III. Корейская война и укрепление «международного престижа» КНР

Одной из целейнового руководства Китая стало укрепление националь­ного суверенитета.Необходимо было прервать череду неудач и бедст­вий, преследующих Китай на протяжении уже более 100 лет.

США не сразу стали принципиальными противниками новой вла­сти. Еще в конце 1949 г. — первой половине 1950 г. они делали шаги к признанию коммунистического режима в Китае. Но в то время воз­можные переговоры в этом направлении были сорваны в связи с аре­стом американского генерального консула в Мукдене. Затем ситуация стала накаляться в связи с обострением обстановки вокруг Кореи.

Кореябыла аннексирована Японией еще в 1910 г. После 1945 г. страна оказалась частично под оккупацией советских, частично — американских войск. Линия контроля была проведена по 38-й па­раллели северной широты. В 1947 г. решение корейской проблемы передано на рассмотрение в ООН. Создана Временная комиссия ООН по Корее с целью добиться объединения страны посредством выборов.

На Север советские власти Комиссию не пустили, а на Юге в мае 1948 г. были проведены выборы и создано правительство во главе с «отцом нации» — Ли Сын Маном.Это правительство стало претен­довать на представительство всей Кореи, но именно того же добива­лось и другое правительство, созданное на Севере, — его возглавил проведший многие годы в СССР КимИр Сен.Войска СССР и США были выведены из Кореи в 1949 г.

Тем временем ситуация менялась. Появился новый мощный союзник — КНР, и в Северной Корее всерьез планировали вторжение в Южную. Война началась 25 июня 1950 г.,а уже на следующий день была захвачена столица Южной Кореи — Сеул. Вероятно, это было сделано с одобрения и Сталина, и Мао Цзэдуна.

По просьбе США Совет Безопасности ООН — в отсутствие совет­ского представителя —- принял резолюцию, требующую прекращения огня и отвода северокорейских войск. Одновременно президент США Гарри Трумэн дал указание генералу Дугласу Макартуру, командую­щему американскими войсками в Японии, оказать поддержку Южной Корее, а 7-му флоту США взять под защиту Тайвань.

27 июня 1950 г. Совет Безопасности принял еще одну резолюцию, в которой призвал всех членов СБ помочь Южной Корее отразить нападение, направив туда контингента своих войск. Откликнулись 15 государств. Это вызвало гневную реакцию Китая — 6 июля 1950 г. КНР заявила официальный протест против «незаконного вмеша­тельства в корейские дела».

Вначале южнокорейцы и войска ООН, половину сухопутных сил в которых составили части американской армии, были отброшены на крайний юг полуострова. Но в сентябре 1950 г. генерал Макартур вы­садил войска в 240 км к северу от Инчхона. В результате этого манев­ра части северокорейской армии оказались в полном окружении — началось их повальное бегство. В октябре южнокорейцы и их союзни­ки пересекли 38-ю параллель и стали энергично продвигаться на се­вер, к маньчжурской границе. Война, казалось бы, подходила к концу.

Однако 26 ноября 1950 г.китайские войска под командованием Пэн Дэхуая перешли через реку Ялуцзян и вступили в сражение.Это был совершенно неожиданный маневр. Вмешательство миллионной армии китайцев вызвало беспорядочное отступление южнокорейцев и их американских союзников. Ровно через месяц они уже отступили за 38-ю параллель. Вероятно, вмешательство Китая объясняется опа­сениями, связанными с возможным вторжением войск Чан Кайши с Тайваня через границу Кореи в КНР Как раз в это время в США был принят Закон о помощи Китаю и состоялся визит генерала Макартура к Чан Кайши на Тайвань. Кроме того, китайцев могли насторожить консультации президента Трумэна с генералом Макартуром на атолле Уэйк в конце октября 1950 г., где обсуждались стратегические вопро­сы дальнейшего развития событий. Во всяком случае, они ударили первыми и тем самым полностью изменили характер войны.

Теперь она стала рассматриваться как конфликт между США и КНР. Генерал Макартур готов был признать этот факт и вести с Китаем от­крытую войну, вплоть до бомбардировок его территории. Но с этим бы­ли категорически не согласны президент Трумэн и его советники — они не желали увязнуть в китайской политике. Встревожены были и евро­пейские союзники США. В частности, беспокойство по поводу воз­можного использования ядерного оружия в Азии высказал премьер Великобритании Климент Эттли во время своего визита в США. Международный престиж США был подорван. В декабре 1950 г. генера­ла Макартура на посту главнокомандующего сменил генерал Риджуэй.

В январе 1951 г.китайцы начали свое второе наступление в Корее.Вооруженные силы ООН были изгнаны из Сеула, но далее наступле­ние захлебнулось. Войска ООН перешли в контрнаступление и 14 марта 1951 г. вновь овладели Сеулом, а 25 марта пересекли 38-ю парал­лель. Генерал Макартур, будучи главнокомандующим американскими войсками в Японии, по собственной инициативе угрожал применить доктрину массированного возмездия против китайцев, если они не со­гласятся на перемирие. Он попытался даже обратиться к лидерам Кон­гресса, без согласования этого вопроса с президентом США. 11 апреля 1951 г. Трумэн снял его с должности. Новое наступление китайцев в ап­реле 1951 г. было остановлено, после чего обе стороны стали искать пу­ти к примирению.

