К свободному от теории игр реализму уступок
Хотя вышеупомянутая дискуссия ни в коей мере не приводится в качестве серьезной критики применимости теории игр для анализа международных отношений, она все-таки имеет определенное значение для возможного дальнейшего хода спора неореалистов и неолибералов. Неудачные попытки теории игр адекватно учесть интересы отдельных акторов МО или неопределенность международной системы подводят к вопросу: как бы выглядели неореализм и неолиберализм, будучи лишенными суперструктуры теории игр? Последующий «мысленный эксперимент» предлагает лишь описание. В отличие от возрастающего осознания необходимости подвергнуть утверждения неореализма и неолиберализма более тщательной эмпирической проверке (Keohane, 1993), «мысленный эксперимент» подчеркивает важность прямого тестирования на эмпирическом материале. Эксперимент также пытается поддержать принятый историками дипломатии взгляд, согласно которому реализм представляет собой как теорию принятия решений, так и просто структурную теорию формирования поведения государств и объяснения его результатов.
Предлагая пересмотр утверждений теорий неореализма и неолиберализма, представленных в приложениях 17А и 17Б, я вслед за И. Лакатосом утверждаю, что все теории имеют 1) в значительной степени бесспорное и нефальсифицируемое «ядро» и 2) набор проверяемых утверждений, выводимых в большей или меньшей степени из этого ядра (Lakatos, 1970). Среди проверяемых утверждений, я различаю а) высказывания, которые можно оценить эмпирически, посредством подробного изучения процесса принятия решения отдельным политиком («уровень лица, принимающего решение»), и б) высказывания, требующие эмпирической проверки в контексте транснациональной модели интересов или сотрудничества («структурный уровень»).
Читатель без сомнения сам разберется, насколько адекватны теоретические положения, выделенные в приложении в таблицах А 17а и А 17б. Особого внимания заслуживают следующие моменты.
Ясно, что содержание таблиц нельзя назвать слишком сложным даже при самом большом полете фантазии. По сравнению с недавними работами Р. Кеохейна, Д. Снайдола, Дж. Греко, Р. Пауэлла, Д. Болдуина и многих других авторов, проведенные в них упрощения наносят колоссальный ущерб абстрактности и теоретической строгости. В ответ на возможную критику зададимся вопросом: имеет ли это действительно какое-либо значение? Если работать над проблематикой, указанной в таблицах А 17а и А 17б, то особого продвижения в теории, конечно, не предвидится. Однако это вовсе не означает, что подобная работа обязательно меньше расширит наши знания о мире фактов,
мире, который мы хотим так или иначе понять и объяснить, чем более совершенный, строгий и абстрактный анализ. Сильная сторона содержащихся в таблицах А 17а и А 17б утверждений состоит отчасти в их немногословности и отчасти в недвусмысленности предполагаемой ими проблематики эмпирического исследования: ряда гипотез, которые можно проверить по отдельности и непосредственно на основе многочисленных исторических примеров.
Другая отличительная черта предлагаемых таблиц касается понятия интересов. «Гибкий» реализм придает существенный вес осознанию национальных интересов. Но очевидно, что потребуется большая работа эмпирического характера для определения того, как политики в действительности понимают интересы своих стран6. Подобное исследование предполагает учитывать понимание интересов, которое зависит от исторических особенностей конкретной страны, институтов, национальных и международных обязательств. В свою очередь это требует особого внимания к внутригосударственным политическим структурам и процессам, что, как правило, не допускается неореализмом. Важность именно этой стороны вопроса, однако, определенно осознавалась неолибералами и неоинституционалистами. Исходя из очевидной важности учета внутриполитических факторов при изучении внешней политики кажется уместным, что предполагаемой теории международных отношений следует особо отразить возможное влияние внутренних факторов на формирование линии поведения государства.
