Кризис советской государственности и распад СССР.
18.1. Преобразования начального этапа «перестройки»
(1985 -1988 гг.)
Вторая половина 1980-х гг. вошла в историю нашей страны под названием «эпоха перестройки». Она была инициирована новым советским руководством во главе с М. С. Горбачевым. Целью реформ провозглашалось обновление социализма, совершенствование его политической и экономической системы. Но итоги перестройки оказались иными. Глубина и масштаб кризиса социализма советского образца, отсутствие продуманной в деталях программы преобразований, неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура — все это привело к утрате реформаторами контроля над процессом реформ, краху социалистической системы и распаду СССР.
Курс на модернизацию социализма был провозглашен на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. Одобренная тогда программа ускорения социально-экономического развития страны предлагала более активное использование достижений науки и техники в народном хозяйстве, приоритетное развитие машиностроительного комплекса, расширение прав предприятий, внедрение хозрасчета, укрепление порядка и дисциплины на производстве и т. д.
Курс на продолжение экономических реформ был подтвержден XXVII съездом КПСС (1986 г.). На 12 пятилетку планировалось увеличить темпы роста национального дохода до 20-22%, промышленной продукции – до 21-24%, сельского хозяйства – вдвое. Не удалось избежать традиционного завышения предполагаемых результатов, например обещаний к 2000 г. в 2,5 раза повысить производительность труда и экономический потенциал СССР в целом, а также согласно новой жилищной программе обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой или домом. Всерьез ставилась задача – догнать к 2000 г. США по уровню промышленного производства.
До 1987 г. новое руководство в качестве основного способа ускорения темпов экономического развития использовало административные меры. В частности, была сделана попытка перенести на гражданский сектор экономики методы управления, применявшиеся в военно-промышленном комплексе СССР. За образец управленческой структуры в правительстве была взята Государственная комиссия по военно-промышленному комплексу, объединявшая все министерства и ведомства этого профиля. По ее подобию были образованы специальные органы – Бюро Совета министров по машиностроению, затем – по топливно-энергетическому комплексу, химическому, агропромышленному комплексу, социальному развитию.
Еще одним примером попыток применения военно-административных методов управления экономикой было введение системы государственной приемки продукции на промышленных предприятиях по образцу военной приемки, действовавшей в оборонной промышленности. Реально эта мера привела только к образованию дополнительной бюрократической структуры.
Традиционным направлением реформаторской политики была борьба за укрепление трудовой дисциплины. Практически сразу после апрельского (1985 г.) Пленума было издано постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Производство водки и ликероводочных изделий в 1985-1986 гг. сократилось вдвое. Уничтожение виноградников в Грузии, Армении, Крыму нанесло огромный ущерб многовековой традиции виноделия в этих регионах. Хронический дефицит алкогольных напитков и карточная система их распределения привели к массовому самогоноварению. Был нанесен катастрофический удар по бюджету. Недополученные казной средства составили в 1985 г. 60 млрд руб., в 1986 г. – 38 млрд, в 1987 г. – 35 млрд, в 1988 г. - 40 млрд.
Еще одна черта, унаследованная командой М. С. Горбачева от предшествующего руководства, – демонстративная готовность преследовать коррупцию в государственном аппарате. Первый удар пришелся на внешнеэкономическое ведомство. Были арестованы некоторые люди из ближайшего окружения Л. И. Брежнева. Наиболее ярким воплощением антикоррупционных устремлений новой власти стала деятельность следственной группы Т. Х. Гдляна и И. В. Иванова в Узбекистане. Аресты затронули, по существу, всю партийно-государственную элиту республики. Разоблачение коррупции встретило поддержку широких слоев населения, превратившись в политический фактор.
Реальные перемены общественных настроений в стране начались спроведения политики гласности. На страницах периодических изданий развернулись бурные дискуссии о ситуации в стране, о выборе пути общественного развития, о «белых пятнах» в истории советского общества. Гласность пробила брешь в идеологической монолитности советской системы. Ожидание перемен создавало общий оптимистический фон. Молодой энергичный лидер вызывал доверие. В 1985 -1986 гг. произошло существенное обновление руководства страны. Председателем Совета министров СССР стал Н. И. Рыжков, министром иностранных дел – Э. А. Шеварднадзе. В высших органах партии укрепились позиции Е. К. Лигачева, А. Н. Яковлева, В. А. Медведева, Б. Н. Ельцина – людей, по-своему понимавших необходимость реформ. Постепенно обозначились главные направления перестройки: 1) политическая реформа; 2)экономическая реформа.
Основные направления политической реформы.Целью политических преобразований на первом этапе было провозглашено создание демократической модели социализма. Основные направления реформирования политической системы свелись к следующим:
-возрождение полновластия Советов в центре и на местах;
-отказ от однопартийной системы, переход к политическому плюрализму и строительству реального гражданского общества;
-создание правового государства, основанного на принципах разделения властей, парламентаризме, приоритете прав человека;
- обновление в условиях демократии федеративного устройства СССР.
Создание правового государства требовало изменения старого законодательства. В этот период были приняты законы о праве граждан на судебное обжалование действий администрации, о свободе прессы и СМИ, об общественных организациях, о въезде и выезде из СССР. Пересмотрено уголовное законодательство: отменены статьи «за антисоветскую пропаганду», ограничения в отношении религиозных организаций.
Гласность привела в движение широкие слои советской общественности. Возникли многочисленные общественные объединения и клубы в поддержку перестройки. В сентябре 1987 г. при Политбюро ЦК КПСС была создана комиссия во главе с А. Н. Яковлевым в целях дополнительного изучения материалов, связанных с репрессиями 1930—1950-х гг. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-х гг., в том числе Н. И. Бухарин, А. И Рыков, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев. Одновременно реабилитировалась деятельность диссидентов- правозащитников.
