III. Корейская война и укрепление «международного престижа» КНР
Одной из целейнового руководства Китая стало укрепление национального суверенитета.Необходимо было прервать череду неудач и бедствий, преследующих Китай на протяжении уже более 100 лет.
США не сразу стали принципиальными противниками новой власти. Еще в конце 1949 г. — первой половине 1950 г. они делали шаги к признанию коммунистического режима в Китае. Но в то время возможные переговоры в этом направлении были сорваны в связи с арестом американского генерального консула в Мукдене. Затем ситуация стала накаляться в связи с обострением обстановки вокруг Кореи.
Кореябыла аннексирована Японией еще в 1910 г. После 1945 г. страна оказалась частично под оккупацией советских, частично — американских войск. Линия контроля была проведена по 38-й параллели северной широты. В 1947 г. решение корейской проблемы передано на рассмотрение в ООН. Создана Временная комиссия ООН по Корее с целью добиться объединения страны посредством выборов.
На Север советские власти Комиссию не пустили, а на Юге в мае 1948 г. были проведены выборы и создано правительство во главе с «отцом нации» — Ли Сын Маном.Это правительство стало претендовать на представительство всей Кореи, но именно того же добивалось и другое правительство, созданное на Севере, — его возглавил проведший многие годы в СССР КимИр Сен.Войска СССР и США были выведены из Кореи в 1949 г.
Тем временем ситуация менялась. Появился новый мощный союзник — КНР, и в Северной Корее всерьез планировали вторжение в Южную. Война началась 25 июня 1950 г.,а уже на следующий день была захвачена столица Южной Кореи — Сеул. Вероятно, это было сделано с одобрения и Сталина, и Мао Цзэдуна.
По просьбе США Совет Безопасности ООН — в отсутствие советского представителя —- принял резолюцию, требующую прекращения огня и отвода северокорейских войск. Одновременно президент США Гарри Трумэн дал указание генералу Дугласу Макартуру, командующему американскими войсками в Японии, оказать поддержку Южной Корее, а 7-му флоту США взять под защиту Тайвань.
27 июня 1950 г. Совет Безопасности принял еще одну резолюцию, в которой призвал всех членов СБ помочь Южной Корее отразить нападение, направив туда контингента своих войск. Откликнулись 15 государств. Это вызвало гневную реакцию Китая — 6 июля 1950 г. КНР заявила официальный протест против «незаконного вмешательства в корейские дела».
Вначале южнокорейцы и войска ООН, половину сухопутных сил в которых составили части американской армии, были отброшены на крайний юг полуострова. Но в сентябре 1950 г. генерал Макартур высадил войска в 240 км к северу от Инчхона. В результате этого маневра части северокорейской армии оказались в полном окружении — началось их повальное бегство. В октябре южнокорейцы и их союзники пересекли 38-ю параллель и стали энергично продвигаться на север, к маньчжурской границе. Война, казалось бы, подходила к концу.
Однако 26 ноября 1950 г.китайские войска под командованием Пэн Дэхуая перешли через реку Ялуцзян и вступили в сражение.Это был совершенно неожиданный маневр. Вмешательство миллионной армии китайцев вызвало беспорядочное отступление южнокорейцев и их американских союзников. Ровно через месяц они уже отступили за 38-ю параллель. Вероятно, вмешательство Китая объясняется опасениями, связанными с возможным вторжением войск Чан Кайши с Тайваня через границу Кореи в КНР Как раз в это время в США был принят Закон о помощи Китаю и состоялся визит генерала Макартура к Чан Кайши на Тайвань. Кроме того, китайцев могли насторожить консультации президента Трумэна с генералом Макартуром на атолле Уэйк в конце октября 1950 г., где обсуждались стратегические вопросы дальнейшего развития событий. Во всяком случае, они ударили первыми и тем самым полностью изменили характер войны.
Теперь она стала рассматриваться как конфликт между США и КНР. Генерал Макартур готов был признать этот факт и вести с Китаем открытую войну, вплоть до бомбардировок его территории. Но с этим были категорически не согласны президент Трумэн и его советники — они не желали увязнуть в китайской политике. Встревожены были и европейские союзники США. В частности, беспокойство по поводу возможного использования ядерного оружия в Азии высказал премьер Великобритании Климент Эттли во время своего визита в США. Международный престиж США был подорван. В декабре 1950 г. генерала Макартура на посту главнокомандующего сменил генерал Риджуэй.
В январе 1951 г.китайцы начали свое второе наступление в Корее.Вооруженные силы ООН были изгнаны из Сеула, но далее наступление захлебнулось. Войска ООН перешли в контрнаступление и 14 марта 1951 г. вновь овладели Сеулом, а 25 марта пересекли 38-ю параллель. Генерал Макартур, будучи главнокомандующим американскими войсками в Японии, по собственной инициативе угрожал применить доктрину массированного возмездия против китайцев, если они не согласятся на перемирие. Он попытался даже обратиться к лидерам Конгресса, без согласования этого вопроса с президентом США. 11 апреля 1951 г. Трумэн снял его с должности. Новое наступление китайцев в апреле 1951 г. было остановлено, после чего обе стороны стали искать пути к примирению.