Еще одна особенность таблиц А 17а и А 17б связана с понятием структуры. Можно сказать, что утверждения в том виде, как они сформулированы в таблицах, в значительной мере принижают роль международной структуры и что единственный намек на анализ влияния структуры (в том смысле, как понимал это Уолте) содержится в нефальсифицируемом ядре реализма (в табл. А 17а утверждение 26). В описываемой Уолтсом дискуссии об аналогии теории идеальной конкуренци и теории баланса сил нет ничего сравнимого с результатами влияния структуры. В ответ на эту критику можно сказать, что модель воспринимаемых интересов в целом, которую можно уточнить, лишь сначала рассмотрев осознание государствами своих интересов, является в той же мере структурной характеристикой, как и «распределение потенциала» у Уолтса. В этом смысле, рассматривая пересекающиеся и противоположные интересы, модель, выделенная в таблице А 17а, учитывает-таки возможные структурные эффекты. Если это рассматривать как слабый анализ структурных эффектов, в понимании Уолтса, пусть так и будет. Чтобы смягчить критику, могу заметить, что, насколько мне известно, никому, в том числе Уолтсу, не удалось составить перечень результатов влияний международной структуры, сравнимый с проявлениями структурных эффектов в условиях идеальной конкуренции.
Заключительное замечание относительно новых формулировок, представленных в таблицах А 17а и А 17б, касается мнимых трений между неореализмом и неолиберализмом. Хотя неореализм и неолиберализм принимают ряд общих предварительных допущений, в особенности относительно того, что международная система анархична и состоит из заботящихся о собственных
6 В силу возрастающей роли современных международных институтов взгляд на «понимание политиков» следует, возможно, расширить, включив в число акторов руководителей основных транснациональных институтов.
интересах и стремящихся к их максимальному удовлетворению государств, общепринято, что эти две теории приводят к различному видению перспектив сотрудничества государств. При этом взгляд неолибералов, очевидно, более оптимистичен. Общепризнанно также, что неореализм, по-видимому, создает лучшую модель анализа стоящих перед государствами проблем в области военной безопасности, в то время как неолиберализм предлагает более полезный способ характеристики отношений в политико-экономической области (Grieco, 1993a, р. 131).
В таком контексте с очевидностью встает вопрос: почему следует рассматривать этот образец различного успеха? Греко ближе других подошел к ответу, когда рассуждал о коэффициенте k, измеряющем «чувствительность» государств к «расхождению в затратах и выгодах» при взаимодействии с другими государствами. Греко писал, что «в общем k, скорее всего, возрастает при переходе от отношений, которые К. Дойч называл "сообществом плюралистичной безопасности", к отношениям, близким к состоянию войны... Уровень k, например, будет ниже, если партнер является долговременным союзником, а не сиюминутным противником» (Grieco, 1993b, p.323).
Таким образом, Греко предполагал, что характер взаимоотношений любой пары государств будет зависеть от особых исторических обстоятельств. Если между странами в результате длительного периода сотрудничества установился достаточный уровень взаимопонимания и доверия, они будут в меньшей степени озабочены относительными выгодами, нечувствительны к «разрыву в затратах и выгодах» и, следовательно, в большей степени склонны к сотрудничеству в будущем, нежели страны, которые в силу каких бы то ни было исторических обстоятельств сохранили глубокую взаимную подозрительность. Для историков, конечно, это самоочевидно, тогда как теоретики международных отношений значение этого обстоятельства, кажется, все еще недооценивают. Если рассуждать формально, то Греко совершенно справедливо включил коэффициент k в свою модель выработки решений в условиях анархии международной системы. При этом, однако, он неправильно оценил значимость исторического контекста. Вполне возможно, что государства меньше заботятся об относительных выгодах в отношениях с давними союзниками и друзьями. Важно, когда «реальные» государства вступают в отношения с традициоными союзниками и дружественно настроенными партнерами, чтобы характер их взаимодействия принципиально отличался от взаимодействий со странами, для которых данное государство остается носителем «гоббсовского страха». Коэффициент k Греко — весьма разумный инструмент, просто его возможности не столь велики. Он не учитывает в достаточной мере тот факт, что государства по-разному относятся друг к другу. Подобно человеку, относящемуся по-разному к своим друзьям и знакомым, поведение государства будет различаться в зависимости от стран, с которыми оно вступает в контакты. Именно в силу избирательного характера проводимой политики государство по-разному подсчитывает свои затраты и выгоды от сотрудничества. Что касается определения государств как «единиц» международной системы, данного Уолтсом, то национальные государства могут как походить, так и не походить друг на друга в плане стоящих перед ними проблем. «Реальные» политики, т.е. те, которые по-разному относятся к разным странам, совершенно точно не рассматривают другие государства в качестве одинаковых «единиц»: они однозначно счита-
ют одних партнеров «друзьями», а других — реальными или потенциальными «врагами».
