В каких отраслях права не допускается применение права 1 страница

Приложение 1.

Задание для самостоятельной работы студентов.

Поверочные и обучающие тесты (вариант 1)

Общие методические рекомендации



Тестовые задания сформулированы таким обра­зом, чтобы в процессе их использования можно было проконтролировать, насколь­ко глубоко студентами усвоены категориальный аппарат теории права и государ­ства, признаки и особенности государственно-правовых явлений.

При выполнении тестовых заданий преподавателям и студентам рекомендует­ся обратить внимание на то, что в учебное пособие включены три типа тестов.

Первый тип тестов содержит три варианта ответов, один из которых правиль­ный. Например: «По какому критерию выделяются правообразующие, правоизме-няющие и правопрекращающие юридические факты?».

1. По длительности существования фактических обстоятельств.

2. По правовым последствиям.

3.По волевому признаку.

В приведенном тесте правильный ответ содержится в позиции 2.

Второй тип тестов в предложенных вариантах ответов содержит два и более правильных ответа. Например: «Назовите специально-юридические функции права».

1.Политическая.

2.Регулятивная динамическая.

3.Воспитательная.

4.Регулятивная статическая.

5.Экономическая.

6. Охранительная.

В рассматриваемом тесте правильные ответы содержатся в позициях 2, 4, 6.

В третьем типе тестов студентам предлагается определить видовую принадлеж­ность перечисленных в задании явлений или признаков. Например: «Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки: конституционное право (а), хозяйственное право (б), теория права и государства (в), уголовное право (г), криминалистика (д), международное частное право (е), история политических и правовых учений (ж), судебная бухгалтерия (з), история государства и права (и), гражданское право (к), международное публичное право (л), административное право (м), природоохранительное право (н)?».

1. Историко-теоретические.

2. Межотраслевые.

3. Отраслевые.

4. Прикладные.

5. Международные.

Правильный ответ будет выглядеть следующим образом: к позиции 1 будут относиться науки, обозначенные индексами «в», «ж», «и»; к позиции 2 — «б», «н»; к позиции 3 — «а», «г», «к», «м»; к позиции 5 — «е», «л».

Преподаватель может осуществлять контроль знаний студентов как по тестам отдельной темы курса, так и по двум и более темам. В последнем случае для по­вышения качества и объективности контроля рекомендуется включать в задание тесты из разных тем, равнозначные по степени сложности. Они должны охватывать основные разделы и идти в логически продуманной последовательности. Компонуя задание из серии тем, необходимо следить, чтобы предыдущий вопрос не служил подсказкой для последующего.

Тест 1

Какое из определений правильно отражает предмет общей теории права и государства?

1. Предметом общей теории права и государства является изу­
чение возникновения и развития конкретно-правовых систем во
всем их историческом своеобразии, включая случайные процессы
и явления.

2. Предметом общей теории права и государства является ис­
следование конкретной отрасли права и законодательства.

3. Предмет общей теории права и государства составляют
общие закономерности возникновения, развития и функциониро­
вания права и государства как самостоятельных социальных ин­
ститутов, сущность, типы, формы, функции и механизм действия
права и государства, основные понятия, общие для всей правовой
науки.

Тест 2

Из каких элементов слагается предмет теории права и госу­дарства?

1. Основные закономерности возникновения, развития и функ­
ционирования права и государства. Система категорий и понятий,
Принципы, типы, формы и структура права и государства. Сред­
ства и приемы практической работы юридических органов по пра­
вотворчеству и применению права.

2.Все вышеперечисленные элементы плюс прогнозы и практи­
ческие рекомендации по совершенствованию и развитию права и
государства.


 

Тест З

Чем наука теории права и государства отличается от соот­ветствующей учебной дисциплины?

1. Наука изучает все закономерности возникновения, развития
и функционирования государственно-правовых явлений, а учеб­
ная дисциплина — только те, которые являются необходимыми
для дальнейшего изучения юриспруденции.

2. Наука изучает не только свой предмет, но и предметы других
наук, а учебная дисциплина — только свой предмет.

3. К науке относится и то, что уже познано, и то, что еще по­
знается, а к учебной дисциплине — только то, что уже познано.

Тест 4

В чем состоит отличие теории права и государства от от­раслевых юридических наук?

1. Каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория
права и государства — все предметы отраслевых наук.

2. Отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а тео­
рия права и государства — все законодательство в целом.

3. Теория права к государства изучает общие закономерности
возникновения, развития и функционирования государства и пра­
ва, а отраслевые науки — конкретные закономерности той группы
общественных отношений, которые регулируются данной отрас­
лью права.