Переговоры начались в июле 1951 г.в Кэсоне. Позднее они были перенесены в Паньмынчжон, где и завершились лишь в июле 1953 г.подписанием договора о перемирии.Это произошло уже при новом президенте США — Д. Эйзенхауэре. Попытки Ли Сынмана в 1954 г., во время визита в Вашингтон, получить согласие США на совместную интервенцию в Северную Корею и КНР войск Южной Кореи и Чан Кайши были безуспешными.
В 1955 г. китайские войска были выведены из Кореи. Корейская война окончательно поставила КНР и США во взаимно враждебные позиции. Укрепились связи США с режимом Гоминьдана; именно в это время американцы дали обязательство не допускать коммунистов на Тайвань.
Корейская война пришлась на время становления режима КПК.Участие вней повлекло за собой отвлечение огромных людских и финансовых средств. Конечно, большая помощь была оказана СССР. В частносги, КНР получила от СССР два кредита на военные нужды (в 1951 г. — 431 млн. руб. и в 1952 г. — 233 млн. руб., под 2% годовых). СССР поставлял оружие за 50% стоимости, оплачивая 25% стоимости перевозок.
Тем не менее эта война была войной Китая, он ее выдержал. Коммунистическая пропаганда утверждала, что целью войны является уничтожение социализма не только в Корее, но и в КНР, и в СССР.
Эти планы «провалились». Китайская армия впервые проявила на поле боя боеспособность и показала умение добиваться результатов. Это было очень важно для преодоления «синдрома неполноценности» и еще в большей степени укрепило режим коммунистов в Китае.
Выводы
1. Захватив власть в 1949 г., КПК, ориентируясь на опыт СССР, сумела к 1953 г. создать основные элементы системы государственного регулирования экономики.
2. Были заложены основы и политической системы коммунистического режима, т. е. сформированы сильные государственные структуры с эффективным вертикальным подчинением, с многочисленным слоем чиновников, противостоять перерождению которых КПК рассчитывала с помощью регулярных кампаний перевоспитания и чисток.
3. Центральная власть Китая распространила свое влияние и на национальные окраины, создав там 5 автономных районов. Особое значение имело закрепление китайцев в двух стратегически важных районах — Синцзяне и Тибете.
4. Время становления коммунистического режима в Китае совпало с корейской войной. С одной стороны, это отвлекало ресурсы, но с другой — способствовало укреплению власти КПК. Китаю удалось выдержать «противостояние» с США, укрепив тем самым, с точки зрения руководителей КНР, «свой престиж».
ЛЕКЦИЯ 25
«Строительство социализма» в Китае (1953-1957)
I. Индустриализация в годы «первой пятилетки» (1953-1957)
В декабре 1952 г. Политбюро ЦК КПК приняло решение «о генеральной линии в строительстве социализма», что предполагало решение следующих трех задач:
1) индустриализация— это имело экономическое и политическое значение, так как предусматривалось расширение политической опоры режима — «диктатуры пролетариата»;
2)преобразование производственных отношений— в промышленности это означало национализацию, в сельском хозяйстве — кооперирование;
3)развитие политической демократии— предполагалось превращение Собраний народных представителей в реальные органы власти, чтобы противопоставить их негативным тенденциям в среде ганьбу.
Все эти задачи были рассчитаны на длительную перспективу. Как уточнялось впоследствии — на 15 лет (три пятилетки).
За основу принята «советская модель» индустриализации —с упором на развитие тяжелой промышленности.В КНР направлено свыше 10 тыс. советских инженеров и техников; около 30 тыс. китайцев проходили подготовку в вузах СССР. Согласно первому пятилетнему плану предполагалось построить 700 крупных предприятий. По сути планировалось создать заново такие отрасли, как авиационная, автомобильная, тракторная, машиностроительная, электроэнергетическая. Среднегодовые темпы роста должны были составлять 14,7%.
В целом, по официальным данным, план был успешно выполнени к 1957 г. даже перевыполнен на 21%. Среднегодовые темпы промышленного роста составили 18%.
Были построены 700 новых промышленных предприятий. Среди них — крупные электростанции, металлургические и машиностроительные заводы. Велось широкое строительство шоссейных и железных дорог, линий электропередач, объектов коммуникаций и связи. Была заложена хорошая основа для развития промышленной базы Китая.
Однако официальная статистика сообщает лишь о количественныхуспехах, а они не отражали всей картины. Да и многие количественные показатели настораживали. Очевидно, в ходе выполнения плана выявились серьезные проблемы. Это видно уже по колебаниям темпов промышленного роста: 1955 г. — 5,5%, 1956 г. — 28,8, 1957 г. — 4,5%.