В каких отраслях права не допускается применение права 1 страница
Приложение 1.
Задание для самостоятельной работы студентов.
Поверочные и обучающие тесты (вариант 1)
Общие методические рекомендации
Тестовые задания сформулированы таким образом, чтобы в процессе их использования можно было проконтролировать, насколько глубоко студентами усвоены категориальный аппарат теории права и государства, признаки и особенности государственно-правовых явлений.
При выполнении тестовых заданий преподавателям и студентам рекомендуется обратить внимание на то, что в учебное пособие включены три типа тестов.
Первый тип тестов содержит три варианта ответов, один из которых правильный. Например: «По какому критерию выделяются правообразующие, правоизме-няющие и правопрекращающие юридические факты?».
1. По длительности существования фактических обстоятельств.
2. По правовым последствиям.
3.По волевому признаку.
В приведенном тесте правильный ответ содержится в позиции 2.
Второй тип тестов в предложенных вариантах ответов содержит два и более правильных ответа. Например: «Назовите специально-юридические функции права».
1.Политическая.
2.Регулятивная динамическая.
3.Воспитательная.
4.Регулятивная статическая.
5.Экономическая.
6. Охранительная.
В рассматриваемом тесте правильные ответы содержатся в позициях 2, 4, 6.
В третьем типе тестов студентам предлагается определить видовую принадлежность перечисленных в задании явлений или признаков. Например: «Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки: конституционное право (а), хозяйственное право (б), теория права и государства (в), уголовное право (г), криминалистика (д), международное частное право (е), история политических и правовых учений (ж), судебная бухгалтерия (з), история государства и права (и), гражданское право (к), международное публичное право (л), административное право (м), природоохранительное право (н)?».
1. Историко-теоретические.
2. Межотраслевые.
3. Отраслевые.
4. Прикладные.
5. Международные.
Правильный ответ будет выглядеть следующим образом: к позиции 1 будут относиться науки, обозначенные индексами «в», «ж», «и»; к позиции 2 — «б», «н»; к позиции 3 — «а», «г», «к», «м»; к позиции 5 — «е», «л».
Преподаватель может осуществлять контроль знаний студентов как по тестам отдельной темы курса, так и по двум и более темам. В последнем случае для повышения качества и объективности контроля рекомендуется включать в задание тесты из разных тем, равнозначные по степени сложности. Они должны охватывать основные разделы и идти в логически продуманной последовательности. Компонуя задание из серии тем, необходимо следить, чтобы предыдущий вопрос не служил подсказкой для последующего.
Тест 1
Какое из определений правильно отражает предмет общей теории права и государства?
1. Предметом общей теории права и государства является изу
чение возникновения и развития конкретно-правовых систем во
всем их историческом своеобразии, включая случайные процессы
и явления.
2. Предметом общей теории права и государства является ис
следование конкретной отрасли права и законодательства.
3. Предмет общей теории права и государства составляют
общие закономерности возникновения, развития и функциониро
вания права и государства как самостоятельных социальных ин
ститутов, сущность, типы, формы, функции и механизм действия
права и государства, основные понятия, общие для всей правовой
науки.
Тест 2
Из каких элементов слагается предмет теории права и государства?
1. Основные закономерности возникновения, развития и функ
ционирования права и государства. Система категорий и понятий,
Принципы, типы, формы и структура права и государства. Сред
ства и приемы практической работы юридических органов по пра
вотворчеству и применению права.
2.Все вышеперечисленные элементы плюс прогнозы и практи
ческие рекомендации по совершенствованию и развитию права и
государства.
Тест З
Чем наука теории права и государства отличается от соответствующей учебной дисциплины?
1. Наука изучает все закономерности возникновения, развития
и функционирования государственно-правовых явлений, а учеб
ная дисциплина — только те, которые являются необходимыми
для дальнейшего изучения юриспруденции.
2. Наука изучает не только свой предмет, но и предметы других
наук, а учебная дисциплина — только свой предмет.
3. К науке относится и то, что уже познано, и то, что еще по
знается, а к учебной дисциплине — только то, что уже познано.
Тест 4
В чем состоит отличие теории права и государства от отраслевых юридических наук?
1. Каждая отраслевая наука изучает свой предмет, а теория
права и государства — все предметы отраслевых наук.
2. Отраслевые науки изучают соответствующие нормы, а тео
рия права и государства — все законодательство в целом.