Все изложенное предполагает, что попытка создания единой схемы выработки решений, основанной на абсолютных или относительных выгодах, для анализа процесса принятия решений национальным государством едва ли поможет справиться с проблемой полнейшей непоследовательности принятия решений в «реальном» мире. Необходимо как минимум развивать две модели принятия государствами внешнеполитических решений: одну для случаев, когда в силу исторических обстоятельств страны испытывают по отношению друг к другу «гоббсовский страх», вторую для случаев, когда «гоббсовский страх» в силу каких бы то ни было исторических причин преодолен. Если задуматься, можно обнаружить, что именно это уже сделали, хотя и по-разному, неореализм и неолиберализм. Там, где существует «гоббсовский страх», вопросы военной безопасности преобладают и неореалистическая модель оказывается более пригодной. Там, где «гоббсовский страх» преодолен, преобладают проблемы политико-экономического плана и хорошо работает неолиберальная модель. Если такая классификация не может объяснить, почему в одних случаях «гоббсовский страх» преодолен, а в других нет, не стоит беспокоиться: это, скорее, вопрос исторической случайности, а не теории7. Если данный аргумент принимается, то следствия для содержащихся в таблицах А Па и А 176 утверждений ясны. Восьмое утверждение из таблицы А 17а предполагает, что барьеры анархии и «гоббсовского страха» при отсутствии Левиафана можно передвинуть через изменение союзов государств и участия в блоках, но не устранить. Там, где барьеры «гоббсовского страха» между государствами уничтожены, легче наладить политическое и экономическое сотрудничество.
Неолиберальную теорию можно рассматривать как набор субгипотез, укладывающихся в рамки восьмого утверждения. Там, где «гоббсовский страх» устранен, вступают в действие неолиберальные утверждения, суммированные в таблице А 17б; там же, где страх остается, будет продолжать господствовать реализм8. Получаемое в результате можно назвать «гибким» реализмом. Подобно тому, как реализм, преобразуясь в неореализм, пошел на эпистемологическую «уступку» позитивизму (Spegele, 1983), неореализму сейчас нужно пойти на существенную уступку неолиберализму, признав, что при опреде-
7 Возьмите, например, послевоенные англо-американские отношения. Было бы нелепо предположить, что абстрактная теория может объяснить, почему отношения США и Великобритании были столь близкими в 60-е годы, что американцы могли доверять британцам в достаточной мере, чтобы продать им ядерное оружие. Как об этом писал Уолте, не следует ожидать от теории «объяснения, почему государство Х предприняло определенные действия в прошлый вторник» (Waltz, 1979, р. 121). Для США внешняя политика Великобритании в широком контексте была покрыта завесой неопределенности. Ясно было, однако, что 1) Британия никогда не применит ядерное оружие против США и 2) что британцы достаточно ответственны, чтобы не использовать его без предварительных консультаций с Вашингтоном. Решение США, конечно, можно анализировать с позиций либо относительных, либо абсолютных выгод, но это не объяснит, каким образом за предыдущие двадцать пять лет сложились необычайно доверительные отношения. По сути расчеты правительства США зависели от характера существовавших между Вашингтоном и Лондоном отношений, что, в свою очередь, определялось случайными историческими обстоятельствами.
