Управление экономикой и социальной сферой

Позитивные перемены наметились в период «нулевых» в экономической области. Начиная с 1999 г., страна сводила бюджет с профицитом. В связи с этим возникли условия для досрочной выплаты внешнего долга и создания Стабилизиционного фонда, который составлял на конец 2005 г. свыше 1 трлн руб. Благоприятная конъюктура цен на энергоносители позволила существенно увеличить налоговые поступления и рост золотовалютных резервов Центробанка. По этому показателю Россия вышла на третье место в мире.

Валовой внутренний продукт, по данным Министерства экономического развития и торговли, вырос с 1999 г. по 2005 г. в долларовом эквиваленте в три, а в реальных ценах – в полтора раза. Вместе с тем темпы экономического развития были недостаточными. Сохранялся на высоком уровне разрыв в доходах различных групп населения; падал индекс качества жизни. С учетом этих реалий российская власть осенью 2005 г. выступила с рядом инициатив, оформленных как национальные проекты: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное жилье», «Сельское хозяйство». В 2009 - 2010 гг. был существенно увеличен размер пенсий, однако и после этого коэффициент замещения (соотношение размера пенсии и утраченного заработка) не достиг сорока процентов, предусмотренных конвенцией МОТ.

В 2008-2009 гг. разразился мировой экономический кризис, затронувший и Россию. Он повлек за собой спад производства и рост безработицы. Экспортная выручка упала вдвое. Правительству удалось с помощью чрезвычайных мер стабилизировать состояние банковской системы, поддержать фондовый рынок, оказать помощь реальному сектору. Уже в первые месяцы кризиса в экономику страны, главным образом, в банковскую сферу было направлено свыше 5 трлн руб.

В то же время, оказывая финансовую помощь банкам, органы государственного управления не связали их условиями о порядке использования средств, в том числе обязательном кредитовании реального сектора. Полученные триллионы были направлены на валютные спекуляции. Предприятия, лишившись кредитования, не смогли вовремя закупить сырье и материалы, выдать зарплату сотрудникам, расплатиться за энергоресурсы. В результате задолженность по зарплате возросла до 8 млрд руб., а безработица увеличилась до 7,5 млн человек.

«План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», утвержденный Председателем Правительства В. В. Путиным 7 ноября 2008 г., предусматривал меры по поддержке не только банковской сферы, но и сельского хозяйства, автомобилестроения, транспорта, малого бизнеса и рынка труда.

Правительство подняло размер максимального пособия по безработице с 3124 до 4900 руб. На предотвращение кризиса в жилищном строительстве было выделено около 100 млрд руб. Эти средства пошли, в основном, на выкуп государством уже построенного жилья с целью передачи этих квартир военным и семьям, проживавшим в аварийным домах. Финансовую помощь получили 295 объектов экономики, вошедшие в список градообразующих и системообразующих предприятий и компаний. В этот список попали не только государственные, но и частные компании («Русал», «Альфа-групп»). Были также предприняты шаги по снижению налоговой нагрузки на предприятия, малый бизнес и рядовых граждан.

Серьезной корректировке подвергся проект бюджета на 2009 г. В окончательном варианте, опубликованном только 6 мая 2009 г., доходная часть бюджета была снижена на 40 %. Важным изменением госбюджета стало перераспределение средств в его расходной части. На кризисную экономику выделялось на 70 % больше денег, чем раньше. Увеличились расходы на социальную сферу, хотя эта сумма была в 2 с лишним раза меньше запланированной на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Впервые за 10 лет бюджет стал дефицитным. «Россия будет жить с дефицитным бюджетом в течение нескольких следующих лет», - заявил В. В. Путин на заседании Правительства в марте 2009 г.

«Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации», утвержденная весной 2009 г., ориентировала органы власти и управления на выполнение главной задачи – перевод экономики с сырьевого на инновационный путь развития. Для этого необходимы структурное обновление экономики, последовательная демонополизация и развитие конкуренции, проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие страны.

В 2010-2012 гг. Правительству удалось добиться определенных успехов в реализации антикризисных мер: спад производства был остановлен и наметился небольшой его рост (на уровне 3 % в год), снизилась безработица, увеличился приток капитала.

В послании Президента В. В. Путина Федеральному Собранию (декабрь 2012 г.) были обозначены некоторые приоритеты в экономике и социальной сфере. В ближайшее время, по мнению Президента, необходимо:

- направить часть средств Фонда национального благосостояния на реализацию окупаемых инфраструктурных проектов;

- принять систему мер по деофшоризации экономики;

- ввести налог на роскошь, установить контроль за расходами чиновников, ограничить их права на заграничные счета, ценные бумаги и акции;

- совершенствовать механизм госзакупок, особое внимание уделить проверке их эффективности и целесообразности.

- увеличить ввод доступного жилья экономкласса, расширить возможности аренды и ипотеки;

- осуществить дополнительные меры поддержки семьи, в частности в 50 регионах со сложной демографической ситуацией выплачивать пособие на третьего ребенка в размере прожиточного минимума до достижения им трехлетнего возраста;

- осуществить меры по регулированию миграционных потоков, включая введение с 2015 г. заграничных паспортов, ужесточить наказание за незаконную миграцию.

