можно вывести несколько новых признаков, характеризующих государственной службу:
1. Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность. Признак профессиональной деятельности фигурировал и в законе «Об основах государственной службы» и понимался как деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков. Служебная деятельность связана с определяющим названием и с лицами, несущими государственную службу – государственными служащими. Сама служебная деятельность, или служба, выражает «упорядоченную, предписанную форму деятельности в субъектно-объектных отношениях», приносящую пользу другим.
2. Государственная служба – это деятельность граждан РФ. И хотя это не очень принципиальное дополнение, однако, один из критериев поступления на государственную службу – гражданство РФ – таким образом переместился в определение государственной службы и стал его непосредственным признаком.
3. Наиболее существенные изменения связаны с тем, что исчезает разделение государственных должностей по категориям А, Б и В. В законе «О системе государственной службы РФ» даже не упоминаются государственные должности какой-либо категории.
4. Закон «О системе государственной службы» впервые на законодательном уровне закрепил следующие виды государственной службы:
Ø государственная гражданская служба, которая подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации;
Ø военная служба;
Ø правоохранительная служба.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
5. Впервые государственная служба стала возможной не только в государственных органах, но и в специализированных государственных учреждениях, например, в армии.
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» был принят Государственной Думой 7 июля 2004 года, одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года, опубликован 31 июля 2004 года. Настоящий Федеральный закон вступил в силу по истечении шести месяцев с момента его официального опубликования, то есть с 1 февраля 2005 года.
Федеральный закон более детально определяет и регламентирует схему и порядок организации и прохождения государственной гражданской службы. Он призван стал одним из основных механизмов организации деятельности государственного аппарата.
Закон состоит из 17 глав и 74 статей.
Глава 1 Общие положения;
Глава 2 Должности гражданской службы;
Глава 3 Правовое положение (статус) гражданского служащего;
Глава 4 Поступление на гражданскую службу;
Глава 5 Служебный контракт;
Глава 6 Основания и последствия прекращения служебного контракта;
Глава 7 Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа;
Глава 8 Служебное время и время отдыха;
Глава 9 Прохождение гражданской службы;
Глава 10 Оплата труда гражданских служащих;
Глава 11 Государственные гарантии на гражданской службе;
Глава 12 Поощрения и награждения. Служебная дисциплина на гражданской службе;
Глава 13 Формирование кадрового состава гражданской службы;
Глава 14 Финансирование гражданской службы. Программа развития гражданской службы;
Глава 15 Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе в Российской Федерации;
Глава 16 Рассмотрение индивидуальных служебных споров;
Глава 17 Вступление в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с данным Федеральным законом появилось четкое разграничение на государственную гражданскую службу и иные виды государственной службы. Закон устанавливает взаимосвязь гражданской службы и государственной службы РФ иных видов.
Закон четко разграничивает гражданскую службу и муниципальную службу, устанавливая между ними взаимосвязь.
В Законе дана новая классификация должностей гражданской службы. Должности гражданской службы подразделяются:
на категории:
1) руководители;
2) помощники (советники);
3) специалисты;
4) обеспечивающие специалисты,
и группы:
1) высшие должности гражданской службы;
2) главные должности гражданской службы;
3) ведущие должности гражданской службы;
4) старшие должности гражданской службы;
5) младшие должности гражданской службы.
Закон значительно расширил перечень запретов и ограничений, связанных с гражданской службой. Подробно регламентируются все процедуры, связанные со статусом государственных гражданских служащих и прохождение ими службы. Осуществляется обязательный конкурсный прием, расширяется испытательный срок (от 3 месяцев до 1 года).
Закон предусматривает обязательное заключение служебного контракта с государственным служащим, определяет содержание и форму служебного контракта, срок его действия, порядок его прекращения и приостановления.
Вводятся существенные изменения в сроки и условия аттестации гражданских служащих и сдачи ими квалификационных экзаменов: аттестация проводится раз в три года. Новым положением закона является норма об обязательном участии независимых экспертов в аттестационных комиссиях при проведении аттестации государственных служащих, в ходе конкурсных испытаний при поступлении на гражданскую службу и в других случаях.
В законе значительно расширен раздел «Кадровая работа». Статья 59 предусматривает возможность проведения служебной проверки при совершении государственным служащим дисциплинарного проступка с регламентацией процедуры ее проведения, а также определяет права государственного служащего, в отношении которого проводится служебная проверка.
Глава 16 определяет процедуру рассмотрения индивидуальных служебных споров. Вводится понятие конфликта интересов на гражданской службе, определены процедуры урегулирования конфликта интересов.
Изменилось, стало более конкретным положение о продолжительности отпусков гражданских служащих в зависимости от группы замещаемых должностей, продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, Появилось новое положение о дополнительных отпусках за ненормированный рабочий день. Предусмотрена возможность предоставления отпуска без сохранения содержания сроком не более 1 года по уважительной причине и заявлению гражданского служащего.
В законе более четко и подробно освещен вопрос, касающийся фонда оплаты труда гражданских служащих, определены средства, за счет которых производятся те или иные выплаты.
В законе определены такие понятия, как кадровый состав гражданской службы, принципы и приоритеты его формирования; профессиональная подготовка и переподготовка кадров гражданской службы; государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих; кадровый резерв, сводный резерв государственных гражданских служащих Российской Федерации, цели их формирования. Меняется характер кадрового резерва: кандидаты включаются в резерв только на основе конкурса и с большей вероятностью занимают соответствующее вакантное место.
Большое значение имеют положения о программе развития гражданской службы, а также государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе РФ. Закон постоянно обновляется, особенно заметны новеллы, касающиеся усиления борьбы с коррупцией в системе гражданской службы.
Государственная служба Республики Башкортостан выполняет те же задачи, что и федеральная государственная служба, однако на республиканском уровне. Ее деятельность определялась законом Республики Башкортостан “О государственной службе Республики Башкортостан”, принятой Государственным собранием Республики Башкортостан в конце 1994 года. Однако в июле 2005 в РБ принимается новый закон «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан», который выстраивает систему государственной службы в республике в полном соответствии с федеральным законодательством. Этот закон вступил в силу с 6 августа 2005 года.
Вопросы и задания для проверки знаний:
1. Перечислите нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную гражданскую службу в Российской Федерации и Республике Башкортостан. Раскройте их основные положения.
2 Как развивалось в последние годы законодательство о государственной службе?
3 Назовите основные особенности Федерального закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г.
Тесты для самопроверки
1. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации утверждена Президентом РФ В.В. Путиным в:
1) ноябре 2000г.
2) январе 2002г.
3) августе 2001г.
4) июле 2004г.
2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы РФ» впервые на законодательном уровне закрепил следующие виды государственной службы:
1) государственная гражданская, военная, правоохранительная;
2) государственная гражданская, военная, муниципальная;
3) государственная гражданская, негосударственная, правоохранительная;
4) военная, правоохранительная, негосударственная.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» был принят Государственной Думой в:
1) 2001г.
2) 2004г.
3) 2005г.
4) 2007г.
4. Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории:
1) руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты;
2) старшие руководители, младшие руководители, специалисты;
3) руководители, старшие помощники, обеспечивающие специалисты, техперсонал;
4) руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты, техперсонал.
5. Государственная служба Республики Башкортостан на современном этапе регулируется законом Республики Башкортостан:
1) «О государственной службе Республики Башкортостан»;
2) «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан»;
3) «О республиканских органах исполнительной власти РБ»;
4) «Об основах государственной службы РФ»