Административный регламент как правовой и методический инструмент

Административный регламент предоставления государственной или муниципальной услуги — основной правовой и методический инструмент формализации и правового закрепления порядка действий органа власти (органа местного самоуправления) и взаимодействующих с ним Заявителей при предоставлении государственных (муниципальных) услуг. Постановление № 373 установило обязанность для федеральных органов исполнительной власти и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

- разработать (привести в соответствие требованиям регулирования) административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг;

- разместить административные регламенты, а также сведения о государственных функциях и государственных услугах в федеральных государственных информационных системах «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Административный регламент, будучи прежде всего нормативным правовым актом, также является удобным методическим инструментом оптимизации (повышения качества) предоставления государственных услуг, в том числе:

- формализации административных процедур (действий) и устранения избыточных административных процедур (к примеру, требований по представлению тех или иных излишних документов, требований личной явки Заявителя, собственноручной подписи и др.);

- сокращения срока исполнения отдельных процедур и услуги в целом;

- формализации обязанностей должностных лиц органов, предоставляющих услуги, и их ответственности за несоблюдение требований регламентов и иных правовых актов;

- перевода осуществления административных процедур в электронную форму.

Административный регламент предоставления государственных и муниципальных услуг содержит следующие основные разделы:

- общие положения (наименование услуги, уполномоченные органы, правовые акты, права и обязанности должностных лиц, круг Заявителей, права и обязанности Заявителей, описание результата исполнения функции и др.);

- стандарт предоставления услуги (местонахождение и график работы органов и организаций, участвующих в предоставлении услуги, органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, справочные телефоны, адреса официальных сайтов, адреса электронной почты, порядок получения Заявителями информации по вопросам предоставления услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для ее предоставления, сведения о размере оплаты, срок исполнения функции);

- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения (исчерпывающий перечень административных процедур, основания для начала и окончания каждой административной процедуры, ее продолжительность, сведения об ответственном должностном лице, условия, порядок и срок приостановления исполнения функции, критерии принятия решений, результат административной процедуры, порядок передачи результата Заявителю, способ фиксации результата выполнения административной процедуры, особенности выполнения процедуры в электронной форме);

- формы контроля за предоставлением услуги (порядок осуществления текущего контроля, порядок и периодичность плановых и внеплановых проверок, ответственность должностных лиц);

- досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего услугу, а также его должностных лиц (информация о правах на досудебное обжалование, исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается, основания для начала процедуры досудебного обжалования, права заинтересованных лиц на получение информации и документов, органы и должностные лица, которым может быть направлена жалоба, сроки рассмотрения жалобы, результат досудебного обжалования).

Наши рекомендации