3. Теория права к государства изучает общие закономерности
возникновения, развития и функционирования государства и пра
ва, а отраслевые науки — конкретные закономерности той группы
общественных отношений, которые регулируются данной отрас
лью права.
Тест 5
Определите, к какой группе юридических наук относятся следующие науки: конституционное право (а), хозяйственное право (б), теория права и государства (в), уголовное право (г), криминалистика (д), международное частное право (е), история политических и правовых учений (ж), судебная бухгалтерия (з), история государства и права (и), гражданское право (к), международное публичное право (л), административное право (м), природоохранительное право (н)?
1. Историко-теоретические.
2. Межотраслевые.
3. Отраслевые.
4. Прикладные.
5. Международные
Тест 6
Какие функции выполняет наука теории права и государства?
1. Регулятивную и охранительную.
2. Воспитательную, компенсационную и политическую.
3. Познавательную, ингеграционную и методологическую.
Тест 7
К какому понятию относится данное определение: «Система методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности, знания о них»?
1. Методология.
2. Концепция.
3. Парадигма.
Тест 8
Как соотносятся предмет и метод теории права и государства?
1. Предмет определяет методы его исследования.
2. Методы определяет исследователь независимо от предмета
исследования.
3. Предмет и метод существуют независимо друг от друга.
Тест 9
Какое из перечисленных определений соответствует понятию «специальные научные методы»?
1. Методы, которые используются во всех конкретных науках.
2. Методы, которые используются в нескольких, но не во всех
конкретных науках.
3. Методы, которые разработаны конкретными науками и ис
пользуются для познания государственно-правовых явлений.
Тест 10
Определите, какие из перечисленных методов (диалектика (а), анкетирование (б), наблюдение (в), синтез (г), правовой эксперимент (д), исторический и логический (е), статистический (ж), системный (з), функциональный (и), прогностичес
кий (к), опрос (л), интервьюирование (м), абстрактный и конкретный (н), анализ (о), математический (п), кибернетический (р), контент-анализ (с), сравнительного правоведения (т) относятся:
1. К общенаучным.
2. К частнонаучным.
3. К специальным.
Тест 11
Каковы требования диалектического метода познания?
1. Изучать явления в неразрывной связи с другими обществен
ными явлениями (экономикой, политикой и т.п.)
2. Изучать явления в развитии, конкретно-исторически.
3. Вышеперечисленные плюс то, что критерием истинного на
учного познания является общественная практика.
Тест 12
Какой из перечисленных методов плодотворно применяется для анализа сходства, различия и классификации правовых систем?
1. Статистический.
2. Метод сравнительного правоведения (правовой компарати
вистики).
3. Кибернетический.
Тест 13
Для чего необходим правовой эксперимент?
1. Для развития юридической науки.
2. Для того чтобы определить эффективность правовой нормы
в ограниченном масштабе и не распространять ее недостатки на
всю территорию государства.
3.Для совершенствования правоприменительной деятельности.
Тест14
К какому понятию относится следующее определение: «Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия»?
1. Социальные нормы.
2. Власть.
3. Регулирование.
Тест 15
Какие признаки характеризуют род?
1. Основан на кровном родстве.
2. Его члены ведут совместное хозяйство.
3. Все вышеперечисленные, плюс наличие общей собствен
ности.
4. Общность людей, проживающих на определенной терри
тории.
Тест 16
Каковы особенности власти в первобытном обществе?
1. Принадлежала всей родовой общине, осуществлялась на общественных началах, опиралась на авторитет руководителей, традиции и обычаи.
2. Принадлежала определенной социальной группе и опиралась на принуждение со стороны лидеров.
3. Осуществлялась особой группой людей, не принимавших
участие в производственной деятельности рода.
Тест 17
Что такое «неолитическаяреволюция»?
1. Переход общества от присваивающей экономики к производящей.
2. Одно из общественных разделений труда.
3. Внутренний рубеж в развитии первобытного общества.
Тест 18
Каким понятием обозначается правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени и вошедшее в привычку?
1. Право.
2. Обычай.
3. Нравы.
Тест 19
В каком обществе регулируют общественные отношения «мононормы.»?
1. В рабовладельческом.
2. В феодальном.
3. В первобытном.
Тест 20
Почему социальные нормы первобытного общества называют мононормами?
1. Потому что все нормы того периода совпадали по содержанию.
