Эволюция представлений о демократии. Исторические формы демократии.
Своими корнями демократия уходит в то далекое прошлое, когда еще не существовало не только самого понятия демократии, но и понятия политики. Первый в истории опыт самоуправления относится к эпохе родоплеменного строя. Основу социальной организации родоплеменной общности людей составляли кровнородственные связи, а власть еще не была политической. Она являлась выражением общих (коллективных) интересов, единой социальной воли как отношение целого (коллектива) к своим частям (индивидам) в целях выживания и сохранения рода и племени.
Субъект и объект власти такой организации практически совпадали, и не было жесткого разделения на управляющих и управляемых. Институты первобытнообщинной демократии (собрание рода, племени, совет старейшин, совет вождей и др.), являясь носителями власти, осуществляли коллективную волю, а не свою собственную. Социальные отношения в родоплеменных сообществах регулировались достаточно жесткими моделями должного поведения в виде существующих обычаев и императивных запретов – табу. Родовой строй не знал специальных карательных органов и средств принуждения.
Таким образом, на древнейшем этапе развития человечества проoбpaзом власти народа стала родовая демократия (общинное самоуправление). Однако это была примитивная, догосударственная формы демократии. Жизнедеятельность каждого индивида здесь была подчинена жизнедеятельности всего коллектива, в силу чего вопрос об участии каждого в управлении (самоуправлении) попросту еще не возникал.
В эпоху разложения первобытнообщинного строя, когда начинают развиваться процессы имущественной и социальной дифференциации и возникает постоянная угроза войн, появляется так называемая "военная демократия". Это – время образования крупных межплеменных военных союзов, повышение роли племенных вождей, возникновение постоянного профессионального войска и всеобщего вооруженного ополчения мужчин, на которых легло основное бремя обеспечения военной безопасности. И хотя власть по- прежнему продолжала осуществляться традиционными институтами общинного самоуправления, право принимать важнейшие решения все более ограничивается кругом вооруженных мужчин.
Одной из первых известных истории форм государственной демократии является возникшая в V в. до н. э. в городах-государствах древней Греции полисная демократия, которая считается классической.
Наиболее ярким примером классической демократии служит Афинская рабовладельческая республика. Полисная форма демократии была уникальной, поскольку реализовывалась в рамках одного, по нашим масштабам небольшого, города (во времена Перикла в Афинах насчитывалось не более 20–30 тысяч полноправных граждан). Это создавало реальные возможности для широкого и прямого участия граждан в процессе принятия решений.
Основные институтом власти в афинском полисе было народное собрание и все важнейшие вопросы политической жизни решались голосованием. Важнейшей чертой принятия таких решений было стремление выработать общее мнение по обсуждаемым вопросам. Решение, как правило, принималось единогласно, но в случае, когда не удавалось достигнуть всеобщего согласия, решение считалось принятым, если за него голосовало большинство. При этом меньшинство должно было безоговорочно подчиниться воле большинства. Античная демократия не знала оппозиции в современном понимании этого термина. По отношению к инакомыслящим обычно применялась практика остракизма – изгнание из полиса, а иногда и более суровые меры наказания.
Одним из основополагающих принципов классической демократии был принцип равенства и всеобщего участия граждан в управлении полисом. Этот принцип был юридически закреплен как в правах, так и обязанностях всех граждан принимать участие в работе народного собрания, выполнять определенные общественные функции и осуществлять правосудие. Все должностные лица избирались или занимали свои должности по итогам жеребьевки на строго определенный срок. Вся их деятельность, особенно финансовая, строго контролировалась народным собранием.
Гражданство в античном полисе было весьма ограниченным. В категорию граждан не входили не только рабы, но и вольноотпущенники, женщины, а также выходцы из других городов. В результате граждане, т.е. те лица, которым принадлежали политические права, составляли меньшинство жителей античного полиса. Для привлечения к участию в общественно- политической жизни малоимущих граждан были максимально снижены имущественный и иные цензы, а неимущие граждане получали поддержку из государственной казны, а также плату за присутствие на общественных мероприятиях.
