Формирование русского централизованного государства и новые элементы в сфере управления (XIV-нач. XVI вв.).Реформирование государственного управления при Иване III, Василии III.

Факторы образования централизованного государства:

политические: -необходимость свержения монголо-татарского ига

-целесообразность централизованной защиты русских земель от внешних факторов

-стремление православной церкви к централизованной власти с целью усиления своего влияния

экономические: - повышение производительности земледелия

- усиление товарного характера ремесла

- увеличение количества городов

- развитие экономических связей между территориями и с другими странами

социальные: - потребность служилого слоя помещиков в сильной государственной власти

- потребность крестьян в централизованной власти для защиты от произвола монголо-татар и феодалов-землевладельцев

В истории образования Российского государства выделяется три этапа. На первом этапе (1301-1389) происходит возвышение Москвы, борьба между княжествами (Московским, Тверским, Рязанским, Суздальско-Нижегородским) за владимирский великокняжеский престол. В этой борьбе победило Московское княжество. Под знаменами московского князя Дмитрия Донского Русь разгромила татаро-монголов на Куликовом поле.

На втором этапе (1389-1462) идут внутренние распри между потомками московского князя Дмитрия Донского (феодальная война). Происходит усиление власти Великого князя. Территориальный рост московского княжества в конце 14-начале 15 веков являлся важным этапом на пути к созданию единого русского государства. При Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Углич, Кострома и др.

На третьем этапе (1462-1533) при московских князьях Иване III и его сыне Василии III завершилось политико-территориальное формирование государства.

Рост территории московского княжества в 14-первой половине 15 вв. привел к усложнению административно-территориального деления. Раньше городами управляли наместники, а сельскими местностями (волостями) – волостели. Теперь же княжество подразделялось на обширные уезды, а те в свою очередь – на волости и станы. Городом и пригородным станом управлял наместник великого князя из бояр, волостями – волостели из более мелких феодалов. Функции: административно-полицейские, судебные, военные, ведали служилыми людьми в городах. Жалования не получали, а брали с населения «корм». (Система кормлений)

Иван III

Дворец- царское хозяйство , персонал двора и т.д.

Казна –

Складывается национально-государственная символика.

Верховная власть - Иван III единовластный правитель суверенного русского государства, «великий князь всея Руси»

Удельными князьями, главным образом, оставались братья и племянники великого князя, но они уже не имели права чеканить свою монету, устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами и осуществлять судебные разбирательства по важным делам.

По мере централизации изменилась и организация управления государством. Сократилось число удельных княжеств, бывшие удельные князья пополнили ряды московского боярства. самые знатные входили в Боярскую думу – высший совещательный орган, в нем решались все важнейшие государственные проблемы и дела дворцового хозяйства. Постепенно выросла целая система дворцовых учреждений, ведавших великокняжеским хозяйством. дворцовыми землями.

К правлению Ивана III относится становление поместной системы, которая положила начало выделению военно-служилого сословия – дворянства. Главным юридическим признаком этого сословия стало право на владение землей при условии несения гос.службы.

Юридически централизация выразилась в появлении Судебника 1497 с едиными правовыми нормами.

Василий III – создание основ исполнительной власти, завершение централизации земли

7. Реформы управления в период деятельности "Избранной Рады". Центральное управление во 2-й половине XVI в.

Избранная Рада – орган, осуществлявший непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказной аппарат и руководил им. Ей были проведены наиболее важные реформы.

Основные шаги и направления деятельности «Избранной рады»

- созыв Земских и церковных соборов

- создание центральных органов гос.управ. – приказов

-судебник 1550

-частичное ограничение местничества в 1550

- уложение о службе 1555-1556гг.

-отмена кормлений в результате губной и земской реформы

-ограничение церковного землевладения

В середине 16 в. начали свою деятельность Земские соборы – высшее сословно-представительные учреждения. Они эпизодически созывались царем для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики и представляли собой совещательный орган. Состав ЗС был устойчивым, в него входили БД, Освященный собор, а также представители сословий -поместного служилого дворянства и посадских (городских) верхов. С развитием приказов их представители тоже входили в ЗС.

Обсуждение вопросов происходила по отдельности – у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, купцов. Все выск. суждение по вопросу.

С конца 15в. постепенно складывалась единая система центральных и местных правительственных учреждений, выполнявших административные, военные, дипломатические, судебные, финансовые и др. функции – приказы. Их возникновение было связанно с процессом перестройки великокняжеского управления в единую централизованную гос.систему, путем придания органам дворцово-вотчинного типа ряда важных общегосударственных функций. Окончательное оформление приказного строя происходило во второй половине 16в. Основные приказы: Посольский (осуществление решений верховной власти во всем что кас. внешней политики), Разрядный (военное назначение, в их ведении были личный состав армии, ее комплектование, учет, обеспечение служилых людей денежными и поместными окладами и др.; выполнял много функций современных министерств обороны) и Поместный (тесно связан с разрядным; наделял служилое дворянство землей, определенной ему Разрядным приказом, в его распоряжении был весь гос.земельный фонд страны).

Для управления другими группами служилых людей были созданы Стрелецкий (для стрельцов),Пушкарский, Оружейный и т.д. приказы. Значительную группу приказов сост. дворцовые приказы, заедавшие отдельными отраслями великокняжеского, а затем и царского хозяйства.