Тест 5

Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки: конституционное право (а), хозяйственное право (б), теория права и государства (в), уголовное право (г), криминалистика (д), международное частное право (е), история политических и правовых учений (ж), судебная бухгалтерия (з), история государства и права (и), гражданское право (к), между­народное публичное право (л), административное право (м), при­родоохранительное право (н)?

1. Историко-теоретические.

2. Межотраслевые.

3. Отраслевые.

4. Прикладные.

5. Международные

Тест 6

Какие функции выполняет наука теории права и государ­ства?

1. Регулятивную и охранительную.

2. Воспитательную, компенсационную и политическую.

3. Познавательную, ингеграционную и методологическую.

Тест 7

К какому понятию относится данное определение: «Система методов, набор способов и приемов исследовательской деятель­ности, знания о них»?

1. Методология.

2. Концепция.

3. Парадигма.

Тест 8

Как соотносятся предмет и метод теории права и государ­ства?

1. Предмет определяет методы его исследования.

2. Методы определяет исследователь независимо от предмета
исследования.

3. Предмет и метод существуют независимо друг от друга.

Тест 9

Какое из перечисленных определений соответствует поня­тию «специальные научные методы»?

1. Методы, которые используются во всех конкретных науках.

2. Методы, которые используются в нескольких, но не во всех
конкретных науках.

3. Методы, которые разработаны конкретными науками и ис­
пользуются для познания государственно-правовых явлений.

Тест 10

Определите, какие из перечисленных методов (диалекти­ка (а), анкетирование (б), наблюдение (в), синтез (г), правовой эксперимент (д), исторический и логический (е), статистичес­кий (ж), системный (з), функциональный (и), прогностичес


 

кий (к), опрос (л), интервьюирование (м), абстрактный и кон­кретный (н), анализ (о), математический (п), кибернетичес­кий (р), контент-анализ (с), сравнительного правоведения (т) относятся:

1. К общенаучным.

2. К частнонаучным.

3. К специальным.

Тест 11

Каковы требования диалектического метода познания?

1. Изучать явления в неразрывной связи с другими обществен­
ными явлениями (экономикой, политикой и т.п.)

2. Изучать явления в развитии, конкретно-исторически.

3. Вышеперечисленные плюс то, что критерием истинного на­
учного познания является общественная практика.

Тест 12

Какой из перечисленных методов плодотворно применяется для анализа сходства, различия и классификации правовых сис­тем?

1. Статистический.

2. Метод сравнительного правоведения (правовой компарати­
вистики).

3. Кибернетический.

Тест 13

Для чего необходим правовой эксперимент?

1. Для развития юридической науки.

2. Для того чтобы определить эффективность правовой нормы
в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на
всю территорию государства.

3.Для совершенствования правоприменительной деятельности.

Тест14

К какому понятию относится следующее определение: «Спо­собность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия»?

1. Социальные нормы.

2. Власть.

3. Регулирование.

Тест 15

Какие признаки характеризуют род?

1. Основан на кровном родстве.

2. Его члены ведут совместное хозяйство.

3. Все вышеперечисленные, плюс наличие общей собствен­
ности.

4. Общность людей, проживающих на определенной терри­
тории.

Тест 16

Каковы особенности власти в первобытном обществе?

1. Принадлежала всей родовой общине, осуществлялась на общественных началах, опиралась на авторитет руководителей, традиции и обычаи.

2. Принадлежала определенной социальной группе и опиралась на принуждение со стороны лидеров.

3. Осуществлялась особой группой людей, не принимавших
участие в производственной деятельности рода.



Тест 17

Что такое «неолитическаяреволюция»?

1. Переход общества от присваивающей экономики к произво­дящей.

2. Одно из общественных разделений труда.

3. Внутренний рубеж в развитии первобытного общества.

Тест 18

Каким понятием обозначается правило поведения, сложив­шееся вследствие фактического его применения в течение дли­тельного времени и вошедшее в привычку?

1. Право.

2. Обычай.

3. Нравы.

Тест 19

В каком обществе регулируют общественные отношения «мо­нонормы.»?

1. В рабовладельческом.

2. В феодальном.

3. В первобытном.

Тест 20

Почему социальные нормы первобытного общества называют мононормами?

1. Потому что все нормы того периода совпадали по содержанию.

2. Потому что была только одна социальная норма.

3. Потому что в тот период времени не было норм права.

Тест21

Каковы особенности нормативной регуляции первобытного общества?

1. Преобладание запретов, неразделенность прав и обязаннос­тей.