Таким образом, полисное самоуправление в Древней Греции являлось классической формой прямой, или непосредственной, демократии. Все законы и важнейшие решения принимались всенародно, без каких-либо опосредующих звеньев (партий, парламентов, чиновников) собранием граждан, неограниченная власть которого распространялась не только на все общественные, но и на многие формы личной жизни. Поэтому полисная демократия таила в себе опасность вырождения в тиранию большинства.
Золотым веком афинской демократии считается эпоха Перикла (V в. до н. э.), который фактически руководил народным собранием и считался вождем афинского демоса. Однако после смерти Перикла начинается упадок афинской демократии, связанный с резким усилением роли рабского труда, массовым разорением среднего класса, ростом имущественного неравенства. В политической жизни Афин усиливается влияние черни, а афинская демократия все более приобретает черты охлократии – власти толпы. Не случайно мы видим в целом негативное отношение Платона и Аристотеля к демократической форме правления, которое они отождествляли с властью толпы или худших людей (люмпенов, плебеев). Как известно, Платон и Аристотель не ошиблись в своих оценках в отношении режима охлократии, хуже которой, по их мнению, может быть только тирания. Именно такая форма демократии, при которой верховная власть принадлежит простому народу, который к тому же правит, не опираясь при этом на закон, более всего дискредитировала себя в истории.
Демократическое устройство, подобное эллинскому полисному самоуправлению, существовало в Древнем Риме, а также в средневековой Европе, где в эпоху господства авторитарно-монархических режимов правления имелись островки народовластия. Ими были средневековые города-республики, такие, как Флоренция, Генуя, Бремен, Новгород, Псков и др., где главную роль в политической жизни играли институты прямой демократии. Так, высшим органом власти Новгородской Республики считалось народное собрание (вече), которое принимало законы и важнейшие решения, избирало и наделяло полномочиями должностных лиц, осуществляло судебные функции, ведало вопросами внешней политики. Все свободные и экономически самостоятельные граждане были вправе принимать участие в работе народного собрания. Исполнительная власть в Новгороде принадлежала князю, который приглашался на княжение из других русских земель и проходил обязательную процедуру избрания. С князем вече заключало договор (ряд), который строго регламентировал его функции и полномочия. В случае нарушения договора князь по решению вече мог быть лишен полномочий, а иногда просто изгонялся из города. Помимо князя вечевое собрание избирало и других должностных лиц – посадника, тысяцкого, а также религиозного владыку – архиепископа. Для Новгородской Республики, таким образом, характерны все атрибуты прямой (непосредственной) демократии, которая сохранялась вплоть до захвата Новгорода Иваном Грозным в XVI в.
В XVII–XVIII вв. в ряде стран Западной Европы и Северной Америки возникла новая форма демократического правления, заложившая основы современной формы демократии. Главную роль в возникновении демократического устройства государства эпохи Нового времени сыграла идеология и практика либерализма и конституционализма.
Либеральная идейно-политическая доктрина сформировала совершенно новую систему ценностей, базовую основу которой составила идея свободной самоопределяющейся личности, приоритета ее интересов над интересами общества и государства, священность и неотчуждаемость естественных прав человека, их защиты как первоочередной задачи государства, правовое равенство всех людей, неприкосновенность частной собственности. Если либерализм заложил ценностные ориентиры демократического переустройства общества, то конституционализм – принципы функционирования политической системы. Поскольку формирование государств эпохи Нового времени исторически связано с процессом образования европейских нации и суверенитетом территориальных наций-государств, принцип суверенитета народа, т.е. признание народа (нации) источником верховной власти в обществе, явился исходным в системе принципов конституционализма.