Судебник 1550,"Царский Судебник" утвержден первым на Руси Земским собором. Непосредственной причиной принятия С. была необходимость консолидации сил феодалов для подавления народных восстаний, ограничения боярского произвола в суде и управлении. Основываясь на Судебнике 1497, а также на совместных решениях Ивана IV Грозного, бояр и высшего духовенства, С. ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов. Установив порядок подачи и рассмотрения жалоб на наместников, что обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства, судебник подготавливал ликвидацию системы кормления. В С. впервые в истории России закон был провозглашен единственным источником права. Отражая политику дальнейшего закрепощения крестьянства, С. подробно определил положение холопов, в том числе кабальных холопов, уточнил порядок выплаты пожилого, ввёл новую пошлину "за повоз", уплачивавшуюся в случае отказа крестьянина от выполнения обязанности привезти с поля урожай землевладельца, подтвердил Юрьев день. С. способствовал ликвидации феодальной раздробленности в Русском государстве, хотя ряд его норм имел компромиссный характер.

Укреплению власти царя способствовали ограничение с 1550 г. на время военных походов местничества (возникший в Русском гос-ве на рубеже 15-16вв. особый порядок назначения на военную, административную и придворную службу с учетом знатности происхождения, родовитости, служебных и личных заслуг предков) и особенно создание постоянного стрелецкого войска. Порядок несения воинской службы всеми землевладельцами (как боярами, так и дворянами) определялся «Уложением о службе», принятым в 1555—1556 гг.

Процесс централизации власти неизбежно выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Сильвестр и его единомышленники — нестяжатели идеологически обосновали необходимость ликвидации земельных богатств церкви. Этот вопрос среди других важных проблем обсуждался на церковном соборе, проходившем в январе—феврале 1551 г. и получившем название Стоглавый. Осифлянское большинство собора во главе с митрополитом Макарием не приняло правительственную программу секуляризации церковных земель. Это вызвало открытое недовольство Ивана Грозного. Приговором 11 мая 1551 г. покупка духовными феодалами вотчинных земель без «доклада» Ивану IV запрещалась под угрозой конфискации объекта продажи. На царя отписывались поместные и черные земли, которые были захвачены монастырями у дворян и крестьян «насильством» за долги, а также все владения бояр, переданные монастырям в малолетство Ивана IV . Этот шаг укрепил центральную власть и ограничил возможности церкви.

За десять лет деятельности Избранной рады было проведено столько реформ, сколько еще не знало никакое другое десятилетие в истории средневековой России. События более поздних лет уничтожили многие результаты этих преобразований. Предпринятые в 50-е гг. меры, с одной стороны, значительно усилили власть царя — создание постоянного войска, центральных органов управления (приказов), отмена кормлений, ограничение феодальных иммунитетов, с другой — способствовали формированию условий для ограничения власти царя — укрепление местного самоуправления, развитие законодательства (Судебник 1550 г.), появление зачатков представительных органов власти (Земские соборы). Таким образом, путь развития общества, который был намечен реформами Избранной рады, в перспективе мог привести к укреплению сословно-представительной монархии.

Именно против такого хода событий и выступал Иван Грозный. Цель опричнины как системы политических и экономических мер — установление в России режима личной власти царя. Поставив боярскую Думу и синклит церковных иерархов между угрозой нападения своего особого (опричного) войска и угрозой выступления московского посада (искусно возбуждаемого агентами царя после его отъезда из столицы в декабре 1564 г. в Александровскую слободу), Иван Грозный добился полной их капитуляции, скрепленной соответствующими приговорами. «Государева воля» была признана единственным источником власти и права, единственным источником определения внутренней и внешней политики. Для создания впечатления о всенародной, по крайней мере всесословной, поддержке политики царя указ о введении опричнины в феврале 1565 г. был представлен на утверждение Земского собора. С целью оказать давление на светскую и церковную аристократию, на всех возможных противников Ивана Грозного на заседания Собора впервые были приглашены представители посада. Опричный двор с самого начала и до конца дней Ивана Грозного осуществлял верховное руководство всеми главными службами и учреждениями Российского государства.

Опричнина — это форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок.

В этих условиях свою реальную слабость власти пытаются компенсировать террором. Создается не четко работающий аппарат государственной власти, обеспечивающий выполнение решений правительства, а аппарат репрессий. Террор был направлен против всех, кто был носителем хотя бы некоторой самостоятельности, свободы. В течение нескольких лет было ликвидировано последнее удельное княжество и уничтожен последний удельный князь Владимир Старицкий; ослаблена церковь — расправа с митрополитом Филиппом и некоторыми другими церковными иерархами; Новгород лишился своего самоуправления после погрома 1570 г.; погибли тысячи и тысячи россиян — князей, бояр, дворян, купцов, ремесленников, крестьян, священнослужителей, подавляющее большинство из которых не замышляло никаких заговоров против царя.

Главным результатом опричнины стал новый механизм власти, с помощью которого стало возможным управлять огромной страной, не поощряя, а наоборот гася ростки демократии. На смену сословно-представительной монархии в результате опричного переворота пришло самодержавие как форма политической и государственной организации господствующего класса. Никаких реальных возможностей ограничения власти Ивана Грозного ни боярская Дума, ни изредка созываемые в этот период Земские соборы не имели.

Наши рекомендации