Структура конституции ссср 1977 года

По своей структуре новая Конституция отличалась от предшествующих ей (1918,1924,1936гг.).

Она состояла из преамбулы, которая содержала некоторые положения политического, научного и практического значения, и 174-х статей. В преамбуле Конституции констатировалось построение “развитого социалистического общества” и создание “общенародного государства”, а в качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества”, базирующегося на общественном самоуправлении.

Конституция состояла из следующих разделов: 1) Основы общественного строя и политики; 2) Государство и личность; 3) Национально-государственное устройство; 4) Советы народных депутатов и порядок их избрания; 5) Высшие органы власти и управления; 6) Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; 7) Правосудия, арбитражи и прокурорский надзор; 8) Герб, флаг, гимн и столица; 9) Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция СССР 1977 года подчеркивала свою преемственность (1918,1924,1936гг.), но имела и определенные отличия. Впервые в Кон-ции появился специальный раздел об основах общественного строя и политики СССР. Термин “общественное устройство” был заменен понятием “основы общественного строя”. К общественному строю Конституция относила политическую и экономическую системы. Кон-ция 77г. определяла СССР как социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

В Конституции впервые была дана характеристика политической системы и составляющих ее компонентов. Подчеркивалось, что в СССР вся власть принадлежит народу. Политической основой СССР выступили Советы народных депутатов, что соответствовало сложившимся в СССР общественным отношениям. Подчеркивалась роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества. Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Высшим судебным органом в СССР яв-ся Верховный Суд. Все судьи и народные заседатели должны быть независимы и подчиняться только закону. Впервые вводится понятие “презумпции невиновности”, т.е. никто не может быть призван виновным в совершении преступления иначе как по приговору судьи.

Новая Конституция значительно расширила полномочия профсоюзных и других общественных организаций.

Для Конституции СССР 1977г. характерна преемственность положений об экономической системе социалистического общества. Важное значение имело указание на то, что никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных интересах.

Новый раздел в К-ции “Государство и личность”. Существенные изменения общественных отношений обусловили необходимость выдвижения на одно из первых мест в Основном Законе регулирование взаимоотношений государства и личности.

Конституция закрепляла новые формы “непосредственной демократии”: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права; право на обжалование действий должностных лиц; на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство гражданина; критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась “неразрывная связь” прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большой определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

119

Изменения в государственном и общественном строе СССР в 1985-1991 гг.

Этапы: 1. ускорения социально-экономического раз­вития Средство достижения этого в переводе предприятий на систему полного хозяйственного расчета. ликвидирована плановая система хозяйства, от­менена гос-ая монополия внешней торговли, создава­лась широкая сеть кооперативов и совместных предпри­ятий, процесс приватизации. Следствие этапа реформы: быстрый спад производства, продовольствен­ный и товарный дефицит, кризис финансово-кредитной системы, ухудшение жизни населения. 2. Этап гласности направлен на демократиза­цию общественной и политической жизни. Создание массовых политических организаций с антисоветским настроем. 3. Этап перестройки направлен на преобразова­ние главных институтов государства. создан Съезд народный депу­татов СССРкак высший выборный орган гос. власти; Съезд избирал Верховный Совет СССР; 1990 принят Закон об учреждении Президента СССР, он приобретал статус главы гос-ва, наделялся широкими полномочиями, призван согласовывать действия законодательной и исполни­тельной властей;

120

Децентрализация и распад СССР: правовые аспекты. Становление
государственного механизма Российской Федерации:
конституционный кризис 1992 -1993 гг. Принятие Конституции РФ 1993

Сущность реформы общества:распространение гласности в общественной жизни, перестройка аппарата во всех государственных органах. Причины проведения реформ гос. аппарата:социалистич. система гос-ой власти перестала отвечать демократическим принципам, неблагоприятная экономическая обста­новка - распространилась теневая эконо­мика, коррупция в го­с. аппарате. Реформы направлены на изменение поли­тической обстановки в стране, появление многопартийности. Результат:возрастание в республиках национального напряжения => межнациональные воору­женные столкновения. Реформызатронули экономику(спад произ­водства, инфляции). Последствия:хозрасчет и самофинансирова­ние предприятий, легализована частная предпринимательская деятельность; 4 уровня цен: гос-ые, договорные, кооперативные, «черно­го рынка». сис­тема представительных органов 2 уровней:Съезд народных депутатов; Верховный Совет. Учрежден пост Президента СССР. резуль­таты реформирования социалистич. об­щества: распад СССР и признание РФ преемником СССР; расширение внешнеполитических отношений. Принятие 12 дек 1993 г. Конст РФ - Основной закон РФ, который обладает высшей юридической силой на всей тер­ритории РФ. Основные принципы:верховенство Конст.; прямое действие конституционных норм; Основные положения: формирование правового гос-ва; человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью; Конст. и законодательство обладает высшей юр.силой; федерализм; суверенитет и территориальная целостность России; единая система гос.органов власти; принцип разделения властей.

Общественный и государственный строй Российской Федерации 1991-2001 г.г.