Этот принцип реализуется прежде всего в том, что народу принадлежит право устанавливать и учреждать ту или иную фору правления, которая только с согласия большинства граждан становится законной (Дж. Локк). В отличие от классической формы демократии, принципиально новым элементом конституционной либеральной демократии является появление институтов народного представительства (парламентов). Это означает, что народ осуществляет власть не непосредственно, а через избираемых и сменяемых представителей, входящих в состав представительных органов государственной власти. Тем самым парламент, олицетворяя собой институт реализации народного суверенитета, становится обладателем высших законодательных полномочий. Непосредственное же участие народа в разработке и принятии важнейших политических решений ограничивается проведением референдумов и плебисцитов (опросов) или становится возможным путем так называемых народных инициатив.
Конституционализм предусматривает различные ограничители в осуществлении государственной власти, препятствующие перерождению демократии как в диктатуру меньшинства, так и тиранию (всевластие) большинства. Во-первых, это принцип приоритета конституции над политической властью. По сути, в конституционном государстве правит не столько народ в лице его представителей, сколько Основной Закон. Отсюда понятие "конституционное правление". Во-вторых, это – принцип разделения властей, позволяющий осуществлять действенный контроль общества за властью, поскольку, как отмечал еще в ХVIII в. Ш. Монтескье, общество в состоянии проконтролировать только ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противостоят друг другу. В-третьих, это – принцип равенства всех людей (в том числе и всех должностных лиц) перед законом, а также формально- правовое равенство всех граждан на принятие участия в политическом процессе.
Необходимо отметить, что представительная демократия эпохи Нового времени начинала формироваться в условиях господства абсолютизма в Европе, отсутствия свободы, незащищенности личности, правового и политического неравенства людей. Именно по этой причине основополагающей ценностью становится свобода и независимость отдельного индивида. Причем свобода с позиции либерализма понималась не в позитивном значении этого слова ("свобода для"), т.е. как возможность активного равноправного участия в политике, а в негативном аспекте ("свобода от") как право каждого человека быть огражденным от вмешательства со стороны других людей, общества, но прежде всего государства. Именно поэтому как теоретическая мысль, так и политическая практика пошли по пути решения проблем ограничения всевластия государства, защиты индивида от произвола властей, создание политических и правовых условий для самореализации личности.
Наиболее последовательно принципы либерализма и конституционализма были реализованы в Англии и США. Однако именно в этих странах дольше, чем в других, сохранялось противоречие между либерализмом и демократией. Прежде всего это касалось соблюдения демократического принципа политического равноправия граждан. Существовавшие в этих странах имущественные и иные цензы значительно ограничивали возможности участия граждан в избирательных кампаниях. Так, в США на момент принятия Конституции (1787) в понятие "народ Соединенных Штатов" включались только белые мужчины-собственники, имевшие постоянную оседлость, достигшие установленного конституциями штатов возраста и удовлетворявшие требованиям других цензов. В итоге полноправные граждане составляли меньшую часть взрослого населения США.
Среди теоретиков и практиков раннелиберальных демократий господствовало твердое убеждение, что к участию в выборах нельзя допускать несостоятельных лиц: неимущих, не осевших на какой-либо территории, неграмотных. В этом проявлялись как черты аристократизма, унаследованные от прошлой эпохи, так и трезвые оценки возможностей простого люда, особенно обездоленных, делать рациональный выбор. Все созданные на основе либеральных принципов представительные демократии XVII–XIX вв. были цензовыми, а потому по своей сути не являлись в то время властью народа в полном смысле этого слова.
Сам термин "демократия" по-прежнему понимался буквально, т.е. как непосредственное правление народа. Среди либерально-буржуазных кругов Запада конца XVIII – начала XIX вв. слово "демократ" употреблялось как синоним французского "якобинец". "Отцы-основатели" США созданную ими политическую систему смешанного представительного правления называли не демократической, а республиканской. Лишь в процессе отмены имущественного и иных цензов, с расширением круга избирателем, слова "демократия" и "демократ" постепенно реабилитируются и становятся вновь популярными.
