Технико-правовые категории: правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции
К юридической технике принято также относить такие категории, как правовые аксиомы, презумпции, юридические фикции, преюдиции.
Правовая аксиома—это положение,принимаемое в юридической науке и практике без доказательств,в силуего очевидности, убедительности и истинности. Например, «закон обратной силы не имеет», Правовая презумпцияпредставляет собой предположение о наличии или отсутствии определенных фактов,
основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.
Презумпции всегда носят предположительный характер. Это предположение не достоверное, но вероятное. Наиболее распространенными презумпциями являются презумпция невиновности, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативного акта и др.
В юридической литературе выделяют следующие виды презумпций:
1. общеправовые
2. отраслевые.
1. Общеправовые презумпции - те, которые приняты во всех или многих отраслях права и которые фактически правовыми принципами. Кроме перечисленных, к ним относятся презумпция добропорядочности гражданина, презумпция правосубъектности вступающих в правовые отношения физических юридических лиц.
2. презумпции отраслевые - они не достигли уровня презумпций-принципов и чаще всего имеют отраслевую принадлежность, например презумпция равных долей имущества супруги нажитого в браке; презумпция отказа истца от своих требований при повторной неявке истца в суд без уважительных причин.
Презумпции действуют до тех пор, пока они не будут опровергнуты, например презумпция невиновности.
Но существуют неопровержимые презумпции, например презумпция непонимания несовершеннолетним (до 14 лет) общественной опасности своего деяния, если даже в силу раннего развития подросток мог сознавать общественную опасность совершенного им преступления. Однако Уголовный кодекс РФ исходит из презумпции неосознания до 14 лет характера совершенного деяния.
Юридические фикции—это несуществующее положение,однако признаваемое законодательством в качествесуществующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным. Фикции довольно широко применяются в действующем законодательстве.
Например, согласно ст. 21 (ч. 3) ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим судом, считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда. В ч. 2 ст. 18 ГК РФ установлено время начала безвестного отсутствия лица.
В уголовном праве юридической фикцией является положение о снятии судимости, если она погашена в установленном законом порядке. К фикциям можно отнести и освобождение от уголовной ответственности при деятельном раскаянии лица, хотя преступление им совершено.
Юридические фикции как прием юридической техники представляют собой конструирование условной реальности, которая охраняется законом, закреплена в нормативном правовом акте и является обязательным предписанием.Юридические фикции позволяют установить определенность в правовыхотношениях, так как с этими фактами связываются возникновение и прекращение правоотношений.
Преюдиции(дословный перевод с латыни— «отношение к предыдущему судебному решению»)представляютсобой обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда.
Например, если судебным решением, вступившим в законную силу, установлена ответственность владельца источника повышенной опасности за причиненный вред, то в случае предъявления регрессного (встречного) иска владельцем этого источника к непосредственному причинителю вреда, факты, установленные в первом судебном процессе, имеют преюдициальное значение, т.е. не подлежат оспариванию.
Например: осуждение лица за хищение имущества может служить основанием для судебного решения по гражданскому иску о возмещении ущерба, причиненного данным хищением.
В УПК РФ преюдиция характеризуется как обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, которые признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки, если эти обстоятельства не вызывают сомнений у суда. При этом такой приговор не может предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле (ст. 90).
Таким образом, факты и правоотношения, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, не могут оспариваться в другом процессе.
При вступлении в законную силу решения стороны данного процесса и другие лица, участвовавшие в процессе, не могут вновь заявить в суде те же исковые требования и на том же основании.
Но данный принцип действует только в отношении участвовавших в процессе сторон. Если же третьи лица имеют самостоятельные требования и по уважительным причинам не вступили в процесс, то в отношении этих лиц предыдущий судебный процесс не имеет преюдициального значения.