2. Потому что была только одна социальная норма.
3. Потому что в тот период времени не было норм права.
Тест21
Каковы особенности нормативной регуляции первобытного общества?
1. Преобладание запретов, неразделенность прав и обязанностей.
2. Отсутствие обеспечивающего исполнения норм особого механизма принуждения, отделенного от общества.
3. Все перечисленное плюс основная форма регулирования по
ведения — обычай.
Тест 22
Какие социальные нормы регулировали отношения в первобытном обществе?
1. Обычаи, простейшие нормы морали, религиозные нормы и
табу.
2. Обычаи, нормы права, нормы морали, политические нормы.
3. Вышеперечисленные плюс нормы моды.
Тест 23
Каковы- основные способы возникновения права в первобытном обществе?
1. Толкование и правотворчество.
2. Санкционирование и правотворчество.
3. Систематизация и санкционирование.
Тест 24
Чем право отличается от социальных норм первобытного общества?
1. Общеобязательная нормативность, формальная определенность.
2. Институционность, обеспеченность государственным при нуждением.
3. Все перечисленное выше плюс различимость прав и обязанностей.
Тест 25
Назовите автора нижеприведенных строк:
«На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена.
Это правило вначале выражается в обычае, затем становится законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение, — публичная власть, государство».
1. К. Маркс.
2. Ф. Энгельс.
3. Г.В. Плеханов.
Тест 26
Назовите представителей «договорной теории» происхождения государства и права.
1. Т. Греции, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев.
2. Фома Аквинский, Ж. Маритен.
3. Л. Гумплович, Е. Дюринг.
Тест 27
Назовите представителей «классовой теории» происхождения государства и права.
1. Н. Макиавелли, А. Гамильтон.
2. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.
3. Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин.
Тест 28
Какую теорию происхождения государства и права отстаивали Фома Аквинский и Ж. Маритен?
1. Ирригационную.
2. Естественно-правовую (естественного права).
3. Теологическую.
Тест 29
Кто из перечисленных авторов развивал «психологическую теорию» происхождения государства и права?
1. Л.И. Петражицкий, Дж. Фрэзер, Г. Тард.
2. Г. Греции, Т. Гоббс.
3. Аристотель, Р. Фильмер.
Тест 30
Какую теорию происхождения права развивали Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский?
1. Патриархальную.
2. Теорию насилия.
3. Психологическую.
Тест 31
Какую теорию происхождения государства и права разрабатывали Аристотель, Р.Фильмер, Н.К. Михайловский?
1. Классовую.
2. Теологическую.
3. Патриархальную.
Тест 32
К какому подходу правопонимания относится следующее определение: «Право — это система общеобязательных, формально определенных, исходящих от государства и им охраняемых норм, регулирующих общественные отношения» ?
1. К философскому.
2. К нормативному.
3. К социологическому.
Тест 33
К какому подходу правопонимания относится следующее определение: «Право — это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства» ?
1. К нормативному.
2. К социологическому.
3. К философскому.
ТестЗ4
К какому подходу правопонимания относится следующее определение: «Право — это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создает, а лишь открывает»?
1. К социологическому.
2. К философскому.
3. К нормативному.
Тест 35
Определите, какие из нижеперечисленных признаков права характеризуют его с позиций нормативного подхода, а какие с позиций широкого правопонимания: система норм (а), исходит от государства (б), охраняется государством (в), общеобязательность (г), формальная определенность (д), возведенная в закон воля господствующего класса (е), регулирует общественные отношения (ж), является средством достижения социального компромисса (з), опирается на идеи политической свободы и справедливости (и), социальная свобода, связанная с идеей социальной ответственности (к)?
1. Нормативный подход.
2. «Широкое» правопонимание.
Тест 36
К какому понятию относится данное определение: «Совокупность всех действующих в данном государстве юридических норм» ?
1. Субъективное право.
2. Система права.
3. Объективное право.
Тест37
К какому понятию относится следующее определение: «Главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу 'и назначение в обществе» ?
1. Функция права.
2. Ценность права.
3. Сущность права.
Тест 38
Какие из перечисленных направлений воздействия права на общественные отношения характеризуют общесоциальный аспект в сущности права?
1. Обеспечение привилегий и эксплуатация.
2. Организация экономики. Нормирование индивидуальных
затрат на социальные нужды. Охрана окружающей среды.