Таким образом, либеральная форма демократии – это не прямое, а представительное народовластие. Народ выбирает своих представителей, но не участвует в управлении, имея однако достаточно широкие возможности оказания влияния на власть. Особенностью либеральной демократии является то, что право большинства уравновешивается различными ограничениями на применение власти, что позволяет учитывать и уважать интересы меньшинства. Классическая форма демократии как повседневное и непосредственное участие в управлении всех граждан в рамках большого политического сообщества, каким является национальное государство, стало практически невозможным. В результате изменилось первоначальное значение понятия демократии, которое по своей сути приблизилось к современному.
Итак, преемственность демократических политико-правовых и культурных традиций западной цивилизации приводит к созданию в эпоху Нового времени так называемой либеральной формы демократии, заложившей базовую основу современного демократического правления, а также изменившей представления и о самом понятии "демократия". (Одной из первых известных истории форм государственной демократии является возникшая в V в. до н. э. в городах-государствах древней Греции полисная демократия, которая считается классической)
2. Теоретические модели и концепции демократии.
Для более глубокого осмысления сущности и особенностей современной демократии рассмотрим ее теоретические модели и концепции. Если исходить из традиционного понимания демократии, то ее основным критерием будет вопрос "Кто правит" Согласно этому критерию все существующие концепции демократии можно разделить на две теоретические модели: коллективистские (идентитарные) и представительные (репрезентативные).
Теорию коллективистскойдемократии и ее основные принципы наиболее последовательно разработал Ж. Ж. Руссо. Руссо признавал в качестве подлинной только непосредственную (прямую) демократию. Его теория исходит из идеи суверенитета народа. Под народом понимается добровольное объединение людей в "единое целое". Народный суверенитет, согласно учению Руссо, – это осуществление общей воли. Общая воля не есть "лишь сумма изъявлений воль частных лиц", отражающая частные интересы граждан (воля всех). Суверенитет народа предполагает, что частные интересы должны уступить место интересам всего общества (общая воля). Отсюда Руссо делает важнейший вывод о неотчуждаемости суверенитета. Принцип неотчужденности суверенитета приводит Руссо к отрицанию представительной формы демократического правления. Суверенитет народа заключается в единой, общей воле, которая не может быть представляема. Народ как коллективное сообщество граждан может быть представлен только самим собой, а не избранными представителями. Его общая воля выражается непосредственно на собраниях. Она определяет законы и деятельность правительства, функции которого сводятся лишь к исполнению и чисто техническому обслуживанию решений народа.
Коллективистская теория демократии Руссо исходила из абстрактного понимания общего блага, которое рассматривалось как достижение наибольшего счастья. Поэтому по Руссо получалось, что можно насильно осчастливить людей. При этом не учитывалось, что у каждого человека имеется свое представление о счастье и о том, как его можно добиться. Попытки же в реальной жизни прийти к единому для всех пониманию счастья, сформулировать единую волю для его достижения неминуемо оборачивалось установлением деспотического правления, проникнутого "заботой" о всеобщем благе.
Основные принципы коллективной теории демократии Руссо получили в дальнейшем развитие в социалистической (марксистско-ленинской) концепции демократии. Эта концепция демократии развивалась в контексте общего учения о социализме и коммунизме. Поэтому по сравнению с теорией Руссо концепция социалистической демократии отрицала частную собственность (Руссо был сторонником имущественного равенства людей, но при сохранении мелкой частной собственности). Поэтому социалистическая концепция демократии носит полностью коллективистский характер при отсутствии всякой автономии личности. При этом теория социалистической демократии предусматривала сочетание принципов прямой и формально представительной демократии (избрание депутатов как делегатов для передачи общей воли через наказы избирателей, особая роль руководящего авангарда – коммунистической партии, призванного аккумулировать и предвосхищать волю народа).