В 1987 г. при организации выборов в местные Советы был проведен политический эксперимент. Впервые с 1920-х гг. в ряде мест состоялись альтернативные выборы. Итоги эксперимента оказались следующими: избиратели в 9 раз чаще, чем на предыдущих выборах голосовали «против» депутатов в областные и краевые Советы; власти столкнулись с массовой неявкой на избирательные участки, в том числе «без объяснения причин». В частности, не состоялись выборы в 9 округах. Это были первые раскаты приближающихся политических бурь.
Изменения в жизни страны повлекли за собой размежевание граждан на сторонников и противников преобразований. Этот политический разлом затронул все слои советского общества. В стране стали появляться оппозиционные партии и движения. Однако доминирующее положение КПСС делало невозможной сколько-нибудь заметную конкуренцию с ней новых политических сил. Широкий общественный резонанс вызвала отставка в октябре 1987 г. популярного тогда в народе Б. Н. Ельцина с поста первого секретаря Московского городского комитета КПСС.
Состоявшаяся в июне 1988 г. XIX Всесоюзная партийная конференция обсудила ход перестройки в стране. Она объявила целью политической реформы создание «правового социалистического государства». Конференция рекомендовала внести ряд изменений в государственную систему страны.
В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР принял законы об изменении структуры высших органов государственной власти и избирательной системы. В соответствии с ними учреждался новый орган — Съезд народных депутатов СССР, а Верховный Совет реорганизовывался в постоянно действующий парламент. Выборы отныне должны были проводиться исключительно на альтернативной основе.
Перемены в общественно-политическом строе СССР раскололи КПСС. Ослабление партии в совокупности с неудачами экономического реформирования и ростом межнациональной напряженности привело на рубеже 1980 — 1990-х гг. к глубокому кризису советской государственности, дестабилизировало всю систему государственного управления.
Экономическая реформа.
Главной задачей экономической реформы, начиная с 1987 г., являлся переход от административных к экономическим методам управления производством. Первые попытки демонтажа административно-командной системы, предпринятые в рамках политики перестройки, относятся к 1987 г. Тогда был принят закон «О государственном предприятии», предусматривавший перевод предприятий на хозрасчет и самофинансирование. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые и горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов.
Переход предприятий на новые принципы хозяйствования осуществлялся с большим трудом. В условиях отсутствия развитой инфраструктуры, института посредничества, товарно-сырьевых бирж предприятия не могли наладить ни закупку сырья, ни продажу собственной продукции. К началу реформы убыточные предприятия составляли приблизительно 30% от общего числа, а 25 % получали чрезвычайно низкую прибыль. Лишение таких предприятий государственный дотаций открывало им прямой путь к банкротству.
В 1988 г. принимается закон о кооперации. В нем формально было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. Закон дал толчок быстрому развитию кооперации, новым явлением в экономике становится выведенная из тени индивидуальная трудовая деятельность. Произошли изменения и в организации сельскохозяйственного производства: появились первые фермерские хозяйства. Однако их удельный вес был невелик. К концу 1990 г. в них производилось менее 1% сельскохозяйственной продукции страны. В целом легализованный частный сектор быстро становился сферой притяжения «теневых» капиталов. Формирующаяся рыночная экономика приобретала полукриминальный, спекулятивный характер.
Решить главную задачу экономической реформы и перейти от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления производством в тот период не удалось. В условиях диспропорций и перекосов в народном хозяйстве, товарного дефицита, архаической системы ценообразования и несовершенства законодательства воспользоваться в полном объеме предоставленной самостоятельностью было очень сложно. Ослабление централизованного управления экономикой приводило к нарушению складывавшихся десятилетиями связей, местничеству и региональному сепаратизму. Плановые задания не выполнялись, наблюдалось падение производства.
К концу 80-х гг. государственный бюджет лишился двух главных источников своего пополнения: доходов от экспорта сырья (нефти и газа) и средств от продажи алкоголя. Падение цен на нефть и газ на мировом рынке привело к тому, что эта статья экспорта только в 1985-1986 гг. сократилась на одну треть. Осложнение экономического положения СССР толкало правительство к внешним займам. Платежи и погашение кредитов постепенно загоняли страну в долговую яму.
Экономическая реформа, подорвав административно-командную систему и не создав ей равноценной замены, окончилась провалом. Неудача на одном из главных направлений перестройки в конечном счете определила ее судьбу.
Бюрократия и перестройка. Перестройка была начата по инициативе М. С. Горбачева и еще нескольких человек из высшей партийно-государственной элиты. Она получила, особенно на начальном этапе, поддержку со стороны большинства слоев советского общества. Правда, их заинтересованность в переменах носила различный характер. Интеллигенция рассчитывала получить большую свободу для индивидуального творчества, рабочие и служащие связывали с ней достижение более справедливого порядка распределения общественного богатства, крестьянство — надежду стать подлинными хозяевами своей земли и труда. Однако общий ход, масштаб и характер перестройки во многом были определены экономическими и политическими интересами советского правящего класса — номенклатуры.
К началу 1980-х гг. значительная ее часть стала тяготиться коммунистическими условностями, зависимостью личного благополучия от служебного положения. Чтобы формально узаконить свое господство, стать настоящим собственником, ей необходимо было уничтожить социалистическую собственность и соответствующую партийно-государственную надстройку, которые в течение многих десятилетий являлись основой ее власти и благополучия. Это раскололо номенклатуру на «партократов», оставшихся верными прежним идеалам и ценностям и потому стремившихся во что бы то ни стало сохранить отжившую систему, и «реформаторов», активно включившихся в процесс преобразования советского общества и надеявшихся направить его в нужное им русло.