Понятие государства. Его признаки и функции
Государство представляет собой сложное социальное явление. Историки полагают, что как социальный институт государство существует более 5 тыс. лет. Возникнув в глубокой древности, оно проделало значительную эволюцию от первых примитивных государственных образований до современных форм правового и социального государства. В науке нет общепринятого определения государства. В самой общей форме под государством следует понимать политическую организацию общества, обладающую властными полномочиями, аппаратом управления и принуждения, выражающую преимущественно интересы доминирующего социального слоя и выполняющую социально значимые для всего общества задачи.
Признаки государства. Государство как социальный институт характеризуется рядом признаков, позволяющих отличить его от организации власти и управления в первобытном обществе, а также от иных политических организаций современного общества. К таким признакам относятся:
1) наличие публичной власти, поставленной над обществом и оформленной в особую структуру по управлению его делами — государственный аппарат, состоящий из различных органов и должностных лиц;
2) территориальная организация власти и населения, предполагающая распространение властных полномочий государства на всех людей, населяющих его территорию;
3) государственный суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость в отношениях с другими государствами;
4) организация сбора налогов с населения, которые идут на содержание государственного аппарата и осуществление функций государства;
5) монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные акты, обязательные для населения страны;
6) монополия на легальное применение физического и иного насилия, включая возможность лишения граждан жизни и свободы.
Функции государства. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач называются функциями государства. Их принято подразделять на внутренние и внешние.
Внутренние функции представляют собой основные направления деятельности государства внутри страны. Они, в свою очередь, также подразделяются на две группы — охранительные и регулятивные. К охранительным функциям относятся охрана существующего государственного и общественного строя и защита прав и свобод граждан, законности и правопорядка. Регулятивные функции государства:
а) экономическая функция — разработка экономической политики, установление правовых основ хозяйственной и финансовой деятельности, управление государственными предприятиями и т.д.;
б) социально-культурная функция — определение политики в области здравоохранения, образования, науки, культуры, социальная защита населения, жилищное строительство и т. п.
Внешние функции заключаются в основных направлениях деятельности государства на международной арене. Это в первую очередь оборона страны от внешнего нападения и международное сотрудничество.
1.2. Форма государства
Форма государства указывает на способы организации государственной власти в стране. Она включает в себя два взаимосвязанных элемента: форму правления и форму государственного устройства.
Форма правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их формирования и взаимоотношения друг с другом. Известны две основные формы правления: монархия и республика.
При монархическойформе правления верховная власть полностью или частично принадлежит одному лицу — монарху — и передается, как правило, по наследству. Монархии подразделяются на неограниченные, когда верховная власть всецело принадлежит монарху, и ограниченные, когда монарх разделяет власть с другими государственными органами.
Неограниченная монархия бывает деспотической и абсолютной. Деспотическая монархия зародилась в странах Древнего Востока и отличается обожествлением верховного правителя и полным бесправием подданных. Абсолютная монархия появилась в эпоху разложения феодализма и зарождения буржуазных отношений и сохранилась до настоящего времени. В отличие от деспотической монархии, при абсолютной монархии воля главы государства связана издаваемыми им законами.
Основными историческими формами ограниченной монархии являются: сословно-представительная (монарх делит власть с сословно-представительными учреждениями; существовала в эпоху образования централизованных государств), дуалистическая (монарх сохраняет в своих руках исполнительную власть, а законодательную разделяет с выборным представительным органом; возникла в переходную эпоху от феодализма к капитализму и сохранилась до настоящего времени в некоторых азиатских и африканских государствах) и парламентская (монарх лишь формально обладает верховной властью, «царствует, но не правит»; представлена в большинстве монархических государств современности).
При республиканскойформе правления верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением. Хотя республиканские формы правления встречались в древности (греческие полисы, Римская республика) и в средневековье (Новгородская республика, Венеция, Генуя), доминирующими в мировом масштабе они становятся лишь в XX веке.
В зависимости от того, кто в республике формирует правительство — президент или парламент, современные республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.
2. Под формой государственного устройства понимается политическое и административно-территориальное деление государства, взаимоотношения между его составными частями. Из истории известны три основные формы государственного устройства: унитарная, федеративная и конфедеративная.
Унитарное государство — это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не имеющих политической самостоятельности. Действуют единая система высших государственных органов и единые законодательная, судебная, налоговая и денежная системы.
Федерация — союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований — субъектов, обладающих относительной самостоятельностью. В федеративном государстве сосуществуют федеральный государственный аппарат и государственный аппарат субъектов, федеральная правовая система и правовая система субъектов, федеральное гражданство (подданство) и гражданство (подданство) субъектов, двухканальная система налогов. За субъектами может быть сохранено право выхода из федерации.
Конфедерация — союз суверенных государств, образованный для обеспечения их общих интересов. Конфедерация не имеет единых высших органов, вооруженных сил, правовой системы, гражданства (подданства), территории и т.д. Вместе с тем государства — члены конфедерации могут договориться о создании общих структур для решения конкретных задач. Конфедерации обычно недолговечны и со временем трансформируются в более прочные государственные образования или распадаются.