Модель демократии Руссо в политической практике никогда не была полностью реализована. Попытки ее осуществления неизбежно приводили к подавлению свободы личности, массовому террору. Оказалось, что власть народа и даже большинства не может быть реальной без гарантированной индивидуальной свободы и других основополагающих прав человека. Поэтому в современной политической науке наибольшее распространение получили различные репрезентативные (представительные) концепции демократии, которые, несмотря на их различия, в противоположность коллективистским концепциям можно охарактеризовать как конкурентные.
Коллективистскую демократию нередко называютидентитарной. Это название отражает тот факт, что она исходит из целостности народа (нации, класса), наличия у него единой воли еще до акта ее публичного выражения иидентичности этой воли и действий представителей власти.
Отличительные черты коллективистской демократии.
Несмотря на существенные различия, разнообразные коллективистские теории демократии имеют рядобщих черт. К ним относятся:
1) коллективизм в трактовке народа, признание народа единым однородным целым, имеющим объективные, существующие еще до своего осознания общий интерес и волю;
2) отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как патологии или врага, подлежащего насильственному устранению;
3) коллективистское (близкое к античному) понимание свободы как активного равноправного участия гражданина в делах всего государства и общества;
4) тоталитарность, всепроникающий абсолютный характер власти, на деле осуществляемой вождями, отождествляемыми с народом (классом, нацией), полная беззащитность меньшинства, в том числе отдельной личности;
5) устранение самой проблемы прав человека, поскольку целое — государство — и без того заинтересовано в благополучии своих собственных составных частей;
6) всеобщая политическая мобилизация, преимущественно прямое участие граждан в управлении, рассмотрение представительных органов и должностных лиц не как самостоятельных в пределах закона и ответственных за принятые решения руководителей, а лишь как проводников воли народа, его слуг;
7) декларирование социальной демократии, перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении.
К Конкурентная модель демократии исходит из признания различия интересов в обществе и борьбы этих интересов,
которая происходит в открытом соперничестве борющихся за власть различных политических сил. Идеал конкурентной демократии – это свободное соперничество политических сил. Концепции конкурентной модели демократии предусматривают наличие органов представительной власти, которые обладают правом самостоятельно формировать волю народа, а в случае необходимости действовать вопреки ей под свою ответственность. Эти концепции исходят из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом правления; основой выработки общей воли институтами представительной демократии является принцип большинства. Однако при этом не должна править "диктатура" большинства, нарушающая демократические правила игры и затрагивающая неотъемлемые права человека. Поэтому концепции репрезентативной демократии предусматривают механизмы защиты меньшинства от возможности установления тирании большинства. Отношения между представителями народа и самим народом строятся на основе контроля (преимущественно электорального), доверия и определяются конституцией. Репрезентативная модель демократии, таким образом, является по своей сути не столько властью народа, сколько властью для народа и с согласия народа.
В современной политической науке можно выделить несколько наиболее распространенных концепций представительной модели демократии. Основным критерием их различий является не только и не столько вопрос о том, кто правит, сколько вопрос о том, как непосредственно осуществляется сама власть и управление государством?
Это, во-первых, модель, более отвечающая реальности. Она описывает реальное функционирование, например, западных демократий. Она, во-вторых, - так сказать, более скромная модель: не приписывает демосу той роли, которую он выполнить не в силах.
Согласно этой модели, роль народа состоит в том, чтобы формировать правительство (правление в самом широком смысле) путем выбора между представителями разных элит, которые соперничают в борьбе за политическое руководство.
Есть классическая формулировка ^ Иозефа Шумпетера (знаменитый экономист, политический теоретик - 1883-1950, “Капитализм, социализм и демократия”): “Демократический метод - это такой порядок принятия политических решений, при котором индивид обретает право на руководство путем конкурентной борьбы за голоса населения”.
Если вновь обратиться к тому же Кельзену, то мы увидим, что он определяет демократию (это в согласии с Шумпетером) как: “чисто формальный организационный принцип, который сам по себе совершенно не может претендовать на какую-то всеобщую и безусловную ценность по отношению к целям организации”.