2. Отсутствие обеспечивающего исполнения норм особого механизма принуждения, отделенного от общества.

3. Все перечисленное плюс основная форма регулирования по­
ведения — обычай.

Тест 22

Какие социальные нормы регулировали отношения в перво­бытном обществе?

1. Обычаи, простейшие нормы морали, религиозные нормы и
табу.

2. Обычаи, нормы права, нормы морали, политические нормы.

3. Вышеперечисленные плюс нормы моды.

Тест 23

Каковы- основные способы возникновения права в первобытном обществе?

1. Толкование и правотворчество.

2. Санкционирование и правотворчество.

3. Систематизация и санкционирование.

Тест 24

Чем право отличается от социальных норм первобытного об­щества?

1. Общеобязательная нормативность, формальная определенность.

2. Институционность, обеспеченность государственным при нуждением.

3. Все перечисленное выше плюс различимость прав и обязанностей.

Тест 25

Назовите автора нижеприведенных строк:

«На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяю­щиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, и позаботиться о том, чтобы отдельный человек под­чинялся общим условиям производства и обмена.

Это правило вначале выражается в обычае, затем становит­ся законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение, — публичная власть, госу­дарство».

1. К. Маркс.

2. Ф. Энгельс.

3. Г.В. Плеханов.

Тест 26

Назовите представителей «договорной теории» происхожде­ния государства и права.

1. Т. Греции, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев.

2. Фома Аквинский, Ж. Маритен.

3. Л. Гумплович, Е. Дюринг.

Тест 27

Назовите представителей «классовой теории» происхожде­ния государства и права.

1. Н. Макиавелли, А. Гамильтон.

2. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

3. Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин.

Тест 28

Какую теорию происхождения государства и права отстаи­вали Фома Аквинский и Ж. Маритен?

1. Ирригационную.

2. Естественно-правовую (естественного права).

3. Теологическую.

Тест 29

Кто из перечисленных авторов развивал «психологическую теорию» происхождения государства и права?

1. Л.И. Петражицкий, Дж. Фрэзер, Г. Тард.

2. Г. Греции, Т. Гоббс.

3. Аристотель, Р. Фильмер.

Тест 30

Какую теорию происхождения права развивали Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский?

1. Патриархальную.

2. Теорию насилия.

3. Психологическую.

Тест 31

Какую теорию происхождения государства и права разраба­тывали Аристотель, Р.Фильмер, Н.К. Михайловский?

1. Классовую.

2. Теологическую.

3. Патриархальную.

Тест 32

К какому подходу правопонимания относится следующее оп­ределение: «Право — это система общеобязательных, формально определенных, исходящих от государства и им охраняемых норм, регулирующих общественные отношения» ?

1. К философскому.

2. К нормативному.

3. К социологическому.

Тест 33

К какому подходу правопонимания относится следующее оп­ределение: «Право — это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства» ?

1. К нормативному.

2. К социологическому.

3. К философскому.

ТестЗ4

К какому подходу правопонимания относится следующее оп­ределение: «Право — это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создает, а лишь открывает»?

1. К социологическому.

2. К философскому.

3. К нормативному.

Тест 35

Определите, какие из нижеперечисленных признаков права характеризуют его с позиций нормативного подхода, а какие с позиций широкого правопонимания: система норм (а), исходит от государства (б), охраняется государством (в), общеобяза­тельность (г), формальная определенность (д), возведенная в закон воля господствующего класса (е), регулирует обществен­ные отношения (ж), является средством достижения социаль­ного компромисса (з), опирается на идеи политической свободы и справедливости (и), социальная свобода, связанная с идеей со­циальной ответственности (к)?

1. Нормативный подход.

2. «Широкое» правопонимание.

Тест 36

К какому понятию относится данное определение: «Совокуп­ность всех действующих в данном государстве юридических норм» ?

1. Субъективное право.

2. Система права.

3. Объективное право.

Тест37

К какому понятию относится следующее определение: «Глав­ная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу 'и назначение в обществе» ?

1. Функция права.

2. Ценность права.

3. Сущность права.

Тест 38

Какие из перечисленных направлений воздействия права на общественные отношения характеризуют общесоциальный ас­пект в сущности права?

1. Обеспечение привилегий и эксплуатация.

2. Организация экономики. Нормирование индивидуальных
затрат на социальные нужды. Охрана окружающей среды.

3. Обеспечение господства в обществе определенных классов и
социальных групп.



Тест 39

К какому понятию относится следующее определение: «Спо­собность удовлетворять определенные потребности субъек­тов»?

1. Принципы права.

