Риски формирования электронного правительства
В апреле 2010 года рабочая группа консорциума OASIS опубликовала документ, в котором на базе систематизации международной практики построения электронного правительства было выведено 10 наиболее распространенных ошибок (рисков):
1. Отсутствие единого видения электронного правительства, разделяемого всеми государственными учреждениями. Эта ошибка приводит к отсутствию взаимопонимания, конфликтам, неоправданным расходам, невыполнению поставленных задач и низкому уровню удовлетворения граждан.
2. Отсутствие эффективного управления. Это приводит к распылению ответственности, отсутствию координации, невозможности принятия сложных решений, межведомственным конфликтам и др. Решением этой проблемы является продуманная структура управления электронным правительством с сохранением значительной доли полномочий и ответственности на высшем политическом уровне (управление целями, граничными условиями выполнения проектов, оценка результативности).
3. Неспособность настоять на необходимых изменениях, которая приводит к отсутствию качественных сдвигов, затягиванию проектов, преобладанию работы «для галочки». Решение этой проблемы возможно путем правильной подборки ключевых менеджеров, регулярной координации действий всех заинтересованных лиц, повышенном внимании к проектам, способным принести быстрые и полезные результаты, прозрачности и наглядности результатов проектов.
4. Юридические препятствия. Для решения этой проблемы необходима гармонизация законодательства, формирование норм права, необходимых для полноценного взаимодействия в рамках электронного правительства.
5. Неадекватность модели финансирования. Построение электронного правительства плохо совместимо с традиционными моделями финансирования, когда фиксированные бюджеты выделяются в распоряжение отдельных ведомств. Лучшей практикой является централизованное финансирование целевых программ, имеющих конкретные цели, задачи, результаты.
6. Неготовность системы государственных закупок. Формирование электронного правительства требует высоких уровней знаний со стороны заказчиков, а разрабатываемые системы должны удовлетворять нетрадиционным для законодательства о государственных закупках требованиям (зрелость, надежность, техподдержка, интероперабельность и др.).
7. Неправильные приоритеты. Чрезмерно амбициозные планы приводят к противоречиям между проектами, задержкам, дополнительным расходам, разработке невостребованных решений.
8. Неприятие результатов пользователями. При планировании государственных услуг «от государства», а не «от гражданина» создается ситуация, когда разработанные услуги не востребованы пользователями или ухудшают их положение по сравнению с предшествующей практикой. Решение этой задачи — грамотное планирование и разработка государственных услуг, опирающаяся на удовлетворение конкретных потребностей граждан, постановка бюрократии в подчиненное положение интересам граждан.
9. Недостаточная совместимость информационных систем. Для преодоления этой проблемы требования по интероперабельности должны быть определены и зафиксированы для всех уровней информационных систем электронного правительства. Обычно это делается посредством государственных сводов по совместимости информационных систем (Government Interoperability Framework).
10. Отсутствие необходимых навыков. Поскольку построение электронного правительства всегда связано с разработкой принципиально новых систем, проблема носит принципиальный характер. Требуется грамотная стратегия накопления навыков, а также разумная политика распределения компетентных специалистов, особенно тех, которые уже проявились в успешных проектах.
Видно, что все перечисленные риски, выявленные на мировых данных, в той или иной степени реализуются и в Российской Федерации, причем они вполне сопоставимы по важности с мировыми. Одновременно с этим, описанные выше принципы повышения эффективности формирования электронного правительства также в полной мере применимы и в России.