Конфликты в парламентской практике и способы их разрешения.

Парламент (Федеральное Собрание) - призван вырабатывать и формулировать общую волю народа на основе анализа и учета различных социальных интересов и принятия единых, обязательных для всех решений в форме законов. При этом достаточно часто возникают разногласия и конфликты между политическими партиями, фракциями, группами, отдельными депутатами.

Разрешение конфликта в парламенте возможно тремя основными способами.

Первый способ навязывание воли одной или нескольких групп депутатов другим участникам, что происходит главным образом в итоге голосования, при котором решение принимается большинством. Конфликт временно будет разрешен, но, как правило, он этим актом не исчерпан до конца и может возобновиться с новой силой в дальнейшем. Второй способ - компромисс, для достижения которого используются различные процедуры.

Третий консенсус, большей частью представляющий собой разновидность компромисса.

Формы работы парламента, во время которых происходят конфликты и способы их разрешения:

--Конфликты в законотворческом процессе. В соответствии с конституцией

РФ конфликтная ситуация, возникающая из-за отклонения Советом Федерации

проекта закона, принятого Государственной Думой, разрешается следующим

образом: палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления

разногласий и в случае ее успешной работы проект закона повторно

рассматривается Государственной Думой. Если комиссия создана не была или не пришла к согласованному решению, то Дума может провести повторное голосование законопроекта, который будет считаться принятым, когда за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы. Тем самым конфликт будет преодолен «силовым» способом. После этого голосования законопроект направляется уже не в Совет Федерации, а Президенту РФ. Тем самым в парламенте конфликт уже не будет возобновлен.

--Парламентские дебаты. Во время парламентской дискуссии в каждой из палат

нередко возникают конфликты между депутатами, подчас принимающие бурный

характер. Это касается также заседаний комитетов, комиссий, депутатских

фракций и групп. Основой рассмотрения и разрешения конфликтов во всех таких

случаях являются регламенты и иные нормативные акты палат, которые

регулируют порядок рассмотрения различных вопросов, проведения слушаний и

дискуссий. Некоторые нормы содержат правила депутатской этики, имеющие

прямое отношение к поведению сторон во время конфликта. Предусмотрены и

санкции к нарушителям: лишение слова, лишение права на выступление в

течение дня, предупреждение, указание, а также удаление из зала

приглашенных на заседание лиц. В регламентах устанавливаются

продолжительность выступления, порядок внесения предложений, очередность

их обсуждения и т.д.

--Конфликты при голосовании. Они нередко возникают как в силу обострения

эмоций депутатов в этот ответственный момент, так и из-за ошибок и

недоразумений, допускаемых при голосовании. Всего этого можно избежать лишь

при тщательной регламентации процедуры голосования, которая достигается как

принятием необходимых нормативных документов (правил), так и долголетней

практикой.

Постепенно и то и другое внедряется в работу обеих палат Федерального

Собрания, и теперь процедуры голосования более или менее отработаны. Многое

в процессе разрешения парламентских конфликтов зависит и от порядка

голосования, принятого депутатами применительно к конкретному вопросу

(открытое, поименное или тайное). Влияя на атмосферу обсуждения, тот или

иной порядок может либо притушить наметившийся конфликт, либо, напротив,

обострить его.

Наши рекомендации