2. Ценность права.

3. Сущность права.

Тест 40

К какому понятию относится следующее определение: «Осно­вополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность»?

1. Ценность права.

2. Принципы права.

3. Функция права.

Тест 41

Определите, какие из перечисленных принципов права (сос­тязательности (а), законности (б), равенства супругов (в), справедливости (г), гуманизма (д), разрешено все, что не запре­щено законом (е), свободы договора (ж), недопустимости вмеша­тельства кого-либо в частные дела (з), взаимной ответствен­ности граждан перед государством и государства перед гражда­нами (и), равенство граждан перед законом (к), нет преступле­ния без указания на то в законе (л), равенство всех форм собст­венности (м), неотвратимость ответственности (н)) отно­сятся:

1. К общеправовым.

2. К межотраслевым.

3. К отраслевым.

4. К правовым институтам.

Тест 42

Определите, с помощью какого способа нижеследующие прин­ципы права закреплены в законодательстве: гуманизм (а), демо­кратизм (б), законность (в), равенство граждан перед законом (г), разрешено все, что не запрещено законом (д), нет преступления без указания на то в законе (е), равенство всех форм соб­ственности (ж), состязательность (з)?

1. Текстуального.

2. Смыслового.

Тест 43

Какой из общеправовых принципов права определяется как требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием?

1. Законность.

2. Гуманизм.

3. Справедливость.

Тест 44

К какому понятию относится следующее определение: «Обу­словленные социальным назначением направления правового воз­действия на общественные отношения»?

1. Принципы права.

2. Функции права.

3. Ценность права.

Тест 45

Назовите социальные функции права.

1. Экономическая.

2. Охранительная.

3. Политическая

4. Экологическая.

5. Регулятивная.

6. Воспитательная.

Тест 46

Назовите специально-юридические функции права.

1. Политическая.

2. Регулятивная динамическая.

3. Воспитательная.

4. Регулятивная статическая.

5. Экономическая.

6. Охранительная.


 

Тест 47

Назовите характерные черты охранительной функции права.

1. Установление позитивных правил поведения, предоставле­
ние субъективных прав и возложение юридических обязанностей.

2. Влияние на волю угрозой санкции, установление запретов,
реализация юридической ответственности.

3. Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, за­
конам, законности и правопорядку.

Тест 48

Определите, какая из трех форм реализации функций права относится к непосредственно юридическому воздействию.

1. Информационное воздействие.

2. Ориентационное воздействие.

3. Правовое регулирование.

(

Тест 49

К какому понятию относится следующее определение: «Госу­дарственно-официальные способы внешнего выражения норм права, придания общим правилам общеобязательного юридичес­кого значения»?

1. Политические декларации.

2. Моральные принципы.

3. Формы (источники) права.

Тест 50

Чем источник права в специально-юридическом смысле (соб­ственно форма права) отличается от источника права в мате­риальном смысле?

1. Источник права в специально-юридическом смысле — это
акты компетентных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права, а источник права в материальном смысле —
это те факторы, которые определяют, детерминируют содержание
норм права.

2. Источник права в специально-юридическом смысле — это
сами правила поведения, а источник права в материальном смысле — это те факторы, которые эти правила определяют.

3. Правильного ответа нет.

Тест 51

Подберите понятие к данному определению: «Принятое судом решение, служащее ориентиром (эталоном) для решения анало­гичных дел в дальнейшем».

1. Акт толкования права.

2. Нормативный акт.

3. Юридический прецедент.

Тест 52

Какая из форм права определяется как «двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчест­ва, содержащее нормы права»?

1. Правовой прецедент.

2. Договор нормативного содержания.

3. Правовой обычай.

Тест 53

Подберите общий термин для обозначения понятий «правовой прецедент» и «нормативный договор».

1. Акт толкования норм права.

2. Форма (источник) права.

3. Акт применения права.

Тест 54

Какая из форм права не имеет текстуального воспроизведе­ния в правовом документе?

1. Нормативный правовой акт.

2. Правовой обычай.

3. Правовой прецедент.

Тест 55

В какой правовой системе характерным источником права является доктрина (правовая школа)?

1. В мусульманском праве.

2. В романо-германской.
3.В англосаксонской.

Тест 56

Какая из названных форм права не является источником права в Российской Федерации?

1.Правовой прецедент.

2. Договор нормативного содержания.

3.Правовой обычай.

Тест 57

Почему нормативный правовой акт является основной фор­мой (источником) российского права?

1. Обеспечивает нормативную саморегуляцию.

