Государственная гражданская служба РФ. Классификация. Права и обязанности ГГС
Правовое обеспечение ГС:
Необходимость государственной службы обусловлена самой системой государственного управления ее задачами и функциями. Для их выполнения общество выделяет относительно устойчивую категорию работников, занятых этим делом профессионально и небезвозмездно. Для того, чтобы РФ стала демократическим, правовым, социальным государством, вне всякого сомнения, необходим сильный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат. Учитывая важность государственной службы, ей в последнее время уделяется достаточно большое внимание со стороны законодателей и президента
Система Государственной службы:
В мае 2003 года был принят Федеральный закон (№ 58) «О системе государственной службы», согласно ему государственная служба РФ состоит из следующих основных видов: Федеральной государственной службы (ФГС) и Государственной гражданской службы субъектов РФ. В свою очередь Федеральная государственная служба подразделяется на Федеральную государственную гражданскую службу; военную и правоохранительную службы;-являются только федеральными.
Другие цифры: в стране примерно 6 млн чиновников. К 1982 г. госаппарат вырос до 2,5 млн чел. С тех пор не раз предпринимались попытки сократить аппарат, например, в 2010 г. было принято решение о сокращении чиновников на 20% к 2014 г.
Реформирование ВС и МВД:
В результате реформы ВС РФ только в сухопутных войсках к 2012 году число частей и соединений уменьшится с 1890 до 172. Офицерский корпус сократится с 315.000 до 150.000 человек, а генеральский с 1.886 до 900 человек. Аппарат Минобороны уменьшится в 2,5 раза, ликвидируют институт прапорщиков и мичманов (170.000 чел), а 65 военных ВУЗов переформируют в 10 учебно-научных центров. Может быть потому 87% офицеров Российской армии открыто нелояльны к власти. В 2009 году в Военную академию Генштаба смогло поступить всего 16 офицеров ВС России.
Правовые основы ГГС: Государственная гражданская служба РФ более детально регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 (№ 79), вступившим в силу с 1 февраля 2005 года. Государственная гражданская служба, - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы. С организационной стороны ФГГС выступает как административно-управленческая система, объединяющая аппараты трех ветвей власти.
По своей социальной роли Государственная гражданская служба является обслуживающей структурой в составе государственного управления. Она сосредоточена на выполнении двуединой цели:
с одной стороны, она обеспечивает политическим руководителям аппаратные услуги относительно информационных, организационных, технологических и других государственных функций;
с другой – оказывает разнообразные услуги населению (справки, выписки, регистрации и пр.) и потому должна последовательно и вдумчиво изучать социальные проблемы, настроения и потребности людей и доводить их до сведения политической власти.
Категории Государственной гражданской службы:Законом о ГГС от 2004 года определен порядок поступления на ГГС, прохождение ее, получение соответствующих классных чинов, гарантии, принципы служебной деятельности, а также ответственность, порядок увольнения и т.д. Поэтому закон этот образно называют «трудовым кодексом» для чиновников. Согласно закону введены 4категории должностей ГГС:
«Руководители», и их заместители, они замещают должности на определенный срок или без ограничения срока полномочий;«Помощники» (советники) руководителей, они замещают должности на срок, ограниченный сроком полномочий соответствующего руководителя;
«Специалисты», они обеспечивают профессиональное выполнение государственным органом задач и функций и занимают должности без ограничения срока полномочий;«Обеспечивающие специалисты», они обеспечивают выполнение общих функций администрирования (информационную, документационную и т.д.) и занимают должности без ограничения срока полномочий.
Группы (ГГС):Должности категорий «руководители» и «помощники» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы. «Специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы. «Обеспечивающие специалисты» – на главную, ведущую, старшую и младшую группы.
К основным правам госслужащего относятся:
обеспечение надлежащими условиями, необходимыми для исполнения должностных обязанностей,
ознакомление с должностным регламентом и другими документами, определяющими его права и обязанности, критериями оценки эффективности исполнения обязанностей, право на отдых, оплату труда, доступ к необходимым сведениям, профессиональную переподготовку, повышение квалификации, медицинское страхование и соответствующее пенсионное обеспечение. Важным для гражданского служащего является право не исполнять данное ему неправомерное поручение.