Как и Горбачев, Ельцин медлил с непопулярными реформами. К концу 1991 запасы продуктов иссякли, нависла реальная угроза голода. Реформы пришлось срочно "начать с конца". И.о. премьера Е.Т. Гайдар провел в январе 1992 либерализацию цен и отменил фондирование ресурсов. Это заполнило прилавки и спасло страну от голода. Но в условиях монополизма производства это привел к росту цен за год в 100-150 раз (а зарплаты - в 10-15 раз). Медленно начиналась приватизация, сильно пораженная коррупцией. Выросла безработица, особенно ВПК. В декабре депутаты признали работу Гайдара неудовлетворительной. Премьером стал опытный управленец В.С.Черномырдин. Реальна была на рубеже 1991-1992 гг. и угроза распада России. Сепаратизм проявился в Татарстане Башкортостане, Якутии. Трудные переговоры и взаимные уступки позволили в марте 1992 г. подписать Федеративный договор. Но в Чечне возник кровавый конфликт. Однако национальная политика Ельцина терпела провал, как и когда-то царей и коммунистов. Прорыв, достигнутый в августе 1996 г. на переговорах А.И.Лебедя с чеченскими сепаратистами, вызвал надежды на решении кровоточащей проблемы.

Трудная проблема - ситуация в СНГ, особенно положение русскоязычных жителей, когда сотни тысяч бегут в Россию из Средней Азии, Казахстана и Кавказа Подписаны сотни документов о сотрудничестве стран СНГ, но многие из них не работают. Внутри СНГ сложился более тесный "союз 4-х" - с Казахстаном, Киргизией Беларусью. Острая проблема нашего времени - конфликт президента и парламента достигший пика осенью 1993г. (Конституция 1978 г. с множеством поправок подпитывала притязания обеих сторон).

На референдуме 12 декабря была одобрена Конституция РФ. РФ стала республикой смешанного типа с широкими полномочиями президента, одновременно прошли и выборы в 1 (V), а в 1995г. - во 11 (VI) думу.

Показательны скромные результаты "партий власти" - "Выбора России" демократа Т. Гайдара в 1993 г. и правоцентристского НДР В.Черномырдина в 1995г. Изобилие фракций в думе, сильные позиции КПРФ (часто в блоке с националистами), конфликты думы с президентом и верхней палатой - все это политизирует работу думы и мешает принятию назревших законов. Все же в 1994 г. была принята 1ч., в 1996г. - 2ч. ГК РФ. 1 января 1997г. вступает в силу УК РФ. На президентских выборах летом 1996 г. ослабли позиции демократа Г.Явлинского и националиста В.Жириновского, провалилась кандидатура экс-президента СССР М.Горбачева. Однако успешно выступил генерал А.Лебедь. Победу на этих свободных выборах одержал Б.Ельцин (перевес 10 млн. голосов над Зюгановым). Но из 40 млн. избирателей Ельцина многие в нем видят лишь меньшее зло в сравнении с красной угрозой. Острые проблемы России остаются открытыми.

120.

Распад СССР.

1. Выход союзных республик из состава СССР; 2. Референдум; 3. Последствия августа 1991 г.

1. По мере ослабления СССР и укрепления суверенитета республик поднимается волна сепаратизма - движения за выход из состава СССР.

Содержащееся в Конституции СССР положение о праве союзных республик на выход из состава СССР никогда не рассматривалось как осуществимое. Поэтому процедуры реализации этого права создано не было. В конце 80-х гг. в ряде союзных республик наблюдается движение за выход из СССР. В этих условиях Верховный Совет СССР 3 апреля 1990 г. был вынужден принять закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», регламентирующий реализацию конституционного права на выход из состава СССР и предусматривающий при этом референдум и пятилетний срок.

Крах СССР был предрешён начавшимся крахом КПСС. Выход из КПСС республиканских партийных организаций в условиях сложившегося за десятилетия партийно-государственного единства означал, что не за горами и выход республик из состава СССР. Ждать пришлось недолго. Первыми в борьбу за независимость включились республики Прибалтики, а остальные повторили этот путь.

2. Ввиду поднявшейся волны сепаратизма стала очевидной необходимость закрепления в юридической форме стремления большинства граждан к сохранению СССР. С этой целью руководство СССР решило провести референдум.

В соответствии с решениями IV съезда народных депутатов Верховный Совет СССР постановил провести 17 марта 1991 г. референдум СССР по вопросу о сохранении СССР как федерации равноправных республик. Была определена следующая формулировка вопроса: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» Предлагалось выбрать один из ответов: «да» или «нет».

Большинство населения страны на референдуме СССР высказалось за сохранение СССР как федерации, но руководство СССР, утратив механизмы своего воздействия на республики через строго централизованную систему партийного руководства, не смогло найти других, и процесс распада СССР продолжался. Ярче всего это проявлялось в войне законов, т. е. игнорировании местными органами власти Конституции СССР, законов СССР, создании неконституционных, параллельно Советам, структур власти на местах и т. д.

3. События 19-21 августа 1991 г. явились последней организованной попыткой противодействия распаду СССР и созданию на его месте конфедерации в той или иной форме. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему подъему децентралистских сил по всему пространству СССР. Президент СССР не мог исполнять свои обязанности гаранта единства и территориальной целостности своего государства. Большинство союзных республик, ранее объявивших о своем суверенитете, теперь пошли дальше, заявив о независимости и обратившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили союзную собственность республиканской и перестали принимать участие в деятельности союзных структур и в работе союзных органов власти.

Судьба СССР была решена на Беловежской встрече руководителей трех республик — Белоруссии, России и Украины 8 декабря 1991 г., когда в Минске было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Соглашение предусматривало роспуск Союза ССР, прекращение действия законов СССР и ликвидацию его органов. Это Соглашение подтолкнуло другие республики присоединиться к процессу роспуска СССР.

Наши рекомендации