2. Обеспечивается государством. Может быть оперативно
издан, в любой своей части изменен, что позволяет относительно
быстро реагировать на изменение социальных процессов.

3. Обеспечивается силой привычки.

Тест 58

Какие из перечисленных правовых актов являются норматив­ными?

1. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.

2. Указ Президента РФ о награждении.

3. Конституция РФ.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ.

5. Уголовный кодекс РФ.

6. Постановление следователя о возбуждении уголовного дела.

7. Приказ директора предприятия о внутреннем распорядке.

8. Решение комиссии о назначении пенсии.

Тест 59

Какой из трех нижеперечисленных актов является норма­тивным правовым?

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля
1999 г. по делу о проверке конституционности Федерального за­
кона от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещен­
ных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящих­
ся на территории Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. № 963 «О внесении
изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая
1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу
актов Президента Российской Федерации, Правительства Россий­
ской Федерации и нормативных правовых актов федеральных ор­
ганов исполнительной власти».

3. Указ Президента РФ от 8 августа 1994 г. № 1660 «О присвое-
йии почетных званий Российской Федерации работникам государ-
°твенной компании «Мосгортранс».

Тест 60

Являются ли правонарушениями следующие поступки студентов?

Невыполнение учебных заданий преподавать

Пропуск семинарских занятий без уважительных при

Неудовлетворительный ответ на экзамене.

Тест 61

Какое понятие характеризуется как требование (долг) к бу­дущей активной, инициативной, сознательной правомерной дея­тельности субъектов права?

Позитивная юридическая ответственность.

Ретроспективная юридическая ответственность.

Социальная ответственность.

Тест6 2

Подберите понятие к данному определению: «Возникающее в связи с правонарушением особое правоотношение между государ­ством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать предусмотрен­ные законом дополнительные лишения и неблагоприятные пос­ледствия за совершенное правонарушение».

Моральная ответственность.

Политическая ответственность.

Юридическая ответственность.

Тест 6З

Какой из перечисленных признаков не относится к характе­ристике юридической ответственности?

1. Вид и мера государственного принуждения, связанная соштрафными и иными дополнительными лишениями.

2.Восстановление нарушенного субъективного права.

3.Характер и объем дополнительных неблагоприятных последствий возникает и реализуется только на основе, в пределахюридической нормы и определяется санкциями правовых норм.

4.Ответственность осуществляется в специальных процессуальных формах.

Тест 6 4

Как соотносятся правонарушение и юридическая ответст­венность?

1.Как причина и следствие.

2.Как юридический факт и регулятивное правоотношение.

3.Все вышеперечисленное.

Тест 6 5

1.Подберите надлежащее определение к понятию «государст­венное принуждение».

2.Способность и возможность оказывать определяющее воздей­ствие на деятельность, поведение людей с помощью воли, автори­тета, права, насилия.

3.Осуществляемое на основе закона государственными органа­ми, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

4 Установленный государством порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, организации, долж­ностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

Тест 6 6

В чем состоит отличие юридической ответственности от иных видов государственного принуждения — мер принуждения, мер пресечения и мер защиты?

Ответственность обращена прежде всего к лицу управомоченному, обеспечению его интересов.

Ответственность обращена прежде всего к правонарушителю и наступает лишь при наличии правонарушения.

Ответственность направлена на обеспечение правопорядка и законности.

Правильного ответа нет.

Тест 67

Назовите фактические основания юридической ответствен­ности.

Норма права, предусматривающая возможность ответственности.

Состав правонарушения.

Акт применения права.

Тест 68

Назовите юридическое основание правовой ответственности.

Акт применения права.

Норма закона, предусматривающая возможность ответст­венности.

Состав правонарушения.

Тест 69

Как соотносятся цели и функции юридической ответствен­ности?

Как конечный результат и направление его достижения.

Как следствие и причина.

Это тождественные понятия.

Цель более широкое понятие, чем функция юридической ответственности.

Тест 70

Назовите основные функции юридической ответственности.

Регулятивная и охранительная.

Карательная (штрафная) и воспитательная.

Правоохранительная и социальная.

Тест 71

Какой принцип юридической ответственности предполагает соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры, воздействия целям юридической ответственности?

1.Справедливость.

2.Гуманизм.

3.Неотвратимость.
4.Целесообразность.



Тест 72

Назовите наиболее суровый вид юридической ответствен­ности.

Дисциплинарная.

Административно-правовая.

Уголовно-правовая.

Тест 73

Чем понятие «освобождение от юридической ответственнос­ти» отличается от понятия «исключение юридической ответ­ственности»?

Наши рекомендации