Политика и политические системы 26 страница


Таким образом, путь к спасению буддизм видит в пра­ведной жизни, суть которой — постепенное преодоление в себе всяких желаний, любых человеческих привязанностей вплоть до полной отрешенности от внешнего бытия и пе­рехода в состояние абсолютного внутреннего покоя — нир­вану. На достижение такого состояния, которое тем не менее не тождественно небытию, и ориентирует своих при­верженцев буддийское вероучение.

Наиболее действенным фактором спасения еще при жиз­ни буддизм считает выход человека за пределы реального общества, т. е. вступление его в сангху — монашеский орден. Сангха раннего буддизма была объединением людей, добровольно порвавших с мирской жизнью, со всеми зем­ными заботами. Вступающий в сангху человек должен был отказаться от семьи, собственности, перестать соблюдать предписания той социальной среды, к которой принадлежал, принять на себя обет целомудрия, пройти обряд посвящения, носить установленную для монахов желтую тогу. Монаше­ская жизнь подробно регламентировалась. Монахов окру­жали почет и поклонение со стороны верующих. Позже это приведет в ряде стран к прямому обожествлению буд­дийского духовенства.

Теперь можно ответить на поставленный выше вопрос. Как видно, буддизм не стремится преобразовать обществен­ные отношения, чтобы улучшить их. Он не выдвигает и задачу исправления людей для того, чтобы они стали лучше в качестве членов человеческого сообщества. Буддизм пы­тается увести, отрешить человека от той социальной ре­альности, в которой он родился. В этой связи говорить о наличии социальной доктрины у буддизма, по нашему мне­нию, можно лишь условно. Учение буддизма имеет соци­альное значение лишь постольку, поскольку путь верующих-буддистов к спасению, к покою, к нирване ведет к определенным изменениям и в их реальных общественных отношениях.

16.2. Социально-политическая доктрина католицизма

Источники Социальная доктрина католицизма

социального учения претерпела сложную эволюцию. Од-

диц 9 ним из основополагающих социаль-

но-политических документов католической церкви стала опубликованная в 1891 г. энциклика папы Льва XIII (1810—1903) «Рерум новарум» («О новых вещах»), акту­альность которой велика и поныне. Вехами на пути развития социального учения католицизма были деятельность выда­ющегося папы-реформатора Иоанна XXIII (1881—1963) и коллективная мысль Второго Ватиканского собора (1962— 1965). В 1991 г., когда исполнилось 100 лет с момента появления «Рерум новарум», папа Иоанн Павел II (р. 1920) откликнулся на этот юбилей опубликованием своей соци­альной энциклики «Центесимус аннус» («Сотый год»), по­лучившей широкий отклик в мире. Значение этого важнейшего документа современного католицизма — в под­ведении итогов развития социальной католической мысли за 100 лет и в, том новом, что внес в католическую соци­альную доктрину сам папа Иоанн Павел II. Кроме того, содержание энциклики нацелено в будущее, это программа деятельности на ближайшие годы. Какова же суть основных социально-политических целей, содержащихся в этих до­кументах католической церкви?

Оценка Прежде всего обращает на себя вни-
с!эврвме^^!|*!1ир* мание чуткое восприятие современны­
ми идеологами католицизма ме­
няющихся социальных реальностей, непредвзятая оценка
окружающей действительности. Современный мир видится
ими во взаимозависимости всех стран и народов, его со­
ставляющих, во всем его многообразии. Не только приз­
нается единство мира, но и делается важный вывод о
необходимости международного сотрудничества, солидарно­
сти в решении глобальных проблем, стоящих перед насе­
лением Земли. Католическая социальная доктрина полагает
императивом ликвидацию деления мира на военшкполити-
ческие блоки, противостояния Север—Юг, ибо все это про­
тиворечит идее общечеловеческой солидарности. В этой

* Энциклика (лат. encyclica — общий, для всех) — окружное папское послание, адресованное всем католикам и имеющее для верующих директивное значение. Энциклики носят программный характер и могут быть посвящены религиозным, общественно-политическим, моральным и другим вопросам. Они пишутся на латинском языке и называются по первым словам текста.

