Принятие Конституции СССР 1977 г.
На протяжении "брежневского" двадцатилетия органы государственной власти сохранялись практически в прежнем виде. Изменения были
незначительны и не затрагивали существа системы:
- 1964 г. - ликвидированы последствия разделения местных Советов
по производственному признаку;
- 1966 г. - увеличено с 4 до 16 число постоянных комиссий при обеих палатах Верховного Совета CCСP;
- I968 - I97I гг. - укреплен статус низовых Советов как органов, обладающих всем комплексом властных полномочий на своих территориях;
- 1970-е гг. - расширены контрольные полномочия Верховных Советов
СССР и союзных республик по отношению к правительству.
Вторая половина 70-х гг. стала временем принятия очередной Конституции СССР. Она должна была сменить не только сталинскую Конституцию 1936 г., но и в известной степени Программу КПСС, обещавшую построение коммунизма к 1980 г. В новом Основном законе не было деклараций о скором наступлении коммунистического общества. Вместо этого появилось положение о так называемом «развитом социализме» - особой исторической фазе, для которой характерны «зрелые социалистические общественные отношения, сближение всех классов и социальных слоев, всех наций и народностей и образование на этой основе новой исторической общности людей – советского народа».
Политическая система СССР была определена как «социалистическое общенародное государство, выражающее интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Советы депутатов трудящихся переименовывались в Советы народных депутатов.
Как и раньше, Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти. Теоретически Верховный Совет олицетворял представительную власть и был законодательным органом, работал в сессионном порядке. Депутатом Верховного Совета мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет.
Верховный Совет СССР был наделен правом высшего контроля за деятельностью государственного аппарата. Из своего состава он избирал постоянно действующий орган – Президиум, образовывал правительство СССР, избирал Верховный суд СССР, назначал Генерального прокурора СССР. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета национальностей. Совет Союза избирался по норме 1 депутат от 300 тыс. человек населения. Совет Национальностей – по квотам: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой национальной области и 1 депутат от каждого национального округа. Обе палаты обладали правом законодателей инициативы, их сессии проходили одновременно.
Президиум Верховного Совета СССР работал между сессиями и обладал широкими полномочиями, фактически сопоставимыми с правами самого Верховного Совета. Указы Президиума утверждались на очередной сессии Верховного Совета и становились законами.
.
|
|
|
|
Рис. 24. Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1977 г.
Высший орган исполнительно-распорядительной власти был представлен правительством – Советом министров СССР. Высший орган судебной власти – Верховный суд СССР – осуществлял надзор за деятельностью судов, обладал правом суда первой инстанции и надзора дел в кассационном порядке.
Конституция СССР 1977 г. внесла незначительные изменения в политическую систему:
1. Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен до 5 лет; местных Советов – до 2,5 лет.
2. Полномочия местных Советов были несколько расширены.
3. Закреплена обязанность депутатов регулярно отчитываться перед избирателями.
4. Ряд государственных функций передавался общественным организациям (например, управление санаториями и домами отдыха – профсоюзам)
5. Впервые зафиксировано право союзных республик обращаться с законопроектами в высшие органы власти СССР.
6. Закреплены формы непосредственной демократии – референдум и всенародное обсуждение.
Новые права и свободы граждан, гарантированные Конституцией 1977 г.:
личные права:
- на обжалованье действий должностных лиц;
- на судебную защиту чести и достоинства;
- на критику действий государственных и общественных организаций;
социальные и культурные права:
- на охрану здоровья;
- на жилище;
- на пользование достижениями культуры;
- свобода творчества.
Конституция СССР 1977 г. более четко обосновала руководящую роль Коммунистической партии, назвав ее «ядром политической системы ». За этой абсолютно неправовой формулировкой скрывалось реальное явление – дублирование всей системы управления партийным аппаратом.
Согласно официальной статистике, в обсуждении проекта Конституции приняли участие свыше 140 млн человек – более четырех пятых всего взрослого населения страны. Результатом достаточно формального «всенародного обсуждения» стало принятие нового Основного закона Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г.