В 2013 г. восстановительный рост российской экономики, наметившийся в предшествующий период, сменился рецессией. Темпы экономического развития снизились до 1,5%, а в некоторых отраслях скатились практически к нулевым показателям. И это – при высоких ценах на нефть, хорошем урожае, стабильно работающем правительстве. В автомобилестроении, например, падение производства в 2013 г. составило 10 %, в металлургии экспорт сократился на 13 %. Дополнительное негативное воздействие на отечественную экономику оказывают ряд проблем долгосрочного характера:

- рост демографической нагрузки на бюджет. На пенсию начинает выходить многочисленное поколение благополучных 1960-х гг. рождения – а в составе трудовых ресурсов их замещает малочисленное поколение, родившееся в 1990-е гг. Возрастание пенсионного бремени ограничивает возможности маневра ресурсами бюджета;

- окончание «потребительского бума». Если в прежние годы расширение потребительского спроса базировалось на быстром повышении доходов населения, снижении безработицы и развитии потребительского кредитования, то сейчас действие всех этих факторов исчерпано: государство и предприятия вряд ли смогут быстро повышать зарплаты, безработица стабилизировалась на уровне 5-5,5% экономически активного населения, масштабы выданных потребительских кредитов уже ставят банки перед риском кризиса неплатежей;

- глобальная конкуренция. Вступление России в ВТО обострило проблему конкурентоспособности нашей экономики, основанной на технологически отсталых производствах.

В связи с неблагоприятной экономической ситуацией принятый в первом чтении Государственной Думой проект бюджета на 2014-2016 гг. был секвестирован на 5 % по сравнению с первоначальным вариантом. Под сокращение попали расходы на образование (на 13 % по сравнению с 2013 г.), здравоохранение (9 %), социальную политику (2 %) и на сектор ЖКХ (почти 25 %). В то же время доля оборонных расходов в федеральном бюджете вырастет с 15,7 % в 2013 г. до 20,6 % в 2016 г.

В начале второго десятилетия XXI века Россия столкнулась с теми же проблемами, которые СССР безуспешно пытался решить в 1970-е годы: преодоление технологической отсталости, создание диверсифицированной экономики, развитие человеческого капитала. Сегодня, для того, чтобы совершить исторический рывок, необходима внятная промышленная политика, основанная на правильно выстроенных приоритетах. Ситуация мирового кризиса требует от нашей элиты «смены вех»: пришло время отказаться от прежних либерально-монетаристских иллюзий и в корне изменить экономическую стратегию.

Главной тенденцией в государственном управлении начала XXI была централизация, дальнейшее укрепление исполнительной вертикали при формальном сохранении демократических норм и институтов. В течение примерно десяти лет этот курс поддерживался большинством населения страны. Ухудшение экономической ситуации, а также явные признаки застоя в политической системе вызвали рост оппозиционных настроений в российском обществе. Можно ожидать, что период стабилизации заканчивается и вскоре ему на смену придет очередная полоса реформ.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные направления преобразований государственного аппарата в 2000 – 2012 гг.

2. Оцените результаты социально-экономической политики первого десятилетия XXI века.

3. Можно ли охарактеризовать современный этап как эпоху реформ или правильнее назвать его периодом контрреформ? Аргументируйте свой ответ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

ВАРИАНТ 1

1.Состав участников вече у древних славян IХ века:

а) все свободное население;

б) все свободное население, за исключением женщин;

в) взрослые мужчины – воины;

г) взрослые мужчины – воины, владельцы домов;

д) все указанные категории.

2. Название социальной верхушки славянского общества IХ века:

а) гриди;

б) дворяне;

в) отроки;

г) мужи;

д) мечники.

3. Денежный штраф за убийство в Киевской Руси:

а) продажа;

б) урок;

в) сметная гривна;

г) вира;

д) мзда.

4. Первый русский царь:

а) Иван III;

б) Василий III;

в) Иван IV;

г) Петр I;

д) Иван Калита.

5. Разрядный приказ в XVI веке занимался:

а) вопросами земельной собственности бояр;

б) земскими и губными старостами;

в) охраной правопорядка в Москве;

г) контролем за государственной службой;

д) наделением землей государственных крестьян.

6. Чем различались принципы организации прокурорской и фискальной службы в петровские времена? В списке различий укажите ошибку:

а) фискалитет – служба тайного надзора, прокуратура осуществляла надзор официальный;

б) служащие прокуратуры находились на государственном жаловании, фискалы вознаграждались долей имущества осужденного чиновника;

в) сеть фискального надзора была более плотной, захватывая провинциальные и уездные города; прокуратура ограничивалась губернским уровнем;

г) фискальная служба подчинялась прокуратуре;

д) вакансии в фискальной службе заполнялись только путем назначения, прокуроры нижнего уровня были выборными лицами.

7. Должность обер-вальдмейстера была создана Петром I в составе коллегии:

а) Военной;

б) Адмиралтейской;

в) Иностранных дел;

г) Юстиции;

д) Главного магистрата.

Наши рекомендации