связи в энциклике «Центесимус аннус» делается принци­пиальный вывод о том, что мир и процветание — благо, принадлежащее всему человечеству.

Подход Если в «Рерум новарум» мысль о том,
к прр5д|м*м войны что сохранение жизни есть священный

' И МИР»'1!:;:.•::•:: ' ' - ""• ' .

1 долг всех и каждого и всякое наруше­
ние его есть преступление, высказана
в самой общей форме, то после появления оружия массового
уничтожения подходы католицизма к этим проблемам ста­
новятся более конкретными. Энциклика «Центесимус ан­
нус» выделяет следующие положения как важнейшие:
подлинный мир никогда не является результатом военной
победы; над миром продолжает тяготеть угроза ядерной
войны, способной привести человечество к гибели, к его
самоубийству, завершиться без победителей и побежденных;
нужно отбросить идею о том, что борьба за уничтожение
противника, конфронтация и сама война являются факто­
рами прогресса и движения исторического процесса вперед;
научно-техническая революция, которая могла бы содейст­
вовать благосостоянию человека, не должна быть превра­
щена в орудие войны.

Эти принципы, ориентирующие приверженцев католи­цизма на практическую линию поведения, легли в основу внешнеполитической деятельности государства Ватикан.

Примечательная черта католической социальной доктрины состоит в том, что ее идеологи концентрируют вни­мание на том, чего не должно быть.

В этой связи подвергаются рассмотрению и критике основы -•#• капиталистической общественной системы. Причем за по­следние сто лет такая критика шла по нарастающей. Еще энциклика «Рерум новарум» содержала описание ужасаю­щей картины нищеты и эксплуатации беднейших слоев населения на фоне концентрации капитала в руках немно­гих отдельных лиц. Последняя энциклика «Центесимус аннус», продолжая эту традицию, предельно четко конста­тирует, что негуманные стороны капитализма далеко еще не исчезли. Из анализа положения дел в развитых капи­талистических странах в энциклике делается вывод, что следует избегать риска полагать, будто в этой системе

ничего не нужно менять, ибо эта система не решила про­блему качества жизни, потребления.

Какие же стороны капиталистической системы, по мне­нию Иоанна Павла II, подлежат улучшению? Прежде всего это исключение опасности злоупотреблений и эгоизма соб­ственников. Энциклика «Центесимус аннус» исходит из того, что права человека предусматривают «всеобщее пред­назначение земных благ» и потому обладание собственно­стью не является абсолютным правом в том смысле, что собственность не должна наносить какой-либо ущерб тем, кто не является ее владельцем. Далее, энциклика выска­зывается против абсолютизации рынка, ибо одних лишь рыночных механизмов недостаточно для нормального фун­кционирования природной и человеческой среды. Поэтому рыночный механизм должен постоянно находиться под кон­тролем общества и государства.

Важное место в социальной доктрине католицизма за­нимают проблемы социальных конф­ликтов. В документы церкви вошло понятие «классовая борьба», причем церковь признает неизбежность возникно­вения социальных конфликтов и заявляет, что не намерена их осуждать. Признавая право трудящихся на забастовку, все же наиболее приемлемым методом социальной защиты трудящихся католическая доктрина считает политику ре­форм. В последние десятилетия позиция церкви по отно­шению к рабочему движению все больше смещается в сторону его поддержки.

Можно сказать, что в последнее время произошел су­щественный поворот в подходе католической церкви к проблеме человека. Если еще^недавно человеку как творению Всевышнего отводилась преимуще­ственно пассивная роль, то энциклика «Центесимус аннус» возвышает свой голос против какого-либо «оттеснения че­ловека на периферию общества», против любых форм его отчуждения. В этой связи закономерным является усиление внимания католицизма к защите прав человека. Хотя ос­новными среди них провозглашаются религиозные свободы, тем не менее церковь высказывается в поддержку всего комплекса прав человека в том виде, как они сформули-

рованы в соответствующих документах ООН и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это означает, что официальный католицизм впервые признал принцип свободы совести, равноправие религий, вероиспо­веданий и даже атеизма.