8 В какой мере неолиберальные утверждения имеют отношение к ситуации сохраняющегося «гоббсовского страха»,можно по-прежнему изучить эмпирическим путем.
ленных условиях он дает всего лишь более правдоподобные объяснения. Следует подчеркнуть, что рассмотрение неолиберализма как особого случая «гибкого» реализма не «разрушает» неолиберализм, а всего лишь помещает его на более подходящее место. Неолибералов следует заверить, что это не означает снижения теоретической мощи их анализа. Устранение «гоббсовского страха» не означает конца анархии. Оно свидетельствует лишь о том, что анархичная структура, в которой действуют государства, становится «зрелой» в отличие от «незрелой» (Виzап, 1991). Все еще нет Левиафана, следящего за соблюдением правил игры, и все еще сохраняется значительная неопределенность как относительно целей и будущего поведения других акторов, так и относительно результатов сотрудничества и конфронтации. При всех компромиссах предлагаемый синтез неореалистического и неолиберального мышления, скорее всего, не будет поддержан ни тем, ни другим. Поживем — увидим.
ПРИЛОЖЕНИЕ 17А
Таблица А 17а
ГИБКИЙ РЕАЛИЗМ
УТВЕРЖДЕНИЯ, СУММИРУЮЩИЕ ГИБКИЙ РЕАЛИЗМ
А. Нефальсифицируемое ядро гибкого реализм»
1. Международная система анархична и основана на принципе «каждый за себя». При отсутствии единого имеющего силу центрального органа власти государства вынуждены полагаться главным образом, хотя не обязательно исключительно, на свои собственные силы для защиты экономических интересов и безопасности граждан.
2. Гоббсовское естественное состояние, определенным образом модифицированное, является удобным аналогом международной системы. А именно:
а) Поведение государств вовне не детерминируется внутренними обстоятельствами, хотя они могут влиять на определение национальных интересов государственными руководителями. Решающий фактор поведения государства вовне — внешняя среда. Она порождает высокий уровень неопределенности и способствует развитию у принимающих решения руководителей чувства «гоббсовского страха».
б) Если какое-либо государство ведет себя последовательно враждебно в анархичной системе, тогда потенциально подверженные его воздействию государства должны в ответ либо проводить реалистичную стратегию, либо придумать иные способы защиты. Реалистичную стратегию можно определить следующим образом: актор А будет наращивать свой, обычно военный потенциал, чтобы i) увеличить способность использовать силу (или угрозу силы) против актора Б и ii) снизить вероятность использования актором Б силы (или угрозы силы) против себя.
в) Государства, как следует из пунктов а) и б), находятся в постоянной готовности использовать силу в наступательных или оборонительных целях.
г) По различным историческим причинам государства могут передвинуть барьеры «гоббсовского страха» и в результате объединиться в более или менее связанные блоки. В плане обеспечения безопасности расчеты возможных действий и поведение этих блоков аналогичны расчетам и поведению государств.
д) Во внешней политике государства или блоки руководствуются следующими тремя основными мотивами: безопасностью («самосохранением»), выгодой («удовлетворением аппетитов») и славой/престижем («репутацией»).
3. В условиях анархии господствующая поведенческая стратегия государства состоит в стремлении либо максимизировать собственный силовой потенциал (Bull, 1977), либо не допустить чьего-либо перевеса сил (Уолтс), либо избежать таких отношений с другими государствами, при которых данному государству отводится роль подчиненного (Galtung, 1964), либо предотвратить достижение другими преимуществ за счет своих относительных возможностей (Греко).
4. В условиях анархии проведение такой стратегии преобладания порождает тенденцию к упреждающему экспансионизму или политическому империализму у государств, обладающих для этого физическими возможностями. Формы империализма будут варьироваться в соответствии с историческим контекстом. Национальные государства будут использовать любые удобные политические и/или экономические механизмы для поддержания и укрепления своих позиций в международной системе. Иногда империализм будет состоять в поддержке международных институтов, функционирующих по преимуществу в интересах государств-инициаторов их создания.