Расширение конкурсного отбора:
Законом предусмотрено расширение применения процедуры конкурсного отбора чиновников. Основной формой соглашения о приеме на работу предусмотрен служебный контракт. В ФЗ о государственной гражданской службе РФ 2004 года, и законах о госслужбе в субъектах Федерации определены квалификационные требования к служащим, замещающим те или иные должности
Требования к госслужащим:
Для высших и главных государственных должностей обязательно высшее профессиональное образование по специализации или дополнительное высшее образование, считающееся равноценным специализации.
Для ведущих и старших – высшее профессиональное образование по специальности «государственное управление» или образование, считающееся равноценным.
Для младших госдолжностей среднее профессиональное образование по специализации или образование, считающееся равноценным.
Для замещения высших государственных должностей (5 группа) требуется иметь стаж госслужбы не менее 5 лет на главных должностях, для главных (4 группа) стаж не менее 3 лет на ведущих должностях. Для ведущих стаж госслужбы не менее 2 лет на старших должностях и для отнесенных к старшим должностям (2 группа) стаж не менее 5 лет и профессиональные качества руководителя. Для замещения младших госдолжностей (1 группа) требования к стажу не предъявляются.
Обязанности госслужащего:
В то же время госслужащий обязан знать и соблюдать Конституцию, Законы, исполнять обязанности в соответствии с должностными обязанностями и распоряжениями, соблюдать права и законные интересы граждан, представлять в установленном порядке сведения о себе и членах своей семьи.
Административная реформа ГГС:
Для повышения эффективности государственного управления в рамках Административной реформы проводится реформа ГГС.Начало ее было положено указом президента еще в 2003 году. Приоритетными направлениями реформы, согласно указу Президента РФ, являются:
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства;
исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов власти;
завершение процесса разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и в то же время улучшение их взаимодействия;
повышение персональной ответственности государственных служащих. Кроме того в ходе реформы реализуются такие важные задачи как: расширение использования информационных технологий;-формирование служебной этики; борьба с коррупцией; разработка четких служебных обязанностей и критериев оценки деятельности госслужащих.Механизмы власти «смазать» социальной активностью вместо коррупционной
В 2011 г. на содержание органов власти из федерального бюджета в России было отпущено 844 млрд руб., или 29,5 млрд долл. А в США — 31,2 млрд долл.! Населения у нас вдвое меньше, чем в Америке, ВВП ниже в 9 раз, а наши чиновники проедают почти столько же денег, сколько американские!
Административная реформа ГГС:
Общий вектор реформирования задается новым пониманием природы и функций государства – превращением его из «верховного правителя» в «менеджера», что предполагает переход от модели бюрократии, ориентированной на обслуживание политического руководства страны своего непосредственного начальства к так называемой модели «отзывчивой бюрократии» - открытой, прозрачной, ставящей во главу угла интересы граждан, доступной внешнему контролю.
На местах, в регионах, в том числе и в Архангельской области тоже происходят, по сути, перманентные перемены в коридорах власти. Губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук не сумел обрести поддержку поморов, поставив свои интересы выше региональных.
Реформа в Архангельской области:
Наряду с Администрацией Губернатора было создано Правительство. Вот как комментировал ход реформы ее Д. Таскаев, будучи заместителем МИФа: «Губернатор – главком. Правительство – генштаб. Министерства – нормирование и планирование. Агентства – исполнение, инспекции – контроль. Структура практически готова. Надо ее заставить по-новому работать». - документ по критериям эффективности деятельности руководителей исполнительных органов власти. То, что предлагается у нас, пока нет ни у кого в России, -говорил Таскаев Правда, сам предпочел применить свой административный талант в САФУ. Указом Президента РФ от 13.01.2012 Михальчук досрочно отправлен в отставку, исполнять обязанности губернатора области назначен ОРЛОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