С некоторых пор социальные документы католицизма стали выражать отношение к проблеме демо­кратии. Раньше само понятие «демократия» в като­лической доктрине не употреблялось. Признание источни­ком власти народа — «демоса» — противоречило христианскому постулату о том, что таким источником является Бог. Не отказываясь от этого постулата, католи­цизм сумел опосредованным образом ввести в свой поня­тийный словарь новый для себя термин. Поэтому в «Центесимус аннус» можно найти рассуждения о том, что церковь ценит демократическую систему в той мере, в какой эта система дает гражданам право политического выбора и гарантирует им возможность избирать и контро­лировать правителей или, если понадобится, менять их мирным путем. В то же время, видя издержки нынешней демократии, церковь заявляет о том, что она не станет потворствовать «образованию небольших правящих группи­ровок, которые узурпируют государственную власть в своих интересах или в идеологических целях» [86. С. 55].

На протяжении последних ста лет док-тринальная позиция католицизма по данному вопросу претерпела крутые изменения. Энциклика «Рерум нова-рум» однозначно осуждала социализм, призывала всецело его отвергнуть, так как он может причинить вред прежде всего тем, кому должен бы принести пользу. В дальнейшем официальный католицизм стал допускать возможность кон­тактов и диалога между приверженцами социализма и хри­стианства. Ныне этот диалог уже имеет богатую историю. В энциклике Иоанна Павла II «Центесимус аннус» также уделяется много внимания доктринальному отношению ка­толицизма к социалистическим (коммунистическим) идеям и практике. В документе проводится разграничение «кри­зиса» марксизма как учения и «краха» так называемого

«реального социализма» как тоталитарной системы. Заме­тим, что в энциклике объектом критики является сталин­ский вариант марксизма, по существу извративший и выхолостивший это столь богатое содержанием учение. В энциклике не учитывается, что сейчас и марксизм пере­живает период обновления, очищения от тех позднейших напластований, которые не мог бы признать своими Карл Маркс. Тем не менее из энциклики, хотя и опосредованно, следует признание того, что ряд марксистских оценок от­носительно сущности капиталистического общества сохра­няет свою силу и поныне. Это касается и проблемы отчуждения, и-социальных конфликтов, и потребительской морали. По существу, энциклика признает многовариант­ность путей общественного развития, возможность различ­ных моделей организации общества. «Нельзя считать, — говорится в документе, — что с провалом так называемого «реального социализма» капитализм остается единственной моделью экономической организации» [86. С: 48].

В русле данного положения в энциклике «Центесимус аннус» рассматривается вопрос об общественной модели, которую следует предложить странам Центральной и Во­сточной Европы, а также третьего мира, ищущим пути к подлинному прогрессу в экономической и социальной сферах. Вопрос этот энциклика формулирует предельно однозначно: может ли служить в качестве таковой капи­тализм? «Очевидно, — говорится в документе, — что ответ сложен. Если под «капитализмом» понимать эко­номическую систему, которая признает важнейшую и положительную роль дела, рынка, частной собственности и вытекающей из этого ответственности за средства про­изводства, а также свободной и творческой деятельности на ниве экономики, тогда ответ, конечно, — «да», хотя лучше бы в этом случае говорить об «экономике пред­принимательства» и «рыночной экономике» или просто «свободной». А вот если под «капитализмом» понимать систему, где свобода в экономической сфере не подчинена строгим нормам закона, которые ставили бы ее на службу человеку во всей его полноте и считали бы ее лишь особым аспектом человеческой свободы, основанной на

нравственности и религии, ответ, конечно, будет: «нет» [86. С. 53].