То есть другими словами, когда мы говорим о демократии, мы говорим о том, что можно назвать методом создания организационного порядка, для которого первостепенную роль играет участие каждого в выработке организационных решений (в политике, скажем, в выработке государственных решений).
Постановка же содержательных целей или там идея равенства - все это к таким образом понимаемой демократии отношения не имеет.
Это очень важный момент. Демократия не связана с какими-то содержательными целями, например, она не гарантирует с необходимостью больше индивидуальной свободы, чем какой-либо другой метод социальной и политической организации. Процитирую еще одного немца - Карло Шмитта (его наследие сейчас все более выходит на первый план; консервативный теоретик):
“Демократия, может быть милитаристской или пацифистской, абсолютистской или либеральной, централистской или децентрализованной, прогрессивной или реакционной, и в разное время - разной, не переставая при этом быть демократией”.
Поэтому повторяю: демократия - это формальный организационный принцип, не связанный по крайней мере, напрямую с ценностями, которые кладутся в основу демократического порядка.
Тем не менее, эти ценности все же должны быть. Если мы хотим следовать формальной демократической норме (участие каждого в выработке решений), то, ясно, что здесь должны осуществляться и некоторые “содержательные” свободы (свобода слова, свобода собрания и т.д.)
Здесь есть некоторая диалектика, которую нельзя - или трудно - свести к формальным определениям.
Не случайно Шумпетер - один из основоположников конкурентной модели, был экономистом. Здесь мы видим модель, близкую модели рынка в экономике. Как на товарном рынке в условиях полноценной конкуренции продавцы контролируют друг друга, так и на политическом рынке - рынке голосов избирателей - партии стремятся максимизировать "прибыль", то есть количество голосов, чтобы таким образом прийти к власти или остаться у власти. Для этого они выдвигают свои предложения - политические программы, которые должны удовлетворять пожеланиям как можно большего количества избирателей.
Собственно, когда мы применяем словосочетания политический маркетинг, политическая реклама, мы продолжаем это уподобление политической борьбы рыночной борьбе. В этой модели, конечно, совсем другая степень участия, чем в классической (идентификационной) модели. Здесь народ не управляет. Политическое участие исчерпывается периодически повторяющимися актами выбора. В промежутке между выборами граждане не выполняют никаких политических функций.
Опять Кельзен:
“Демократия современного государства - это опосредованная, парламентская демократия, где общая воля формируется большинством тех, кто был избран большинством имеющих право политического участия”.
Это принципиальная модель, достаточно простая и понятная. Хочу только обратить ваше внимание еще раз на один пункт: это формальная модель. Демократия - формальный принцип, а не средоточие всего светлого и благородного, истинного и достойного.
Кроме того, важно отметить, что эта модель не всегда реализуется в действительности. Как на рынке товаров нет совершенной конкуренции, так и на политических рынках ее нет. Если использовать экономическую метафору, то и в политике очень часто имеют место картельные соглашения. Когда, например, группы, желающие сохранить существующий порядок, ограничивают поле конкуренции, договариваются, скажем, избегать некоторых тем, изолируют каких-то несговорчивых игроков, договариваются не затрагивать какие-то болезненные друг для друга проблемы и т.д. В результате оказывается, что реальной-то конкуренции не происходит, настоящих альтернатив не предлагается, зато сложившаяся партийная структура сохраняется.
Всякий может найти массу примеров того, как нарушается свободная конкуренция политических программ и точек зрения даже в нашей российской действительности. А уж в странах со сложившейся демократической структурой о свободе политической конкуренции вообще говорить очень трудно. Там рынок давно поделен, стабилен и новые игроки практически не допускаются. Пример: Хайдер в Австрии. Для охраны этой стабильности существует масса приемов и методов.