3. Обеспечение господства в обществе определенных классов и
социальных групп.
Тест 39
К какому понятию относится следующее определение: «Способность удовлетворять определенные потребности субъектов»?
1. Принципы права.
2. Ценность права.
3. Сущность права.
Тест 40
К какому понятию относится следующее определение: «Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность»?
1. Ценность права.
2. Принципы права.
3. Функция права.
Тест 41
Определите, какие из перечисленных принципов права (состязательности (а), законности (б), равенства супругов (в), справедливости (г), гуманизма (д), разрешено все, что не запрещено законом (е), свободы договора (ж), недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела (з), взаимной ответственности граждан перед государством и государства перед гражданами (и), равенство граждан перед законом (к), нет преступления без указания на то в законе (л), равенство всех форм собственности (м), неотвратимость ответственности (н)) относятся:
1. К общеправовым.
2. К межотраслевым.
3. К отраслевым.
4. К правовым институтам.
Тест 42
Определите, с помощью какого способа нижеследующие принципы права закреплены в законодательстве: гуманизм (а), демократизм (б), законность (в), равенство граждан перед законом (г), разрешено все, что не запрещено законом (д), нет преступления без указания на то в законе (е), равенство всех форм собственности (ж), состязательность (з)?
1. Текстуального.
2. Смыслового.
Тест 43
Какой из общеправовых принципов права определяется как требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием?
1. Законность.
2. Гуманизм.
3. Справедливость.
Тест 44
К какому понятию относится следующее определение: «Обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на общественные отношения»?
1. Принципы права.
2. Функции права.
3. Ценность права.
Тест 45
Назовите социальные функции права.
1. Экономическая.
2. Охранительная.
3. Политическая
4. Экологическая.
5. Регулятивная.
6. Воспитательная.
Тест 46
Назовите специально-юридические функции права.
1. Политическая.
2. Регулятивная динамическая.
3. Воспитательная.
4. Регулятивная статическая.
5. Экономическая.
6. Охранительная.
Тест 47
Назовите характерные черты охранительной функции права.
1. Установление позитивных правил поведения, предоставле
ние субъективных прав и возложение юридических обязанностей.
2. Влияние на волю угрозой санкции, установление запретов,
реализация юридической ответственности.
3. Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, за
конам, законности и правопорядку.
Тест 48
Определите, какая из трех форм реализации функций права относится к непосредственно юридическому воздействию.
1. Информационное воздействие.
2. Ориентационное воздействие.
3. Правовое регулирование.
( |
Тест 49
К какому понятию относится следующее определение: «Государственно-официальные способы внешнего выражения норм права, придания общим правилам общеобязательного юридического значения»?
1. Политические декларации.
2. Моральные принципы.
3. Формы (источники) права.
Тест 50
Чем источник права в специально-юридическом смысле (собственно форма права) отличается от источника права в материальном смысле?
1. Источник права в специально-юридическом смысле — это
акты компетентных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права, а источник права в материальном смысле —
это те факторы, которые определяют, детерминируют содержание
норм права.
2. Источник права в специально-юридическом смысле — это
сами правила поведения, а источник права в материальном смысле — это те факторы, которые эти правила определяют.
3. Правильного ответа нет.
Тест 51
Подберите понятие к данному определению: «Принятое судом решение, служащее ориентиром (эталоном) для решения аналогичных дел в дальнейшем».
1. Акт толкования права.
2. Нормативный акт.
3. Юридический прецедент.
Тест 52
Какая из форм права определяется как «двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права»?
1. Правовой прецедент.
2. Договор нормативного содержания.
3. Правовой обычай.
Тест 53
Подберите общий термин для обозначения понятий «правовой прецедент» и «нормативный договор».
1. Акт толкования норм права.
2. Форма (источник) права.
3. Акт применения права.
Тест 54
Какая из форм права не имеет текстуального воспроизведения в правовом документе?
1. Нормативный правовой акт.
2. Правовой обычай.
3. Правовой прецедент.
Тест 55
В какой правовой системе характерным источником права является доктрина (правовая школа)?
1. В мусульманском праве.
2. В романо-германской.
3.В англосаксонской.
Тест 56
Какая из названных форм права не является источником права в Российской Федерации?
1.Правовой прецедент.
2. Договор нормативного содержания.
3.Правовой обычай.
Тест 57
Почему нормативный правовой акт является основной формой (источником) российского права?