В этой связи энциклика предостерегает от опасности распространения радикальной капиталистической идеоло­гии, которая не желает заниматься проблемами нищеты, эксплуатации и отчуждения, считая, что решить их за­ведомо невозможно, слепо перепоручая все свободным рыночным силам. Одновременно папа Иоанн Павел II видит опасность и в антикоммунизме. Он предупреждает, что борьба против марксизма, противодействие его рас­пространению или, как сказано в энциклике, «инфильт­рации» могут привести к созданию таких государственных структур «национальной безопасности», которые в состо­янии повлечь за собой упразднение свободы личности и нарушение прав человека. Видимо, не случайно поэтому папа, рассуждая по поводу происходивших в последние годы процессов в Восточной Европе, выражает пожелание, чтобы после краха диктатуры ненависть и насилие не восторжествовали в сердцах людей, чтобы возрастал во всем дух мира и прощения.

; Следует констатировать, что в по-
и социально--^щ.,;- следние годы католическая церковь
движ^й^*^^ во многом преуспела в утверждении
идей своей социально-политической
доктрины в сознании различных сло­
ев населения. В эти годы во многих европейских странах
в результате банкротства буржуазных партий, скомпро­
метировавших себя сотрудничеством с нацизмом, возник­
ли демохристианские партии и группировки, выступившие
за умеренные демократические преобразования. Они про­
возгласили себя последователями католической социаль­
ной доктрины, что обеспечивало им поддержку церковной
иерархии, а также предпринимательских кругов, которые
предпочитали их левым силам. За демохристиан стали
голосовать крестьяне, в ряде стран — традиционно на­
ходящиеся под влиянием католической церкви средние
слои, опасающиеся резких социальных перемен, и зна­
чительная часть рабочих. Почти во всех странах, где
распространено католическое вероисповедание, сегодня

имеются профсоюзы, в той или иной степени ориентиру­ющиеся на католическое социальное учение. Так же активно проявляют себя такие организации, как Христианская ра­бочая молодежь, Рабочее католическое действие, другие светские, нецерковные католические организации.

16.3. Особенности социально-политической доктрины православия

Организационные особенности православия

В отличие от католицизма, у право­славия нет единого центра управления, и оно не выступает как единая церковь. ,. В настоящее время в православном ми­ре — 15 автокефальных (самостоятель­ных) церквей, среди которых наиболее крупной и влиятельной является Русская православная цер­ковь. Автокефальные церкви возглавляются патриархами или иерархами, имеющими иной высокий духовный Сан. Для всех православных церквей общими являются вероу­чение, культ, но при этом они сохраняют каноническую самостоятельность. Константинопольский патриарх, если и считается вселенским, то это понимается как «первый среди равных», и ему не предоставлено право вмешиваться в деятельность других православных церквей. Следовательно, говорить об общей для всех православных церквей соци­альной доктрине, идеи которой носили бы обязательный для них характер, не приходится. Между тем социально-политические идеи различных православных церквей су­щественно друг от друга не отличаются. В современном православии преобладающее место занимает тенденция об­новления общественно-политических воззрений. Попытаем­ся показать трактовку православием некоторых социально-политических проблем на примере Русской православной церкви.

Источники социально-политического учения православия

У православия отсутствует строго упо­рядоченная система принятия и реа­лизации социально-политических документов, как это имеет место у католицизма. Православные теологи



163ак. 140



считают, что разработка собственной социальной программы не входит в обязанности церкви, поскольку это не предус­мотрено Евангелием. В то же время они полагают, что церковь может и должна в области общественной жизни осуществлять свое призвание. Поэтому православные цер­кви время от времени принимают документы социально-политического характера. Позиции Русской православной церкви по социально-политическим проблемам излагаются в таких материалах, как послания и обращения Святейшего патриарха и Священного синода, документы Поместных соборов, и других. Сама Церковь особое значение придает Посланию Святейшего патриарха и Священного синода «О войне и мире в ядерный век», таким документам Поместного собора Русской православной церкви, посвященным тыся­челетию крещения Руси (1988), как определения Помест­ного собора, обращение Поместного собора к председателю Третьей специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению, заявление Поместного собора по насущ­ным проблемам современности.

OfHdlOf НИИ ; Согласно выводам видного русского ре-
к; госудащву и ^Г«! дигиозного мыслителя и правоведа

Наши рекомендации