Государственная гражданская служба субъектов Российской Федерации

Граж­данская служба субъектов Федерации - это профессиональная деятельность аппарата гражданских служащих по обеспечению испол­нения полномочий региональных государственных органов.

Имеет переходный ха­рактер, ее структура еще не сложилась и имеет ряд уровней, форм и элементов, которые постепенно должны трансформироваться или исчезнуть совсем. Граждан­ская служба субъектов Федерации политически, экономически, юри­дически и организационно до сих пор представляла собой практи­чески самостоятельный срез государственного управления, плохо связанный с федеральной и муниципальной службами. После принятия Указа Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. №849, регио­нальная гражданская служба в основных чертах начала постепенно повторять структуру федеральной гражданской службы страны в це­лом. Но ее разрыв с федеральной гражданской и муниципальной службами все еще значительный.

Формирующаяся гражданская служба субъектов Федерации дифференцируется по трем критериям (основаниям): по террито­риально-национальному принципу, по уровням власти и по ветвям власти. Соответственно этому можно предложить следующую клас­сификацию:

1) по территориально-национальному принципу – в 84 субъектах федерации;

2) по уровням государственной власти (по вертикали) - граж­данские службы: региональные, районные;

3) по ветвям государственной власти (по горизонтали) - граж­данские службы: законодательной, исполнительной, судебной и дру­гих органов власти.

По уровням государственной власти (по вертикали) в каждом субъекте Федерации пока что целесообразно различать региональ­ную и районную гражданские службы. При этом нужно подчеркнуть, что структура районных аппаратов органов исполнительной власти, по мере формирования, почти один к одному повторяет основную структуру аппаратов органов исполнительной власти субъектов Федерации.

В состав гражданской службы законодательной власти входят лишь гражданские службы законодательных органов субъектов Фе­дерации. Поскольку законодательные органы некоторых субъектов Федерации (например, республик Башкортостан, Карелии, Саха (Яку­тии) и др.) имеют двухпалатную структуру, то и гражданские служ­бы здесь также разделяются по этим палатам. Из-за бед­ности многих субъектов Федерации их законодательные органы формируются по смешанной системе: часть депутатов оплачивается государством, а другая - ведет работу на общественных началах.

Гражданская служба исполнительной власти включает: 1) граж­данскую службу первых руководителей исполнительной власти субъектов Федерации; 2) гражданскую службу Правительства субъек­тов РФ; 3) гражданскую службу региональных отраслевых органов исполнительной власти субъектов Федерации; 4) гражданскую службу региональных органов федеральных министерств и ведомств, кото­рые находятся на региональном бюджете (культура, труд, архитекту­ра и др.).

Гражданская служба судебной власти состоит из гражданской службы уставного (конституционного) суда субъекта Федерации и мировых судей.

Гражданские службы региональных органов федеральных мини­стерств и ведомств, которые находятся на федеральном бюджете (во­енные комиссариаты, управления внутренних дел, управления здра­воохранения и др.), а также гражданские службы региональных судов общей юрисдикции, гражданские службы региональных арбитраж­ных судов и гражданские службы региональных прокуратур фор­мально не входят в состав гражданских служб субъектов Федерации, но находятся на территории этих субъектов и обеспечивают решение многих их задач.

Наши рекомендации