1. Обеспечивает нормативную саморегуляцию.
2. Обеспечивается государством. Может быть оперативно
издан, в любой своей части изменен, что позволяет относительно
быстро реагировать на изменение социальных процессов.
3. Обеспечивается силой привычки.
Тест 58
Какие из перечисленных правовых актов являются нормативными?
1. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.
2. Указ Президента РФ о награждении.
3. Конституция РФ.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ.
5. Уголовный кодекс РФ.
6. Постановление следователя о возбуждении уголовного дела.
7. Приказ директора предприятия о внутреннем распорядке.
8. Решение комиссии о назначении пенсии.
Тест 59
Какой из трех нижеперечисленных актов является нормативным правовым?
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля
1999 г. по делу о проверке конституционности Федерального за
кона от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещен
ных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящих
ся на территории Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. № 963 «О внесении
изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая
1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу
актов Президента Российской Федерации, Правительства Россий
ской Федерации и нормативных правовых актов федеральных ор
ганов исполнительной власти».
3. Указ Президента РФ от 8 августа 1994 г. № 1660 «О присвое-
йии почетных званий Российской Федерации работникам государ-
°твенной компании «Мосгортранс».
Тест 60
Являются ли правонарушениями следующие поступки студентов?
Невыполнение учебных заданий преподавать
Пропуск семинарских занятий без уважительных при
Неудовлетворительный ответ на экзамене.
Тест 61
Какое понятие характеризуется как требование (долг) к будущей активной, инициативной, сознательной правомерной деятельности субъектов права?
Позитивная юридическая ответственность.
Ретроспективная юридическая ответственность.
Социальная ответственность.
Тест6 2
Подберите понятие к данному определению: «Возникающее в связи с правонарушением особое правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать предусмотренные законом дополнительные лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение».
Моральная ответственность.
Политическая ответственность.
Юридическая ответственность.
Тест 6З
Какой из перечисленных признаков не относится к характеристике юридической ответственности?
1. Вид и мера государственного принуждения, связанная соштрафными и иными дополнительными лишениями.
2.Восстановление нарушенного субъективного права.
3.Характер и объем дополнительных неблагоприятных последствий возникает и реализуется только на основе, в пределахюридической нормы и определяется санкциями правовых норм.
4.Ответственность осуществляется в специальных процессуальных формах.
Тест 6 4
Как соотносятся правонарушение и юридическая ответственность?
1.Как причина и следствие.
2.Как юридический факт и регулятивное правоотношение.
3.Все вышеперечисленное.
Тест 6 5
1.Подберите надлежащее определение к понятию «государственное принуждение».
2.Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, права, насилия.
3.Осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.
4 Установленный государством порядок, согласно которому все государственные органы, предприятия, организации, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на них задачи и обязанности.
Тест 6 6
В чем состоит отличие юридической ответственности от иных видов государственного принуждения — мер принуждения, мер пресечения и мер защиты?
Ответственность обращена прежде всего к лицу управомоченному, обеспечению его интересов.
Ответственность обращена прежде всего к правонарушителю и наступает лишь при наличии правонарушения.
Ответственность направлена на обеспечение правопорядка и законности.
Правильного ответа нет.
Тест 67
Назовите фактические основания юридической ответственности.
Норма права, предусматривающая возможность ответственности.
Состав правонарушения.
Акт применения права.
Тест 68
Назовите юридическое основание правовой ответственности.
Акт применения права.
Норма закона, предусматривающая возможность ответственности.
Состав правонарушения.
Тест 69
Как соотносятся цели и функции юридической ответственности?
Как конечный результат и направление его достижения.
Как следствие и причина.
Это тождественные понятия.
Цель более широкое понятие, чем функция юридической ответственности.
Тест 70
Назовите основные функции юридической ответственности.
Регулятивная и охранительная.
Карательная (штрафная) и воспитательная.
Правоохранительная и социальная.
Тест 71
Какой принцип юридической ответственности предполагает соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры, воздействия целям юридической ответственности?
1.Справедливость.
2.Гуманизм.
3.Неотвратимость.
4.Целесообразность.
Тест 72
Назовите наиболее суровый вид юридической ответственности.
Дисциплинарная.
Административно-правовая.
Уголовно-правовая.
Тест 73
Чем понятие «освобождение от юридической ответственности» отличается от понятия «исключение юридической ответственности»?