Роль императорского российского общества в становлении пожарного дела в России

Законодательная база пожарной безопасности после 1917

Разработка мер по предупреждению и тушению пожаров после февральской революции 1917 года. Октябрь 1917 года и пожарная охрана. Пожарная охрана в период гражданской войны.

Изменение кадрового состава пожарной охраны. Проект реорганизации пожарного дела в России. Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Создание Пожарного совета. Перевооружение пожарной охраны на механическую, автомобильную тягу. Повышение возможностей пожарных частей в результате механизации пожарного обоза.

Передача пожарной охраны в ведение НКВД. Установление единоначалия в пожарной охране. Изменения в структуре управления пожарной охраны.

Укрепления пожарной безопасности страны. Централизация управления пожарной службой. Создание ГУПО СССР. Возникновение и совершенствование «Положения о Государственном пожарном надзоре».

Деятельность пожарной охраны в годы Великой Отечественной войны. Героизм Ленинградского гарнизона пожарной охраны. Исследования по работе рецептур огнезащитных составов в 1917-1945 гг. Деятели пожарной охраны советской России в период с 1917-1941 гг.

Состояние пожарной охраны накануне Великой Отечественной Войны

Накануне Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой уже хорошо организованную силу. Она в централизованном порядке обеспечивалась квалифицированными кадрами, необходимой пожарной техникой, специальными видами снаряжения. Вся боевая и профилактическая работа противопожарной службы строилась по единым уставам и наставлениям. Республиканские, краевые и областные центры, крупные города, большинство районных центров охранялось профессиональными городскими пожарными командами (ГПК), содержащимися за счет местного бюджета.

Военизированная охрана имелась только на объектах оборонного значения.

В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД стали составной частью общегосударственных мероприятий и вошли в пожарную службу местной противовоздушной обороны (МПВО), но оперативно подчинялись Главному управлению пожарной охраны (ГУПО) страны. Пожарная охрана, взаимодействуя с формированиями МПВО, свела на нет расчеты противника на массовые пожары. Ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных или массовых пожаров.

Следует отметить, что по мере возникновения и роста тех или иных угроз создавались, как подчеркивалось выше, необходимые силы и организационные структуры, начиная от соответствующих служб обеспечения безопасности на объектах и территориях, вплоть до образования государственных многонациональных систем защиты населения и территорий, разрабатывалась и принималась необходимая законодательная и нормативная правовая база.

Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом была обусловлена, прежде всего, ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.

В России (СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень были подняты сразу после гражданской войны, что было обусловлено появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны. Кстати, впервые правила поведения граждан при налетах самолетов противника были изложены уже 8 марта 1918 г. в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей».

Роль императорского российского общества в становлении пожарного дела в России

Императорское Российское Пожарное Общество

Большую роль в развитии пожарной охраны Российской империи сыграло «Российское пожарное общество», с 8 июня 1901 г. – «Императорское Российское пожарное общество» (ИРПО), образованное 14 июня 1892 г. на I съезде русских деятелей по пожарному делу. Пожарное общество создавалось по инициативе активных деятелей России и положило начало духовному единению пожарных Российской империи.

Деятельность ИРПО носила многогранный характер. В его задачи входило «изыскание, развитие мер предупреждения и пресечения пожарных бедствий», помощь пожарным и лицам, пострадавшим от пожаров, улучшение противо-пожарного водоснабжения, издание пожарно-технической литературы, проведение съездов, выставок, конгрессов. Первым председателем Главного Совета ИРПО был избран граф Александр Дмитриевич Шереметев. Основными источниками финансирования Совета ИРПО и сети местных добровольных пожарных организаций являлись разовые взносы почетных членов, страховых компаний, денежные лотереи, продажа пожарной техники, трубоочистные работы и др. На их содержание государство средств не выделяло. В сферу деятельности Общества входило совершенствование не только добровольной, но и профессиональной пожарной охраны.

С 1 марта 1892 г. в России впервые начал издаваться журнал «Пожарный». Издателем выступал граф А. Д. Шереметев. Редактором был Александр Чехов, брат знаменитого писателя. В журнале, выходившем два раза в месяц, публиковались статьи о технике и практике пожарных, отчеты о деятельности отечественных и зарубежных команд, корреспонденции с мест, библиография, статистические данные и прочее. За три года «Пожарный» успел оставить за собой прочную репутацию солидного и полезного специального издания.

По инициативе Главного совета Российского пожарного общества с июля 1894 года в Санкт-Петербурге стал ежемесячно выходить журнал «Пожарное дело». Редактирование журнала осуществлял князь А. Д. Львов. Создатели нового печатного органа были уверены, что журнал «явится лучшим проводником к живому обмену», объединению всех мыслей и интересов деятелей противопожарного дела на Руси и послужит к его еще большему упрочению и развитию.

Именно на страницах этого журнала развернулась полемика по поводу создания Особого противопожарного присутствия, на которое была бы возложена функция предупреждения пожаров. На него возлагали издание обязательных правил о постройках, об очистке труб, ремонте печей. Все страховые полисы в обязательном порядке должны были проходить через этот орган. Современники видели в этом одну из главных мер, противодействующих злоупотреблениям в страховании. Здесь же предполагалось проводить проверку материалов дознания о причинах пожаров. Присутствию предоставлялись права закрытия зрелищных сооружений, построенных с нарушениями строительных норм, устанавливать места торговли легковоспламеняющимися жидкостями и другое. Пройдет еще более 30 лет, прежде чем в России появится Государственный пожарный надзор, создания которого так настойчиво добивались прогрессивные пожарные деятели прошлого века. Знаменательно, что этот журнал продолжает выходить и сегодня. Он уже начал отсчет второго столетия своего существования.

