Проектирование избирательных кампаний
4.2.1. Проектная документация.
Проектная документация избирательной кампании включает в себя следующие документы.
1. Проект избирательной кампании, состоящий из трех частей:
- стратегия;
- тактика;
- план-график кампании.
Проект избирательной кампании разрабатывается ядром штаба под руководством менеджера и (или) привлеченными для этой работы консультантами.
2. Спецпроектыизбирательной кампании. Напомним, что под спецпроектом понимается комплекс связанных единой идеей мероприятий, охватывающих несколько направлений кампании. Спецпроекты удобнее не включать в основной проект кампании, а оформлять отдельным документом, содержащим описание спецпроекта и план-график его реализации.
3. Предложения по уточнению и корректировкам перечисленных документов (если таковые потребуются в ходе кампании).
4. Проект рекламной кампании, содержащий предложения по разработке агитационных материалов и порядке агитации. Данный проект разрабатывается основным подрядчиком по агитационно-рекламному направлению или же (при отсутствии единого подрядчика) руководителем этого направления.
Перед тем, как перейти к подробному описанию порядка проектирования кампании – несколько слов о значении проектной документации.
Мы последовательные сторонники известного правила: если что-то не изложено на бумаге – значит, оно отсутствует вообще. Если у вас нет написанной стратегии – значит, вы ведете кампанию без какой-либо стратегии; если у вас нет документа под названием план-график – значит вы ведете кампанию без графика и т.д. Все принципиальные решения, принимаемые в процессе кампании, должны быть в обязательном порядке документированы.
Не следует рассматривать это требование как стремление к излишней и ненужной бюрократизации. Избирательная кампания – крайне трудный, громоздкий и плохо управляемый процесс, подверженный множеству случайных и плохо контролируемых факторов. Она проявляет постоянную тенденцию расползаться и выходить из-под контроля.
Детальная разработка проектной документации и постоянное удерживание кампании в рамках документированных предложений является единственным способом сохранить ее управляемость на протяжении выборов. Время и усилия, затраченные на разработку проектов, окупятся с лихвой. Хорошо продуманный проект позволит постоянно держать ситуацию под контролем и не даст кампании превратиться в беспорядочное нагромождение идей, людей и ресурсов. Не следует также забывать, что избирательная кампания не только сложное, но и весьма дорогостоящее мероприятие. До ее начала весьма полезно детально просчитать, на что пойдут средства и зафиксировать такой расчет на бумаге. Несколько слов об объеме документации. Мы сторонники коротких документов: стратегия, независимо от масштаба кампании, не должна превышать 15-25 страниц; тактика – 30-40 страниц (до 50 страниц для кампаний крупного масштаба). Излишне пухлые проекты свидетельствуют о неумении авторов фокусироваться на реальных проблемах кампании и отделить главное от второстепенного.
Разработка стратегии
При определении стратегии избирательной кампании можно выделить следующие этапы.
1. Анализ обстановки, включающий:
- определение основных характеристик округа включая его проблемы (проблемное поле);
- определение электоральных предпочтений избирателей;
- оценку тенденции изменения электоральных предпочтений;
- оценку стартовых позиций конкурентов;
2. Выявление основных проблем предстоящей кампании.
3. Определение положительного образа кандидата, который следует предъявить избирателям.
4. Определение путей расширения образа кандидата и компенсации его антиобраза.
5. Определение стратегии по отношению к конкурентам.
6. Формулировку тем избирательной кампании.
7. Уточнение и корректировку стратегии.
Далее мы подробнее остановимся на каждом из этих этапов формирования стратегии.
1. Анализ обстановки.
Исходными данными для анализа обстановки являются:
- паспорт округа (п.3.5.2.) включая электоральную историю;
- результаты социологической пристрелки: данные базового опроса (а также базового мониторинга, если таковые имеются) и информация, полученная методом экспертных оценок, фокусированных интервью и другими методами (п. 3.4.4);
- данные о конкурентах: их состав, биографии, ресурсы (приблизительно).
Анализ обстановки включает: