Становление многопартийности в России
Манифест 17 октября провозглашал политические свободы, включая свободу собраний и союзов. «Временные правила об обществах и союзах», изданные 4 марта 1906 г., легализовали образование профессиональных союзов, политических объединений и партий.
С этого времени в России начинает формироваться легальная партийная система. Если революционно-радикальный лагерь был организованно оформлен еще до революции 1905-1907 гг., то буржуазно-либеральные партии стали создаваться лишь в ее ходе.
«Союз 17 октября» (октябристы)являлся партией крупных капиталистов и землевладельцев (лидеры – А. И. Гучков, Д. Н. Шипов). Политический идеал – унитарное государство; конституционная монархия, ограниченная парламентом. Октябристы – сторонники «сильной власти» – считали, что 17 октября 1905 г. в России установлен нужный государственный строй и на этом революция должна закончиться. Экономическая платформа октябристов – монетаризм. Они являлись противниками отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян, предлагая решить проблему малоземелья за счет казенных и свободных земель. В рабочем вопросе выступали против введения 8-и часового рабочего дня.
Конституционные демократы (кадеты) – партия либеральной буржуазии и интеллигенции (лидеры – П.Н.Милюков, В.Д.Набоков). Политический идеал – конституционная монархия с двухпалатным парламентом (вторая палата сформирована из представителей местного самоуправления). В национальном вопросе кадеты допускали автономию и культурное самоопределение окраин в рамках империи. В рабочем вопросе – высказывались за право на забастовку, 8-и часовой рабочий день, выборные инспекции по труду, поддерживали идею социального партнерства. Кадеты были сторонниками выкупа помещичьих земель в пользу крестьян.
Охранительное направление было представлено «Союзом русского народа» и «Советом объединенного дворянства» - крайне правыми монархическими партиями. Черносотенцы считали Манифест 17 октября 1905г. отступлением от традиционной формы правления и ратовали за возвращение к исконным для России «православию, самодержавию, народности».
Третьим направлением в политическом спектре России было неонародничество, которое на протяжении многих десятилетий представляло собой широкое общественно-политическое движение. Выразительницей неонароднической идеологии в начале ХХ века являлась партия эсеров(социалистов-революционеров) – одна из влиятельных политических партий и самая массовая. В 1906 г. от нее откололись народные социалисты (правое крыло) и эсеры-максималисты (левое крыло). В политической сфере эсеры настаивали на демократической республике с широкой автономией областей, всеобщим избирательным правом и заменой армии ополчением; в области производства – на установлении минимума заработной платы и государственном страховании, в сфере аграрной – на социализации земли, то есть передаче ее в общинное владение и распоряжение. Эсеры выступали за отличный от западного путь развития России.
Четвертой группой политических организаций в России начала ХХ века стали социал-демократические партии, основанные на идеологии марксизма. Российская социал-демократическая рабочая партия, основанная в 1898 г., в 1903 г. раскололась на две фракции – меньшевиков (сторонников ортодоксального марксизма западного образца) и большевиков, пытавшихся приспособить марксизм к специфическим условиям России. Впоследствии из этих фракций сформировались две самостоятельные социал-демократические партии. Политическая программа большевиков в 1905 г. – свержение самодержавия и передача власти Учредительному собранию. В идеале Россия должна стать республикой с однопалатным законодательным собранием, выборными судами и всеобщим вооружением народа. Подчеркивался светский характер государства. В области социальных отношений партия предлагала ввести прогрессивный подходный налог, установить 8-и часовой рабочий день, запретить штрафы на производстве, создать промысловые суды (из рабочих и работодателей). В аграрном вопросе – отмена выкупных платежей, отчуждение помещичьих земель в пользу крестьян, снижение арендной платы.
В целом довольно пестрый спектр политических сил России впервые ярко проявился во время выборов в Государственную думу и в ходе ее работы.