Политический плюрализм. Становление многопартийности в России

Разнородность общественных элементов – один из важных признаков демократии, правового государства. Самостоятельность и равноправие разнообразных партий и движений в определении своих целей и действий в обществе создают благоприятную обстановку для творчества, поиска альтернативных путей развития. Терпимость к оппонентам, готовность к компромиссам, поиск консенсуса способствуют политической консолидации общества в целом.

Плюрализм – это принцип организации общества, основанный на признании многообразия существующих интересов и их конкуренции. Политический плюрализм является условием и признаком демократического режима.

Политический плюрализм:

- признает

- создает необходимые условия для реализации

- поощряет многообразие интересов политических организаций и интересов, конкурирующих между собой.

Плюрализм является полной противоположностью монополистического принципа организации общества. Среди политических организаций, включенных в политическую систему (движения, группы, клубы и др.). важнейшими по значению являются партии.

Политическая партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Партия имеет определённую структуру и политические цели. Партии играют большую роль в демократическом обществе и являются связующим звеном между гражданским обществом и государством. Некоторые учёные считают, что политические партии обязательно стремятся к политической власти в своём государстве. Они выражают интересы тех слоёв общества, которые представляют и стремятся донести их до государства, государственных органов.

Признаками партии являются:

- наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;

- наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;

- фиксированное членство;

- разветвленная сеть первичных местных организаций.

Под многопартийностью понимают наличие двух или нескольких партий – как общественное явление, так и многопартийность как система партийной власти. Многопартийная система является важным признаком демократического государства. Это означает, что в стране существует больше одной партии.

Это важно потому, что таким образом представлены интересы различных групп общества, появляется возможность оппозиции правящим структурам, уничтожается возможность узурпации власти одной партией или группировкой.

Наиболее эффективной считается партийная система, включающая от двух до пяти партий. Наличие множества политических партий ведёт к их слабости, раздробленности в обществе, размытости и дублированию их позиций.

Многопартийность способствует поиску согласия с представителями различных политических партий в выработке стратегии и тактики в различных сферах общества.

Партии России молоды, их становление протекает в трудный период отечественной истории – переход от тоталитаризма к свободе и демократии, рыночным отношениям, существует раскол в обществе, отсутствие правой и политической культуры населения.

История политических партий начинается с XVIII - XIX вв. Первоначально политические партии формировались в результате объединения парламентских фракций. Сейчас наряду с этим путём создания партий существуют ещё несколько. Партии возникают в результате трансформации непартийных структур. Довольно часто партии создаются популярными и влиятельными политическими деятелями. Особой разновидностью политических партий стали массовые партии, которые формировались в результате стихийных социальных движений.

Функции политических партий:

- политическая;

- социального представительства;

- социальной интеграции;

- политического реконструирования;

- идеологическая;

- электораторная;

- осуществлять набор новых членов.

Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями:

-в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема.

Организационная структура таких партий крайне проста, их центр – в парламентских фракциях. Массовые же партии имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

-в зависимости от степени участия в осуществлении политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);

-по устойчивости существования политические партии подразделяются на стабильные и неустойчивые;

-по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

-по характеру целей и отношению к существующему общественно-политическому строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

-по месту в политическом спектре общества партии можно условно подразделить на левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

В Конституции РФ (принята 12 декабря 1993 г.) признаётся политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика численность. С другой стороны, интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.

1. Политика, её субъекты и объекты, цели и средства.

Почти на всём протяжении существования человечества и особенно в современный период политика играла огромную роль как в жизни отдельных людей, так и целых народов.

Термин «политика» (от греч. polis – город) в Древней Греции обозначал различные формы государственного правления. Позже он стал обозначать «искусство управления государством», «государственные дел».

Политика существовала не всегда. Основными причинами её появления можно считать следующие:

- поляризация общества, ведущая к появлению социальных противоречий и конфликтов, нуждавшихся в разрешении;

- возросший уровень сложности и значимости управления обществом, который потребовал формирования особых, отделённых от общества, органов власти.

Появление политической и государственной власти и есть важнейшая предпосылка политики.

Политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Существует несколько трактовок термина «Политика»:

Политика – это отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

Политика – сфера деятельности групп, партий, индивидов, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Функции политики:

- выражение значимых интересов всех групп и слоёв общества;

- интеграцию различных социальных слоёв;

- обеспечение дальнейшего развития общества;

- управление и руководство общественными процессами;

- политическая социализация личности (т. е. процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль).

По масштабам проведения различают локальную, региональную, общенациональную и международную политику, а по срокам осуществления – текущую, долговременную и перспективную.

Субъекты политики – это индивиды, социальные группы, слои, организации, которые участвуют в процессе реализации политической власти или влияние на неё. Субъектами политики могут быть:

- классы, нации и др.;

- государство, партии и т.д.;

- привилегированные группы;

- политические лидеры.

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения политической власти внутри общества, внешняя – отношения между государствами на международной арене.

Политика как всякая сознательная деятельность имеет определенные цели. Они могут быть долгосрочными и текущими, актуальными и неактуальными, реальными и нереальными.

Цели той или иной политики зависят от субъектов осуществления политики, от их интересов, от назревших социальных потребностей, от состояния общества. В политической практике остро стоит вопрос о соотношении целей и средств политической деятельности. Оправдывает ли «высокая», благородная цель «грязные», насильственные методы ее достижения? Часть мыслителей, политиков-практиков утверждали нерасторжимость политики и морали, верховенство моральных норм в политике (Аристотель, И. Кант). Но такой подход ведет к отрыву политики от реальности, делает ее малоэффективной и догматичной. Другой подход связан с именем Н. Макиавелли, отделявшего политику от морали (в соответствии с известной формулой: «Цель оправдывает средства»). Но использование неправедных средств для достижения «высоких» идеалов не только аморально, но и часто приводит к результатам, заметно отличающимся от заранее поставленных целей. Очевидно, необходима целая система мер общественного контроля за деятельностью политиков – мер, основанных на общечеловеческих ценностях (прежде всего правах и свободах человека).

Наши рекомендации