Начало радикальной экономической реформы
К началу 90-х гг. экономика находилась под воздействием сразу нескольких неблагоприятных факторов:
- отсутствие внутренних ресурсов и наличие примерно 70 млрд долларов долга СССР;
- скверная рыночная конъюнктура на главные товары российского экспорта и развал внутрихозяйственных связей;
- разрушение прежней системы управления, нестыковка между новыми рыночными и старыми командно-административными методами;
- реальная угроза межэтнических конфликтов на территории бывшего СССР,
В октябре 1991 года Б. Н. Ельцин обратился к V Съезду народных депутатов с просьбой о дополнительных полномочиях, которые были предоставлены ему сроком на 1 год.
В ноябре 1991 года было сформировано новое Правительство, которое возглавил сам Президент, заявивший о готовности принять на себя ответственность за реализацию программы реформ. Экономический блок Правительства возглавил Е. Т. Гайдар (с июля по декабрь 1992 года – исполняющий обязанности Председателя Правительства РФ). Количество министерств и ведомств было радикально сокращено. Возникли принципиально новые формы управления – Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный комитет по управлению государственным имуществом. Появились объединенные министерства – промышленности, экономики и финансов; транспорта; торговли и материальных ресурсов.
Предстоящая реформа основывалась на применении методов макроэкономической стабилизации. Несмотря на провозглашенные благие цели – улучшить финансовое положение страны, сократить дефицит государственного бюджета, создать путем приватизации мощный класс собственников, сделать реальной рыночную конкуренцию, – механизмы для достижения таких целей не были продуманы, а радикализм, с которым реформа проводилась, получил название «шоковой терапии».
Меры в области экономики включали:
- либерализацию цен, что в условиях дефицита и общего падения объемов производства привело к резкому подорожанию промышленных товаров, а также продовольствия и предметов первой необходимости;
- разрешение всем предприятиям на внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации;
- установление высокого уровня налогообложения (до 80% прибыли), что зачастую делало невыгодным инвестиции в производство и вело в конечном итоге к массовому укрывательству прибыли от государства;
- сокращение социальных программ, уход государства из социальной сферы;
- ваучерную приватизацию, проводившуюся с целью ликвидации дефицита государственного бюджета и создания в России класса собственников.
Формально каждый гражданин получал в виде ваучера (10 тыс. рублей) свою долю государственной собственности. Реально же ваучеры стали инструментом концентрации капиталов, приватизации крупных промышленных предприятий, объектом спекулятивных операций. Все это привело к перераспределению собственности и резкой социальной дифференциации.
Последствия экономических реформ были очень серьезны:
- кризис неплатежей из-за разрыва сложившихся в СССР экономических связей;
- кризис сбыта в связи с ростом цен;
- высокая инфляция (среднемесячные темпы роста денежной массы во второй половине 1992 года достигли 28%);
- общий спад производства (за три квартала 19992 года – 20%);
- криминализация экономики (резкий рост количества экономических преступлений при слабости законодательной базы; утечка капиталов за границу);
- социальный кризис (к концу 1992 года реальные доходы сократились на 40%; основной статьей расходов стало питание (от 60 до 80% семейного бюджета). Как следствие – многочисленные забастовки и акции протеста. Попытка улучшить ситуацию за счет введения тарифной сетки для бюджетников, повышения пенсий и стипендий результатов не дала.
- резкое ухудшение положения в сфере образования, науки, культуры («утечка мозгов», сокращение выпуска научной литературы; падение качества образования; сокращение количества театров, музеев, библиотек).
Жесткий правительственный экономический курс вызвал оппозицию правительству со стороны Съезда народных депутатов и Верховного Совета. На VII Съезде народных депутатов (по истечении срока дополнительных полномочий, представленных Б. Н. Ельцину), была сделана попытка подчинить правительство Съезду и Верховному Совету. Президент был вынужден отправить в отставку главу правительства Е. Т. Гайдара, его место занял более умеренно настроенный В. С. Черномырдин. На съезд – не позднее 11 апреля 1993 года – должен был быть вынесен проект новой Конституции.