Либеральная концепция демократии основывается на либеральной идее суверенитета личности, т.е. приоритета индивида по отношению к обществу и государству. Согласно этой концепции не народ в целом, а отдельная личность является первичным источником власти. Отсюда – признание верховенства прав индивида над законами государства. Права индивида в целях защиты закрепляются в конституции, неукоснительное соблюдение которой контролирует независимый суд. Основной смысл политической демократии сводится к тому, чтобы она обеспечивала защиту граждан как от произвола властей, так и от беззаконных действий частных лиц, а также предоставляла гарантии управления в общих целях. Отсюда – несколько утилитарный подход к пониманию демократии, которая с точки зрения либеральной концепции в основном выполняет инструментальные функции по защите прав и свобод каждой конкретной личности. Типичное либеральное определение демократии дал сороковой президент США Р. Рейган: "Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера".
Концепция плюралистической демократии выросла из либеральной, унаследовав от нее такие основополагающие ценности, как индивидуальная свобода, права человека и т.п. Вместе с тем концепция плюралистической демократии отличается от либеральной. Основное отличие состоит в том, что, согласно плюралистической концепции, не личность и тем более не народ является центральные элементом демократической политической системы, а социальная группа, которая представляет собой главный субъект политики. Индивид без группы – безжизненная абстракция. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы индивид получает возможность выражения и защиты своих интересов. Народ с позиции плюралистической концепции демократии также не может выступать основным субъектом политики, поскольку представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных соперничающих за власть групп.
Теоретики плюралистической демократии считают, что подлинно демократическое общество по своей сути является плюралистическим, состоящим из совокупности бесчисленных малых групп, каждая из которых преследует свои собственные цели и интересы. В сфере политики эти группы организованы в политические партии и движения, группы давления, предпринимательские ассоциации, профсоюзы и т.п. Назначение демократии состоит в предоставлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы и тем самым влиять на ход принятия решений. Правительство выступает как посредник в сложных процессах взаимодействия соперничающих интересов социальных групп. При этом власть распылена между различными центрами конкурирующих сторон, а общая воля формируется как результат открытого конфликтующего взаимодействия различных групп-соперников, вырабатывающих наиболее приемлемые для всех решения на основе принципов компромисса и общего согласия. Таким образом, с позиции плюралистической концепции демократия призвана защищать права и интересы меньшинства, а также не допускать концентрации власти в руках наиболее могущественных групп. Заметим однако, что в реальной политической практике добиться реализации последней цели в современных демократических сообществах удается пока далеко не в полной мере.
Концепция элитарной демократии базируется на идее ограниченного участия народных масс в управлении государством. Один из основоположников элитарной теории демократии И. Шумпетер доказывал, что народные массы весьма равнодушны к любым процессам, которые непосредственно не связаны с их повседневной жизнью. В большинстве своем масса пассивна и некомпетентна в вопросах политики, а потому легко поддается манипуляциям профессиональных политиков. Рядовой гражданин, как считает Шумпетер, будучи дилетантом в политике, вряд ли может рационально формулировать общую волю, направленную на достижение всеобщего блага. На самом деле общая воля – это результат деятельности опытных профессионалов-политиков, которые в ней заинтересованы. Поэтому народ следует убедить в том, что отстаивание своих интересов и принятие политических решений следует полностью передоверить высокопрофессиональному меньшинству – элите, которая в состоянии рационально использовать демократические механизмы, сохраняя при этом свободу и возможности принятия решений.
Согласно концепции элитарной демократии элиты должны бороться между собой за право осуществлять власть в обществе, а участие народа ограничивается правом отдать предпочтение составу правящей элиты, а также правом периодического контроля за властными элитами с помощью механизма выборов. Таким образом, демократия, с точки зрения элитарной концепции, призвана выполнять чисто техническую роль. Ее назначение сводится к методу отбора наиболее одаренной и компетентной властвующей элиты, способной взять на себя ответственность по управлению государством.
Партиципаторная демократия (от «participate» - принимать участие) признает необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей, и даже не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т. п., но и непосредственно в политическом процессе - подготовке, принятии и осуществлении решений, а также контроле за их выполнением.