Переговоры начались в июле 1951 г.в Кэсоне. Позднее они были пе­ренесены в Паньмынчжон, где и завершились лишь в июле 1953 г.подписанием договора о перемирии.Это произошло уже при новом президенте США — Д. Эйзенхауэре. Попытки Ли Сынмана в 1954 г., во время визита в Вашингтон, получить согласие США на совместную интервенцию в Северную Корею и КНР войск Южной Кореи и Чан Кайши были безуспешными.

В 1955 г. китайские войска были выведены из Кореи. Корейская вой­на окончательно поставила КНР и США во взаимно враждебные пози­ции. Укрепились связи США с режимом Гоминьдана; именно в это вре­мя американцы дали обязательство не допускать коммунистов на Тайвань.

Корейская война пришлась на время становления режима КПК.Уча­стие вней повлекло за собой отвлечение огромных людских и фи­нансовых средств. Конечно, большая помощь была оказана СССР. В частносги, КНР получила от СССР два кредита на военные нужды (в 1951 г. — 431 млн. руб. и в 1952 г. — 233 млн. руб., под 2% годовых). СССР поставлял оружие за 50% стоимости, оплачивая 25% стоимос­ти перевозок.

Тем не менее эта война была войной Китая, он ее выдержал. Ком­мунистическая пропаганда утверждала, что целью войны является уничтожение социализма не только в Корее, но и в КНР, и в СССР.

Эти планы «провалились». Китайская армия впервые проявила на поле боя боеспособность и показала умение добиваться результатов. Это было очень важно для преодоления «синдрома неполноценнос­ти» и еще в большей степени укрепило режим коммунистов в Китае.

Выводы

1. Захватив власть в 1949 г., КПК, ориентируясь на опыт СССР, сумела к 1953 г. создать основные элементы системы государственного регулирования эко­номики.

2. Были заложены основы и политической системы коммунистического режи­ма, т. е. сформированы сильные государственные структуры с эффективным вертикальным подчинением, с многочисленным слоем чиновников, противо­стоять перерождению которых КПК рассчитывала с помощью регулярных кампаний перевоспитания и чисток.

3. Центральная власть Китая распространила свое влияние и на национальные окраины, создав там 5 автономных районов. Особое значение имело закрепле­ние китайцев в двух стратегически важных районах — Синцзяне и Тибете.

4. Время становления коммунистического режима в Китае совпало с корейской войной. С одной стороны, это отвлекало ресурсы, но с другой — способство­вало укреплению власти КПК. Китаю удалось выдержать «противостояние» с США, укрепив тем самым, с точки зрения руководителей КНР, «свой престиж».

ЛЕКЦИЯ 25

«Строительство социализма» в Китае (1953-1957)

I. Индустриализация в годы «первой пятилетки» (1953-1957)

В декабре 1952 г. Политбюро ЦК КПК приняло решение «о генераль­ной линии в строительстве социализма», что предполагало решение следующих трех задач:

1) индустриализация— это имело экономическое и политическое значение, так как предусматривалось расширение политической опо­ры режима — «диктатуры пролетариата»;

2)преобразование производственных отношений— в промышленности это означало национализацию, в сельском хозяйстве — кооперирование;

3)развитие политической демократии— предполагалось превраще­ние Собраний народных представителей в реальные органы власти, чтобы противопоставить их негативным тенденциям в среде ганьбу.

Все эти задачи были рассчитаны на длительную перспективу. Как уточнялось впоследствии — на 15 лет (три пятилетки).

За основу принята «советская модель» индустриализации —с упо­ром на развитие тяжелой промышленности.В КНР направлено свыше 10 тыс. советских инженеров и техников; около 30 тыс. китайцев проходили подготовку в вузах СССР. Согласно первому пятилетнему плану предполагалось построить 700 крупных предприятий. По сути планировалось создать заново такие отрасли, как авиационная, авто­мобильная, тракторная, машиностроительная, электроэнергетическая. Среднегодовые темпы роста должны были составлять 14,7%.

В целом, по официальным данным, план был успешно выполнени к 1957 г. даже перевыполнен на 21%. Среднегодовые темпы промы­шленного роста составили 18%.

Были построены 700 новых промышленных предприятий. Среди них — крупные электростанции, металлургические и машиностроительные заводы. Велось широкое строительство шоссейных и желез­ных дорог, линий электропередач, объектов коммуникаций и связи. Была заложена хорошая основа для развития промышленной базы Китая.

Однако официальная статистика сообщает лишь о количественныхуспехах, а они не отражали всей картины. Да и многие количествен­ные показатели настораживали. Очевидно, в ходе выполнения плана выявились серьезные проблемы. Это видно уже по колебаниям темпов промышленного роста: 1955 г. — 5,5%, 1956 г. — 28,8, 1957 г. — 4,5%.

Наши рекомендации