Реклама ИРПО на страницах журнала "Пожарное Дело" Реклама ИРПО на страницах журнала "Пожарное Дело"

Реклама ИРПО на страницах журнала «Пожарное Дело»

К марту 1893 года был подготовлен Устав Соединенного Российского пожарного общества. Рассмотрел Устав Общества император Николай II утвердил его установив «августейшее покровительство». Но Общество по-прежнему оставалось самостоятельной общественной организаций, действующей строго в рамках уставных положений состоящего из 82 параграфов.

Знамя Сводного Российского Пожарного Общества

Знамя Соединенного Российского Пожарного Общества (восстановлено по описанию)

17 мая 1893 года в имении графа А. Д. Шереметева, Ульяновке, в присутствии представителя Министерства внутренних дел России состоялось торжественное открытие действий Соединенного российского пожарного общества. Здесь же прошла церемония освящения его знамени.

Членами Пожарного общества, находящегося под покровительством особ дома Романовых, стремились стать состоятельные люди (именитые купцы, домовладельцы, торговый люд и чиновники). Для которых Советом Общества были установлены солидные членские взносы, вносимые на проти-вопожарные цели. В качестве морального поощрения и престижа меценаты награждались медалями, орденами, нагрудными знаками и другими «высочайшими» отличиями. Люди дорожили и гордились своим членством в пожарном обществе.

Золотой знак вручался почетным членам и членам-благотворителям ИРПО. Первой категории предоставлялось право ношения мундира МВД 5-го класса (статского советника), второй – 6-го класса (коллежского советника). Серебряный знак предназначался для тех, кто входил в состав правления, начальников команд и цейхмейстеров городских пожарных обществ, а бронзовый – для всех членов пожарных дружин и команд ИРПО.

Тогда же, 8 июня 1901 г. был Высочайше утвержден знак «Императорского Российского пожарного общества», которым награждались за отвагу на пожаре или беспорочную службу в городских пожарных командах. Он украшался вензелем «ВА» – великого князя Владимира Александровича, шефа пожарных.

После его смерти в 1909 г. обязанности почетного председателя ИРПО перешли к великой княгине Марии Павловне, в связи с чем поверх аббревиатуры «ВА» легла литера «М» — ее личный вензель и 27 января 1912 г. этот знак был Высочайше утвержден.

В первый год своего существования ИРПО объединяло только 70 местных организаций; в 1914 г. их было 3600, в том числе:

Кроме того, в ИРПО было зарегистрировано более 1400 сельских пожарных обозов, обслуживаемых крестьянами; число действительных членов Общества составило около 400 тыс. человек.

27 июня 1897 г. Николай II утвердил Устав «Всероссийского Общества взаимопомощи пожарных деятелей» под названием «Общество Голубого Креста», учредителем которого стал Главный Совет «Российского пожарного общества». Вновь учрежденное Общество ставило следующие цели:

обеспечивать пожарным и их семьям известное вознаграждение за последствия несчастных с ними случаев, происшедших во время исполнения ими обязанностей пожарной службы;

оказывать материальную помощь пожарным и их семьям, если потеря трудоспособности или смерть произошли хотя бы и не от несчастного случая, но во время исполнения ими пожарной службы;

оказывать содействие пожарным деятелям из числа членов кассы по застрахованию их от несчастных случаев в страховых учреждениях.

Объявления Общества Голубого Креста в журнале «Пожарное Дело»

Все пожарные находились под защитой «Голубого Креста», членство в котором отмечалось нагрудным знаком, Высочайше утвержденным 27 июня 1897 г.

Капитал «Общества Голубого Креста» состоял из членских взносов, добровольных пожертвований, доходов с капиталов, сборов от меро-приятий и т.д. «Обеспеченное вознаграждение для каждого пожарного» не могло быть менее 100 и более 1 тыс. рублей, «на случай его смерти и полной неспособности к труду» или менее 10 коп. и более 1 руб. «суточного вознаграждения на случай временной неспособности к труду».

Служба в профессиональных пожарных командах была односменной, рабочий день длился по 15-16 часов. О том, что труд пожарных являлся тяжелым, изнурительным, сопровождался травмами, увечьями, гибелью свидетельствуют беспристрастные цифры. С 1901 по 1914 гг. в Росси травмы различной степени тяжести получили 2300 пожарных, из которых около 10% стали инвалидами, а 24% погибли. Только в Московской команде в 1912 г. пострадало более 34% личного состава пожарных. В случае болезни или увечий нетрудоспособные пожарные получали от «Голубого Креста» значительные пособия, а в случае смерти материальная помощь оказывалась членам семьи погибшего пожарного.

В 1913-14 гг. Совет общества участвовал в разработке нового пожарного устава. Общество размещалось в Санкт-Петербурге на Б. Морской ул., 39, там же находились Музей пожарных инструментов и библиотека. В 1916 году Советом Императорского Российского пожарного общества был представлен последний отчет о состоянии пожарного дела и Общества в России, как результат последствий первой мировой войны (1914-1915 гг.).

После октября 1917 года Общество прекратило существование.

Наши рекомендации