Эта теория исходит из трактовки демократии как универсального принципа организации всех областей общественной жизни. Демократия должна быть везде - в семье, школе, в университетах, на производстве, в партиях, государстве и т. д. В обществе не существует таких областей, которые находятся вне политики и не допускают демократического участия.
Главными целями партиципации (участия) являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности Максимальным расширением участия граждан в принятии решений на всех ступенях власти и во всех сферах жизнедеятельности человека достигается максимальный учет в политике интересов народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан. Участие многих людей в управлении увеличивает интеллектуальный потенциал для принятия решений, повышает вероятность их оптимизации, следовательно, обеспечивает рост стабильности политической системы и эффективности управления.
Критики теории партиципаторной демократии утверждают, что демократия не может быть универсальным принципом организации всей жизни общества, потому что она относится лишь к организации отношений между гражданином и государством, а, например, отношения между учениками и учителями, руководителями и подчиненными на производстве не могут определяться принципами свободы и равенства. Кроме того, критики данной концепции считают, что широкая политизация общества, чуть ли не поголовное участие ведут к тоталитаризму или популистскому авторитаризму, ограничивают индивидуальную свободу, создают угрозу частной собственности и предпринимательству, поскольку подчиняют личность решениям большинства, обычно склонного к уравнительности и идеологическим влияниям.
Теории политических режимов сложилась к 50-м гг. ХХ в. Однако многие вопросы и до настоящего времени остаются дискуссионными. Это касается вопроса о перерастании тоталитарных и авторитарных режимов в демократические.
Переход к демократии, как показывает исторический опыт, наиболее вероятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах.
Первая форма – усилиями сверху. Так происходит, когда стоящие у власти решают по своей воле воплотить программу демократических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, захвативших в 1964 г. власть, спустя некоторое время пошла на создание гражданского демократического правительства.
Вторая форма – связана со стремительным крушением существующих режимов и отказом от них в пользу демократии. В 1982 г. аргентинские генералы захватили Мальвинские (Фолклендские) острова. Через короткое время английские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это так сильно дискредитировало аргентинских генералов, что они вынуждены были уйти в отставку и передать власть гражданскому правительству.
Третья форма – постепенное проведение реформ, основанное на согласовании действий сил, стоящих у власти, и оппозиции. Примером может быть трансформация политического режима в Испании после смерти Франко. Здесь совместные усилия правительства и короля Хуана Карлоса I положили начало длительному пути прогрессивных преобразований в стране. Таким образом, процесс мирового перехода от тоталитарного и авторитарного режимов к демократии сложный, но вполне реальный.
3. Сущность и признаки современно политической демократии.
Демократия как определенная система власти по существу представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. За счет соучастия во власти всех слоев населения демократия открыта одновременно всем вариантам социального выбора. Как подчеркивает X. Линц, «демократия... это законное право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех политических институтов; обеспечение условий политической активности для всех членов политического сообщества независимо от их политических предпочтений... Демократия не требует обязательной смены правящих партий, но возможность такой смены должна существовать, поскольку сам факт таких перемен является основным свидетельством демократического характера режима».
Демократия – это способ функционирования политической системы, организации общественной жизни, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Характерными чертами демократического политического режима являются:
-избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании ;
-наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы ;
-разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, наличие механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними ;
- многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках Конституции ;
-принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства ; отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений;
К признакам демократического политического режима следует отнести следующие:
-участие населения в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии;
-принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства; развитое гражданское общество; существование правового государства ;
-выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям ;
- легитимность государственной власти ;
- демократический контроль общества над силовыми структурами;
-доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами насилия и принуждения ; провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина ;
-действие принципа «дозволено все, что не запрещено законом» ;
-политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его ;
-гласность, отсутствие цензуры в средствах массовой информации;
- реальное осуществление принципа разделения властей.
Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии